Методология проекта амбивалентного капитализма

         Термин «амбивалентный» относится к мышлению, когда оно использует и традиционную и кривую логику. Традиционная логика соблюдает закон тождества, А есть А, кривая логика нарушает этот закон, утверждает, А есть Б,  А не есть А. Вместе получается, что А есть и не есть А. Обнаруживается антиномийная двойственность А. Антиномия – противоречие.
         Двойственность труда обнаружил великий Маркс. Он решил, что с развитием труд становится двойственным, и абстрактно-всеобщим и конкретно-особенным. Двойственность труда раскрывает его амбивалентность. Она проявляется в том, что труд есть и не есть конкретно-особенный, а также он есть и не есть общественный, абстрактно-всеобщий.
         Двойственность, антиномийный дуализм труда передаётся продуктам труда и собственности на них, которая соединяет факторы производства, производительные силы. Собственность на производительные силы есть их связь, без которой не может начаться процесс труда, производства, в результате которого появляются продукты, вещная форма труда.
         Получается, что собственность может быть двойственной. В этом случае она и конкретно-особенная и абстрактно-всеобщая, и та и та. Здесь имеет место конъюнкция, а не дизъюнкция, выбор или (либо) абстрактно-всеобщая, или (либо) конкретно-особенная форма собственности. Или та, или та. При конъюнкции используется союз «и», при дизъюнкции союз «или».
         Известно, что марксистский проект общества, а проектирование относится к управлению, вобрал в себя общественную – абстрактно-всеобщую форму собственности, а буржуазный проект общества вобрал в себя частную – конкретно-особенную форму собственности. В борьбе коммунистов с буржуазией за установление формы собственности можно видеть выбор, дизъюнкцию. Если при формировании социального проекта использовать конъюнкцию, и общественную и частную формы собственности, проект окажется комбинированным. Во избежание классовой борьбы, создавать социальный проект надо на конъюнкции.
         Чтобы лучше понять суть конъюнкции, обозначим собственность как А, общественную её форму, как В и частную форму, как С. Теперь можно видеть, что, в одном случае, А есть Б, а в другом случае А есть С (А не есть Б). Поскольку при конъюнкции нельзя выбирать одно из двух, приходится говорить А есть и не есть Б, а также А есть и не есть С. Поскольку эти утверждения амбивалентны, они раскрывают амбивалентное мышление в основе конъюнкции.
         Амбивалентное мышление не приветствуется в философии. А без философии социальный проект не будет иметь классической формы. Поскольку  конъюнкция несёт утверждение, то, следовательно, она опирается на катофатический метод, используемый в теософии, богословии. Он противоположен апофатическому методу, основанному на отрицании предикатов (определений), например, Бога. Бог, Абсолют в этом случае понимается, как не это и не это. В результате мысль приходит к тому, что за предикатами ничего нет. Бог объявляется непознаваемым, или трансцендентальным, потусторонним его определениям, предикатам.
         В диалектике Г.Гегеля можно обнаружить отрицание отрицания, двойную апофатику. В ней Абсолютная идея отрицается через отчуждение, затем идёт отрицание этого отрицания (утверждение)называемое «возвращением к себе иной». Так осуществляется развитие Абсолютной идеи или Духа.
         Считается, что К.Маркс поставил диалектику Гегеля «с головы на ноги». Развитие получила не Абсолютная идея, а природа, объективная реальность, также и социальная реальность, общество. В развитии общества выявлены ступени или общественно-экономические формации. Их пять. Они последовательно сменяют друг друга. И это объективный социально-исторический процесс, имеющий определённую логику. Логика состоит в том, что в основе общества последовательно меняются типы способа производства. Считается, что способ производства и его типы как бы возникли сами собой, их никто из людей не изобретал. Потому сам собой вслед за капитализмом должен был придти коммунизм, вначале его первая фаза – социализм.
         Следует отметить, вторая фаза коммунизма, как предрекал К.Маркс, не наступила, а к концу ХХ столетия нарушилась последовательность смены формаций. В СССР и других соцстранах социализм сменился капитализмом. История пошла вспять. В результате возник кризис марксизма – составной части социального проекта под названием государственный коммунизм.
         После падения социализма капиталистическую систему с новой силой начали сотрясать экономические кризисы, приводящие к политическим кризисам. Поиск выхода из перманентного волнообразного капиталистического кризиса потребовал системного анализа, так называемых исходных данных – первой фазы социального управления. В процессе анализа так называемая проблемная ситуация должна переводиться в научную проблему, вскрывающую основное противоречие, которое следует исключить.
         Беда такого анализа состоит в том, что на противоречии базируется диалектика, следовательно, социальное развитие. И если противоречие удалить, исчезнет развитие. Противоречие заключено в антиномийной двойственности труда и собственности. Труд и собственность должны быть одновременно и абстрактно-всеобщими и конкретно-особенными. То есть не следует выбирать, либо общественную форму собственности, либо частную форму собственности, а надо и ту и другую. И таким образом следует делать предпочтение не дизъюнкции, а конъюнкции, следовательно, амбивалентной катофатике как методологии.
         Тем не менее, история свидетельствует, что этого не происходит. Амбивалентное мышление не используется в методологии социального проектирования. Попытка конвергенции капитализма и социализма закончилась неудачей, так как основатели проекта не нашли необходимой методологии из-за того, что их мышление использовало только традиционную логику.
         Итак, методология создания проекта нового общества это амбивалентная катофатика. Капитализм в проекте получается амбивалентным, основанным одновременно на двух противоположных формах собственности, частной и общественной. Общественная собственность в СССР была тождественна государственной собственности, а государство – обществу. Государство было работодателем и осуществляло тотальный нём. Наём – признак капитализма. То есть вместо социализма в СССР был построен государственный капитализм. Поэтому новый проект относится к новому капитализму.


Рецензии