Ступени времени. картина 23

                Конечно  Лариса вернулась вместе с мужем и Саша тут же ощутил ей
                присущую  нетерпимость к чужому мнению. Она любила поставить
                собеседника в неловкое положение своим утверждением, что он
                неправильно воспринимает тот или иной факт или действие. И тому
                требовалось  это утверждение поддержать или опровергнуть. Она
                могла вдруг произнести какую-то фразу на иностранном языке и
                попросить собеседника объяснить как он эту фразу понял. Это
                подавляло и раздражало. Именно этот  прием отбивал у её дочери
                желание изучать с ней иностранные языки.

Лариса – Саша, Вы так часто бываете в Москве, где так много длинноногих красавиц и вдруг решили
      жениться на моей не столь яркой дочери?

Саша – Длинноногих красавиц, отправляясь в Москву, я встречаю уже в самолете. Но эти яркие
      стюардессы не вызывали у меня желания жениться.
 
Лариса – А насколько сильно Вы любите мою дочь?

Саша– (это раздражало, хотелось ответить резко, но достойно) Настолько, чтобы сделать девушке
      всего лишь второй раз в жизни предложение пожениться.

Лариса – А как скоро мы сможем дождаться защиты Вашей диссертации?

Саша – Ну, для того чтобы Вы могли говорить своим знакомым, что выдали дочь за доцента, придется
     нашу свадьбу отложить минимум года на два-три.

Лариса – Как долго! Это бесчеловечно.

Саша – Ну тогда говорите им, что я пока просто непризнанный гений.

                А тут еще и будущий тесть донимал Сашу тем, что
                убеждал его не ходить зимой с непокрытой головой, 
                теперь становящейся ему не чужой.  По его заботливому
                мнению Сашину голову необходимо было покрывать кепкой,
                которую он специально для этого привез из Ленинграда.

Саша – (В разговоре с матерью) Я понимаю, что всем родителям хочется, чтобы у их дочерей были
     здоровые мужья, не нуждающиеся в бесконечном лечении, но я  не хочу и не буду носить не
     приглянувшуюся мне кепку и какие-то несуразные ленинградские туфли из кожзаменителя.

                Все трудности, которые обнаруживались в отношениях Саши
                с родителями Елены перестали будоражить Сашу после того
                как они с Еленой зарегистрировались и стали жить у
                Александра. Но вскоре-

Елена – Саша, теперь, когда я в положении, мне все труднее и труднее стало добираться до места
      работы. Давай на время поселимся у моих родителей, откуда гораздо ближе до работы, да и
      работа  моего  отца расположена в двух шагах от моей. Мы часто будем ездить вместе.

Саша– Ну что ж, раз я сопровождать тебя каждый день не могу, то давай переселимся.

                Сказано – сделано. Они на время переселились. Саша, для
                них с Еленой, из трех комнат выбрал удаленную от улицы,
                проходную, ту, в которой всегда спала Елена. Лариса
                негодовала –

Лариса– Саша, но ведь комната Анастасии, в которой Вы прожили много лет выходит на ту же улицу
      что и наша и Вы должны были давно привыкнуть к уличному шуму поутру.
 
Саша – Но здесь вблизи перекресток и машины вынуждены останавливаться с выключенным мотором и
      затем вновь его заводить. И потом, я уже много лет живу в поселке ТЭВЗ, а там тишь да
      благодать. К тому же есть выход – поставить  небольшую ширму.

                А в это время, исправив ошибку, полученную ими при
                решении семи уравнений с семью неизвестными и
                переделав все опорные элементы модели, которая
                воспроизводила одно полюсное деление ТЭД с
                компенсационной обмоткой ТЛ-2К, они приступили
                к созданию модели тягового двигателя
                безкомпенсационной обмотки НБ-412, на базе
                которого был создан ТЛ-2К.

Саша– Я тут надумал создать ещё одну модель. Модель двигателя с беззубцовым якорем, в корпусе
      такого же размера что ТЛ-2К и НБ-412.

Алик– Отлично, но его ещё надо рассчитать.

Саша– Никаких проблем, сделаем.

                Когда это решение было выполнено и модель двигателя,
                условно названного ТЛ-2БП была создана и исследована, они
                поехали в Ереван показать результаты А.В.Иванову-
                Смоленскому, который был приглашен в тамошний
                политехнический институт прочесть цикл лекций.

Саша, Алик – Георгий Михайлович, все сделанное нами, Алексей Владимирович одобрил и дал согласие 
      быть у обоих первым оппонентом при условии, что обе диссертации будут защищаться в один
      день.
Георгий Михайлович – Это прекрасно. Остается подобрать вторых оппонентов и, что самое главное –
      разделить вами полученный обширный материал на две независимые темы.

Алик – Георгий Михайлович, этого решения у нас с Сашей нет. Мы в этом больше  надеемся на Ваш  и
      Вахтанга Георгиевича опыт.

Георгий Михайлович – Мы, конечно, подумаем. Но и вы думайте.

                Наконец, Саша во второй раз стал отцом и во второй раз отцом
                дочери, которую в память бабушки Елены назвали Варварой.
                Когда в очередное лето Лариса и Жора в очередной раз
                отправились в отпуск в Ленинград, Саше выпала роль ночного
                дежурного при отказывающейся спать по ночам дочери. В
                дневное же дежурство Елены она отлично высыпалась.
                Когда теща и тесть вернулись, Саша решил дня два пожить у
                отца, чтобы иметь возможность просто отоспаться.

Лариса Михайловна– Елена родила ребенка для себя, Вы можете не беспокоиться. Мы Вас не будем
       преследовать.

                Саша бросился к жене и пересказал ей заявление тещи. Он ждал,
                что та скажет – ну это сказано просто в пылу раздражения и
                нежелания подключаться к ночным бдениям около малышки. Но
                жена молчала  как истукан и смотрела на него отрешенным
                взглядом. Тогда-то Саша и решил остаться жить у отца. И
                остался.

Саша – (в разговоре с отцом)Я надеялся, что постепенно Елена из под влияния своей мамы перейдет
     под мое влияние, но этого не произошло. Я проиграл.

Александр – А что говорит по этому поводу Анастасия?

Саша – О последнем событии она пока ничего не знает. Но она сама по себе перестала туда
     приходить, я только сейчас это осознал.

Александр – Тогда смею сделать вывод, как бы тебе это не покажется неприятным,  но ты им нужен
     был просто как производитель ребенка в законе. О тебе вспомнят, когда ты начнешь прилично
     зарабатывать, потребуют алименты.

                А на научном фронте все запланированные исследования и на
                натуре и на моделях были произведены и осмыслены. Оставалось
                только решить задачу их разделения на две независимые
                диссертации и составлять тексты описания проделанного.

Саша – (в разговоре с Аликом)Я пришел к выводу, что мы в одной диссертации должны описать
     создание моделирующей установки, а в другой - привести результаты  проведенных с её помощью
     исследований  магнитных полей трех тяговых двигателей разных конструкций – ТЛ-2, ТЛ-2К,
     ТЛ-2БП.

Алик – Гениально просто, а какая часть кому?

Саша – Предоставляю выбор тебе.

Алик – Тогда мне первую.

Саша – Так и запишем.

                Не меньше их самих найденным решением были довольны и Георгий
                Михайлович с Вахтангом Георгиевичем. Теперь такая разбивка
                материала казалась им сама собой разумеющейся.

Саша – (в разговоре с Аликом) Не думаешь ли ты, что нам в наши научные руководители надо вписать
     Вахтанга Георгиевича, ведь именно к нему мы ходили советоваться, когда не были уверены в
     чем-то. Так что иду с этой идеей к шефу.

Алик – Но ты ведь понимаешь, что это не может понравиться Георгию Михайловичу.

Саша – Подозреваю, но это может понравиться Вахтангу Георгиевичу, в конце концов - это моя
    признательность за сотрудничество.

Алик – Так-то оно так, но мне, которому Георгий Михайлович дает преимущество перед тобой,
    неудобно так поступить. Но если он безболезненно ответит на твое предложение, то и я это
    сделаю.

                Георгий Михайлович с пониманием отнесся к предложению Саши вписать
                вторым руководителем его диссертации Вахтанга Георгиевича.
                В итоге Вахтанг с удовольствием воспринял тот факт, что оба
                аспиранта попросили шефа включить его вторым руководителем.

Алик – В отделе аспирантуры требуют доказательства того, что  наши диссертации не содержат
    открытий, не защищенных авторскими свидетельствами.
Саша – Мы нашли способ передачи без искажений сигналов от вращающихся датчиков Холла через
    вращающиеся в расправленном припое латунные оловинируемые диски. Этот метод превзошел
    известный метод передачи через ртуть. Но на посланную заяв-ку на авторское свидетельство
    пришел отказ. Чтобы доказать нашу правоту нам придется бодаться с ними ещё несколько
    месяцев. Предоставим этот отказ, как и второй в котором мы описывали метод регистрации
    передвигаемого в зазоре заторможенного  двигателя постоянного тока  датчика Холла  с
    одновременной регистрацией его местонахождения относительно коллекторных пластин.
    Предоставим отказы на регистрацию в соответствующую службу  института и делу конец.

Алик – Жалко отказываться от изобретений, да и институту урон. Но ты прав – придется на это
    пойти, иначе неизвестно когда нам разрешат защищаться.

Саша – А как у тебя сложились дела со вторым оппонентом?

Алик – Прекрасно. Мой второй оппонент – доцент соседней кафедры  «Электрический привод».   Он
    вместе со мной разобрался в моей теме и составил вполне грамотное выступление. А как твой?

Саша –Это небезызвестный тебе Михаил Захарович, который будучи моим начальником в СКБЭ не дал
     тогда мне возможность приобщиться к моделированию. Сейчас он декан и заведующий кафедрой.
     Единственный вопрос, который он мне задал, был вопрос о том  кто предложил его кандидатуру
     на оппонирование моей диссертации. К сожалению, он считает, что может без моей помощи
     разобраться в моей работе, но боюсь, что этого он не осилит.
 
Алик –Ну и черт с ним. Пускай позорится, лишь бы в итоге  диссертацию одобрил.
 
Саша – К сожалению, из всех присутствующих во всех деталях смогут разобраться человек 5-6, а
     остальные спокойно прослушают и  его несуразицу.

Алик – При таком обороте дел, можно ожидать, что Алексей Владимирович захочет поправить
     ошибающегося коллегу  и поставить все на свои места. Знаешь, Саша, тебе нужно будет не
     допустить этого.

                Саша и Алик как в воду глядели – когда выступал Михаил Захарович,
                Алексей Владимирович сказал сидящему с ним рядом Саше, что это
                невозможно слушать, и он вынужден выступить вторично с поправками.
                Саша  убедил его не делать этого, так как в итоге тот дал хорошее
                заключение, а среди присутствующих только они с Аликом, Вахтанг,  шеф
                и второй оппонент Алика понимают все более-менее досконально.
                На следующий день после защиты Алексей Владимирович сказал ребятам –

Алексей Владимирович - Вы просто молодцы. Мне известны несколько случаев, когда двое товарищей
      вместе работали над диссертациями,  но по набранному материалу защищался только один, а
      защита второго происходила много позже или  вообще не происходила. А у вас, Александры
      Александровичи, все получилось, один не подмял другого. По национальной принадлежности, 
      как я разобрался, оба вы полукровки – у вас один родитель русский, а другой грузин. Но так
      как национальность у нас полагается  принимать по отцу, то один из вас русский, а второй
      грузин.  Желаю вам  успехов в научной карьере и дружбе. Пожалуйста, не теряйте связи со
      мной, всегда буду рад быть вам полезным.

                Через некоторое время на кафедре для  Саши дали место ассистента
                и все, вроде бы, наладилось.

Алик - Срок пребывания Георгия Михайловича на посту заведующего кафедрой подошел к концу и по
    всей вероятности будет избран Вахтанг Георгиевич. Как ты на это смотришь?

Саша –По-моему, неплохой вариант.

                В это время из Москвы Анастасия получила сообщение, что у её
                сестры Лёли обнаружен рак.

Анастасия – Саша, Тихон там в растерянности и панике, кому-то из нас нужно слетать к ним.

                На несколько дней Саше удалось вырваться в Москву.

Тихон – Мы несколько лет стояли в очереди на переселение, просили предоставить нам жилье на
       первом этаже. Состарившись, с трудом, поднимались на пятый этаж дома без лифта. Наконец
       получили тут, на  Соколиной горе, на втором этаже эту однокомнатную. И тут у Лёли
       обнаружили рак, забрали в больницу, проводят химиотерапию.  Врачи не обнадеживают. Полная
       неопределенность. Меня, достигшего 70- летнего возраста, отправили на пенсию.  Детей у нас
       с Лелей не появилось. Надеялся на то, что уйду первым, ведь я старше её на 12 лет. А тут
       вон как, даже соседей знакомых нет. Правда, на днях заглядывали и сюда и к Леле в больницу
       её друзья – супружеская пара Роза и Мотя,  да бывшие соседи по старому дому – родители
       Лёлиного крестника - Тома и Коля.

Саша– Мы - мама, Инна и я - все время будем с вами. Если Лёлю не удастся вылечить, а я очень
      надеюсь, что удастся, Вы переедете к нам в Тбилиси.

                Вскоре Лёлю выписали из больницы и она оказалась способной
                вести хозяйство. Каждый день её посещала медицинская сестра,
                которая взяла на себя обязательство снабжать их продуктами.
                Как-то зимой,  находясь у Лёли в гостях, позвонила Стелла,
                учившаяся уже в пятом классе, с просьбой к Саше взять её к
                себе.

Анастасия – Саша, не паникуй, просто ребенок закапризничал и, будучи в обиде на ма-му или отчима,
     обратился к тебе за помощью.

Саша– Вот именно – за помощью. И я обязан её забрать.

Анастасия –А может оказаться, что через пару дней она передумает.  Ведь она от тебя отвыкла.
     Помнишь, когда пару лет тому назад мы с тобой забирали её из Сочи на дачу в Подмосковье, она
     при встрече бросилась не к тебе, а ко мне.

Саша– Ну и  что из этого следует? Зачем это неприятное для меня напоминание? Может, поехать за
     ней хочешь ты?

Анастасия –Дело совсем не в том кто за ней поедет. Неизвестно как к этому отнесется Люся, даст ли
     согласие и документы. А как ты здесь собираешься жить с 11 летним ребенком?  С Еленой у тебя
     отношения не восстановлены, вы живете с ней порознь. У Александра появилась новая супруга и
     она часто бывает в вашем с ним доме. Как они на это посмотрят? Не спеши, переговори с
     Люсей...
Саша– Нечего мне с ней обсуждать, раз ребенок просит забрать её – значит надо забирать.  Вот
     только закрою экзаменационные ведомости и рвану в Москву.

                И уже в первых числах января Саша направлялся к дому, где
                жила Люся с мужем.  Люся со Стеллой  ждали у дома –

Люся –  Саша, не делай этого, не ходи к мужу. Все уже улажено.Тебе не о чем беспокоиться.

Саша– Моему ребенку грозят, как мне сказала Лёля со слов Стеллы, что её за непослушание грозят
     сдать в закрытое учебное заведение.
Люся –  Ну ты же понимаешь, что эта угроза делалась моим мужем в воспитательных целях. Я бы этого
     никогда не допустила.
Саша – Вот я и намерен во всем досконально разобраться. Я представляю себе как пожилому человеку
     трудно жить в одной комнате с женой и её ребенком. Я поднимаюсь, если подождете, то
     результат узнаете от меня.

                С мужем Люси договориться было несложно, так как их желания
                совпадали , и Саша буквально через 15 минут уже спустился к
                Люсе и Стелле.

Саша– Ну что ж, вопрос решен – Стелла едет со мной. Тебе, Люся, надеюсь, хватит двух дней, чтобы
     собрать все необходимые документы для прописки и устройства Стеллы в школу в Тбилиси. И,
     конечно, нужна вся её одежда. Я эти дни, естественно буду у Лёли, если что звоните.

Люся –  (жалобным тоном) Так неожиданно, так быстро. А что мне делать с твоими алиментами,
     которые будут приходить?

Саша – Что поделаешь, на больший срок меня с работы не отпустили. И все не так страшно – летом
     увидитесь. А алименты откладывай, ещё пригодятся.

                На этом они распрощались и Саша ушел.
                В Тбилиси все сложилось довольно разумно. Родители Саши
                сразу же согласились на все его предложения – Анастасия
                вышла на пенсию и с понедельника по пятницу жила у Саши,
                занимаясь ребенком и домом. На субботу и воскресенье она
                уезжала к себе, и тогда Сашу со Стеллой мог навещать
                Александр с женой, которые теперь перебрались в
                однокомнатную квартиру жены Александра.

Саша – Стелла, я обошел три школы в округе и ни в одной из них не преподают французский язык,
    который ты учила в Москве. Придется тебе учить английский.

Стелла – Папа, а я справлюсь? Ты мне поможешь?

Саша – Конечно, ты их быстро нагонишь, ведь иностранный язык в пятом классе только и начали
    изучать, и прошло только две четверти. Мигом нагоним.

Стелла – Значит, я возвращаюсь в ту школу, в которой  начинала учиться и часть двора которой,
    видна из нашей лоджии?

Саша– Все правильно, ты возвращаешься в свою школу.

                На работе у Саши произошли перемены - заведующим кафедрой стал
                Вахтанг Георгиевич –

Вахтанг Георгиевич – Саша, я предлагаю Вам стать моим заместителем. Вы мне поможете навести
      порядок на кафедре. К примеру, выполнить Ваше же предложение, чтобы преподаватели объявляли
      студентам заранее  какие темы дипломов будут в текущем учебном году  им предложены и  сами
      студенты смогут выбирать тему диплома и её руководителя. Нужно обновить некоторые
      лабораторные задачи, да мало ли что мы с Вами нового сможем ввести. Кстати, неплохо было бы
      создать учебники по курсу электрических машин на  русском и  грузинском языках для групп
      нашей специальности.
 
Саша – Уважаемый Вахтанг Георгиевич, вот тут присутствующий Алик может подтвердить, что я сейчас
      оказался в трудном положении – мне пришлось перевезти из Москвы к себе дочь от первого
      брака, и со второй женой  у меня не заладилось - она с дочерью живет у своих родителей.
      Когда-то нужно и вторую дочь навещать. Таким образом, у меня на руках дочь пятиклассница,
      которой приходится изучать английский язык вместо французского, который она изучала в
      Москве. Поэтому все свободное время я вынужден посвящать ей и её занятиям. Вынужден
      отказаться от Вашего лестного предложения, Вы уж извините.

Вахтанг Георгиевич – Я решил в кафедральной работе опираться на Вас и Алика.
 
Саша– Вот и возьмите заместителем Алика.

Вахтанг Георгиевич – Алика я хотел нагрузить работой с вечерними и заочными группами. Всегда с
      ними путаница – не знаешь сколько человек  в группе.

Саша– Усилия Алика на эту работу тратить жалко, ставьте его вместо меня.

Вахтанг Георгиевич – Так ведь Алик ещё и заместитель декана. Впрочем, Георгий Михайлович, видимо,
     скоро покинет  пост декана, вот тогда и посмотрим.

                После того как они с Аликом ушли от Вахтанга, Алик
                сказал -

Алик – Ты хоть понимаешь, что ты наделал?

Саша – Тактично отказался от ненужной мне нагрузки, эффектно прикрывшись дочерью.

Алик – Да он просто оскорблен твоим отказом. Ты нажил врага, беги назад, кайся, может ещё
       простит.
Саша – Жаль если ты правильно описал его восприятие, но свободное время мне дороже, чем дружба с
       ним.
Алик – Ну, как знаешь.

                Для того что бы отказ от должности заместителя не казался
                Вахтангу обидным  отказом от сотрудничества с ним, Саша вместе
                с Аликом решили использовать намерение  Вахтанга написать
                совместно с ними учебник для групп их специальности и
                предложили ему  обозначить  изложение какого  материала
                возьмет  на себя каждый из них. Для того чтобы уловить стиль
                его изложения они даже стали посещать его лекции.

Вахтанг Георгиевич – Очень хорошо, что вы не стесняетесь слушать вместе со студентами мои
     лекции. Это даст возможность приблизить наши изложения разных вопросов предмета, и учебник
     не будет казаться мозаичным. А следующим летом я и Саша начерно набросаем первую часть
     учебника – «Машины постоянного тока».

                Они наметили кто какие главы пишет. А вскоре наступило и лето,
                которое Анастасия, Саша со Стеллой и  Инна с мужем и сыном
                хотели провести в деревне, но по приезде туда выяснилось, что
                Люся обещала своим родителям, что часть лета Стелла проведет у
                них.

Саша– Стелла, хочешь в Сочи к дедушке с бабушкой?

Стелла– Хочу, конечно, я их давно не видела, да и поплавать хочется. А в сентябре приеду к вам в
      Тбилиси.

                Саша Стеллу в Сочи отвезти-то отвез, но вот привезти в Тбилиси
                не удалось. Люся сообщила, что понадобилось присутствие ребенка
                в Москве, и она  туда  ее  забирает. Просила как можно быстрее
                переслать ей необходимые  документы. Саше не оставалось ничего
                другого как выполнить её просьбу.

Лёля – Люся со Стеллой были у меня. Оказывается, муж Люси скончался и его взрослые дети от
    первого брака хотели отсудить квартиру. Поэтому Люсе и понадобилось присутствие ребенка,
    прописанного в этой однокомнатной квартире вместе с ней. Дело в суде решили в пользу Люси,
    правда вся мебель из квартиры оказалась вывезенной.

                К тому времени как Саша с Аликом получили дипломы доцентов, им 
                дали читать престижные лекции «Электрические машины» в группе
                русского сектора их специальности. Первую половину курса читал
                Саша, вторую - Алик.
                Что касается продвижения работы Вахтанга Георгиевича и Саши  над
                учебником, то дело развивалось так -

Саша – Вахтанг Георгиевич, я могу Вам передать мною написанные главы и по мере того как Вы будете
      их просматривать буду их дорабатывать, следуя Вашим замечаниям.

Вахтанг Георгиевич – Прекрасно. Но мне, к сожалению, не удалось высвободиться, и я свою часть
      работы не сделал.

Саша – Вахтанг Георгиевич, если Вы не против, я могу продолжить написание оставшихся глав. Хорошо
      было бы нам для их обсуждения время от времени встречаться.

Вахтанг Георгиевич – Ну давайте ориентировочно для этого выделим, (разглядывает  в своей
     карманной книжечке график своей аудиторной нагрузки)- второй и четвертый вторник месяца,
     часов этак в 10. Вас устроит?

Саша – Вполне, Вахтанг Георгиевич.

                В первый же назначенный день Саша со всеми своими записями и парой
                учебников пришел к Вахтангу Георгиевичу на обсуждение написанного
                им материала, но оказалось, что тот занят обсуждением
                лабораторных работ с заведующим лабораторией. Прождав в кабинете
                час, он вынужден был уйти. Во второй его приход в назначенный день
                повторилась та же история - Вахтанг Георгиевич обсуждал какой-то
                вопрос с другим членом кафедры и не уделил времени Саше.

Алик – Саша, Вахтанг Георгиевич просил меня узнать, почему ты в назначенные вторники к нему на
      обсуждение  с написанным материалом не приходишь?

Саша – Потому что я считаю нашу договоренность расторгнутой после того как просидел без дела в
      его кабинете два своих прихода в назначенные вторники.  С меня достаточно.

Алик – Смотри Саша – проиграешь. Смири свою гордыню, ведь так заманчиво  оказаться соавтором
      основного учебника для групп нашей специальности. Пойди, переговори с ним, может все
      образуется.

Саша – Да я понимаю, что на деле проиграю и соавтором учебника не буду, но я выиграю в уважении к
      самому себе, своему времени и своему труду.

Алик – Я вижу уговаривать тебя бессмысленно. Но мне жаль – ты подставляешь себя, этим все не
      закончится. Жди других неприятностей.

Саша– Я начинаю привыкать к тому, что у меня не складываются хорошие отношения с начальством,
      может это так и должно быть?

Алик– Я не менее тебя чувствую неправоту начальства в некоторых их действиях и думаю, что на их
      месте я бы так не поступил, но начальство есть начальство и я смиряюсь.

Саша – По сути дела я тоже смиряюсь, коль не увольняюсь и продолжаю служить под их начальством.

Алик– С моей точки зрения это просто дополнительный вызов – плевал, мол, я на тебя и твои
      возможные репрессии.

                А вскоре Саша получил сообщение от Лёли,что у Тихона обнаружен
                рак легкого. Через пару недель он скончался. Саша с Лёлей
                похоронили его на Преображенском кладбище в ограде,  где была
                похоронена  Надежда Симфориановна - бабушка Саши.


Рецензии