Дорога к храму - как идти?

   «Каждая дорога ведёт к храму», - так гласит одно из древних высказываний прошлого. Стоит ли с этим высказыванием спорить я не знаю, ведь вне зависимости от того, верит ли человек в Бога или нет, на своём жизненном пути, он неизбежно встретит, и не один раз, место где стоит определённое строение, предназначенное в своей основе для поклонения Богу.
    Часто, в своей повседневной деятельности, человек просто не замечает этих строений, он озабочен чем-то «более важным и насущным», чем поклонение Богу. Его рот, как говорится в Писании, побуждает его работать, а когда он много работает и приобретает, казалось бы, всё необходимое для жизни и благочестия, в игру вступают две сестры ненасытимости – «давай-давай», которые не позволяют ему остановиться, и оторвать свое время на это непонятное занятие. А если, к тому же в храме предстоит совершить пожертвование, то к указанным двум сестрам присоединяется и злая тётка «Жадность», которая имеет очень склочный характер.
    И всё же многие из нас хотя бы однажды переступали этот порог храма, и входили туда, где в идеале должна каждый раз происходить удивительная встреча Всемогущего и Святого Бога с ограниченным и грешным человеком. К сожалению, не всякое посещение храма сопровождается этим событием, но, как думается мне, дело не в Боге, а в самом человеке, его чувствах, намерениях, исканиях и ожиданиях.
Ведь одно дело прийти в великолепный храм на экскурсию и посмотреть на это строение как на архитектурный шедевр прошлого, и совсем другое дело прийти, может быть и не в столь величественное строение, но с желанием встретиться там с Богом, поговорить там с Ним наедине, излить Ему свою душу и все те волнения, которые ты самостоятельно не способен разрешить.
    «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают» - писал Екклесиаст (Еккл. 4:17) Из этого высказывания мудреца вытекает то, что простое посещение храма, даже если мы там жертвуем свои средства, не всегда может принести нам пользу.  Казалось бы, парадокс, но нет, в глазах Бога наше жертвоприношение, может быть принято только тогда, когда оно приносится со смирением и сокрушением своего духа -  своего эгоистичного «Я». Нет, конечно же ваше пожертвование в храме примут, но не все те пожертвования, что приносились или приносятся в храмах угодны Богу.
    Как говорил пророк Самуил послушание и повиновение для Господа более приятно и лучше, нежели наши жертвы. (1Цар.15:22) Однако мало кто идет в храм для того чтобы послушать, что скажет Бог ему. В одном, из исполняемых в наших церквях гимнов, есть удивительные слова: «послушаем, что скажет Бог, из книги дивной и святой…», и тем не менее, даже вполне осознавая и воспевая эти простые истины, мы, увы, не всегда приходим в храм (дом молитвы, костёл и т.д.) для встречи с Богом.
    Однажды мне довелось участвовать в доверительной беседе с одним разочаровавшимся бывшим пастором-раскольником. Он сделал возмущение в церкви и способствовал тому, чтобы церковь разделилась. Причиной, по которой всё это произошло было его внутреннее неудовлетворённость в служении. Как он выразился «ушло вдохновение», и вот такими методами, как раскол церкви, поиск тех, кто всецело разделял его взгляды, и поиск противников, кто не был согласен с его мнением, привели к печальному, болезненному итогу, церковь разделилась, начались духовные болезни, которые способствовали тому, что часть обращенных в христианство людей ушли назад в мир, т.к. не увидели в церкви того, о чём правильно проповедуется, но не всегда исполняется.
    Да и сам инициатор поиска служения «по вдохновению» в конечном счёте не был удовлетворён (впоследствии он сменил несколько христианских церквей и деноминаций и эмигрировал в США). Тем не менее его вопрос «как нужно идти в храм?» некоторое время для меня был открыт, потому что, положа руку на сердце, и я не всегда иду в храм по вдохновению. Этому есть объяснения, но всё же как нужно идти в храм?
    Мы уже обсудили ряд условий и поняли, что, во-первых, в храм нужно идти для поклонения Богу и личной встречи с Ним, во-вторых нужно быть готовым Его услышать, в-третьих, услышав Бога быть готовым исполнить то, что Он скажет, в-четвёртых быть готовым к жертве, благоугодной Богу (и это не только денежные средства, которые, часто мы готовы опустить в церковную сокровищницу, но и наше время, силы, способности, образ жизни). Но всё же, при осознании всех этих условий и их выполнения, вопрос пастора – раскольника имеет место. Как можно на него ответить? И прежде всего для себя? Ведь не только он, но и многие, однажды пришедшие в церковь по вдохновению, позже, утратив его, оставили церковь, обвинив при этом служителей, прихожан, а порой и самого Бога.
    Несомненно, то, что, приходя в храм по вдохновению, мы испытываем особые глубокие чувства, это и эмоциональный подъём, и волнующее всё наше естество, ожидание, и многое многое-многое другое что трудно выразить на бумаге, но что несомненно нас наполняет, когда мы вдохновлены.
     Всегда ли так с нами? Со мной, увы, нет. Так что же теперь, искать другую церковь, храм, деноминацию, а может и религию?  Нет, и ещё раз нет! Смена обстоятельств поклонения Богу, может лишь отчасти и на некоторое время внести некоторые изменения, принятые нами за вдохновение. Вдохновение – капризное и очень ранимое чувство, которое не подвластно нам.
     Мне вспоминаются слова апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» - 1Кор.3:16. Если мы согласимся с этими словами, то тогда всё встанет на свои места: мы не испытываем вдохновения идя в храм не потому, что там священник или служение неправильное, а потому, что наш собственный храм не в порядке, часто своими действиями или мыслями мы оскорбляем Духа Святого, а потом ищем вдохновения?
     Прежде чем испытать вдохновение в церковном здании храма, нужно внутренний свой храм привести в порядок и дать возможность Духу Святому работать с нашим естеством – нашей греховной плотью. Это не всегда приятно, так как Дух Святой не только Утешитель и Адвокат, но порой и строгий Судья, осуждающий нас. Кому это приятно, кто хочет менять свои греховные наклонности? Для этой внутренней борьбы и изменений нужен опыт веры, который приходит, но не так быстро, как этого хочется.
     Давая наставление молодому служителю Тимофею, апостол Павел писал: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» – 1Тим.4:16. Это справедливо не только для служителей, но и для каждого христианина: во-первых, необходим самоанализ своей жизни, веры, поступков и т.д., во-вторых, глубокое личное изучение Слова Божьего, и лишь затем его провозглашение с целью спасения самого себя и других. При всём этом это условие должно присутствовать с нами всегда – постоянно, но на практике так ли это?
Ответ опять, увы, не в нашу пользу, поэтому вопрос постоянного вдохновения при служении Богу, пребывания в храме, христианской жизни и т. д., я, с вашего позволения снимаю. Это вовсе не означает, что нам не нужно всеми силами стремиться к нему, но это означает лишь то, что мы должны быть честными перед собой и Богом, когда идём в храм, или служим Ему.
     Вне всякого сомнения, прийти в храм по вдохновению прекрасно, тому пример приход старца Симеона, когда он принял на свои руки младенца Христа, и пророчески произнёс всё то, что Бог, уготовил для всего мира и этого Мессии (Лук.2:2-35).
Но не менее ценно перед Богом и приход в храм по обыкновению, что более часто для нас, тому пример служения священника Захарии, будущего отца Иоанна Крестителя (Лук.1:5-22), который по обыкновению, в порядке, установленном в храме служил перед Богом. Там, во время этого обычного служения, он испытал особое присутствие Духа Божьего, ему явился архангел Гавриил, и предрёк ему всё то, что и произошло впоследствии, что он станет отцом Того, Кто обратит сердца людей к Богу. Это обычное служение для Захарии стало особенным и вдохновенным в один миг, Бог коснулся его, Бог проговорил ему, Бог исполнил всё то, что сказал в храме, не только для него, но для всех людей! Ждал ли чего-либо подобного Захария?  Нет, не думаю, ибо он вступил в диалог с ангелом, приводя свои аргументы, что так не будет (ибо он уже стар). Но так стало, и здесь важно для меня то, что священник Захария служил Богу постоянно: будь это по вдохновению или, по обыкновению.
     Бог может и нам дать Своё вдохновение, когда мы идём в храм просто по обыкновению, важно на мой взгляд только ещё одно условие: идём ли мы в храм прославить Бога, или просто пожаловаться Ему на нашу «горькую долю» земного странствования.
     А ты, дорогой друг, замечаешь ли храм, и идешь ли по дороге к нему идущей? Даже, если ты и не разу в жизни не встретил храма, и там не был, знай, что встреча с Всемогущим и Святым Богом неизбежна в вечности!
    Иди к Богу и прими жертву крови Иисуса Христа, иди в храм и служи Богу и людям.
    Выбор за тобой…


ТВГ, г. Барнаул, август 2018 г.


Рецензии
Я предпочитаю ходить в шахматный клуб,однако.

Виталий Поляков 2   10.06.2020 03:26     Заявить о нарушении
В шахматы клуб тоже хорошо. У нас в церкви, например, недавно проходил шахматный турнир. Правда победа или поражение в нём, носили временный характер. Когда же мы идем в храм на поклонение Богу, наше временное -соприкасается с вечным.

Виктор Тарасенко   22.09.2020 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.