Послесловие. Лысенко Михаил Яковлевич

               

               

Родился я в 1916 году в городе Белая Церковь. Для Украины это были суровые времена, поэтому мои родители - Яков Яковлевич 1854 – 1947 г.г., и Ефимия Игнатьевна 1877 – 1972 г.г., в поисках лучшей жизни в 1917 году уехали в Казахстан.
По словам родителей, дорога до конечного пункта, села Ждановка, Атбасарского района, Акмолинской (Целиноградской) области - явилась величайшим испытанием для всей нашей семьи.
По пути следования были утеряны документы, в том числе и моё свидетельство о рождении.
В Казахстане пришлось получать новое свидетельство по факту обращения 1917 годом, поэтому у меня стало два года рождения. 
Много лет спустя, после войны, я побывал в ЗАГС-е города Белая Церковь, получил копию свидетельства о рождении 1916 годом и таким образом восстановил справедливость.   
 

Как я уже говорил, мне чудом удалось выжить на этой войне, но все мои братья – Степан, Андрей, Григорий и Александр погибли.


Степан 1901 г.р.
    
Погиб во время эвакуации завода на Украине. Больше о нём ничего не известно…


Андрей 1903 г.р.

Служил в 387-й стрелковой дивизии - пекарем.
11.08.1942 года в Ульяновском районе, Орловской области попал в плен и был отправлен в польский город Люблин, в концлагерь Майданек. Лагерный номер -743.
Умер 28 июня 1944 года, за один месяц до освобождения концлагеря нашими войсками. По случайному стечению обстоятельств, концлагерь освобождала
57-я гвардейская стрелковая дивизия, в составе которой в это время воевал его младший брат Александр.               


Григорий 1912 г.р.

Служил в 427-м ОАТБ (отдельном автотранспортном батальоне) 9-й армии.
11.07.1942 года пропал без вести при выполнении боевого задания в Ростовской области, там, где я проходил срочную службу.
Вместе с Григорием в одной части служил и вернулся с войны наш земляк Анатолий Пилипас, который видел, как во время бомбёжки Григорий на гружённом боеприпасами автомобиле переезжал через реку Дон, а когда дым рассеялся, оказалось, что моста уже нет.
Неизвестно, переехал Григорий на другой берег, или погиб на переправе?



Александр 1923 г.р.

В Отечественной войне с осени 1941 года. Сначала в составе 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. Генерал-майора И.В.Панфилова, где в результате боевых действий в районе Демянского котла, был тяжело ранен и 03.03.1942 года отправлен в 504 госпиталь.
После излечения воевал в составе 9-го гвардейского стрелкового полка, 3-й гвардейской стрелковой дивизии, а 30.07.1943 года попал в плен у реки Миус, где дивизия с 27 по 30 июля находилась в окружении.
В сводках 9-го гвардейского стрелкового полка, Александр числится погибшим и захороненным  в Украинской ССР, Сталинской области, Снежнянском районе, на хуторе Гараны.
После войны моим родителям пришло письмо из города Никополь, Днепропетровской области, в котором сослуживец моего брата Александра - Павлов Григорий Васильевич 1920 г.р., сообщил, что они вместе с Александром и группой сослуживцев находились в плену под Одессой, затем бежали и до прихода наших войск, скрывались в катакомбах. Когда освободили от фашистов город Одессу - 10.04.44 года, мой брат Александр и Григорий Павлов вторично были призваны в Красную Армию, Беляевским РВК, Одесской области.
Затем мой брат Александр служил наводчиком 82-х миллиметрового миномёта в 170-м гвардейском стрелковом полку 57-й гвардейской стрелковой дивизии, бойцы которой освобождали город Люблин и концлагерь Майданек.
Гвардейцы этого 170-й гвардейского стрелкового Демблинско-Берлинского Краснознамённого ордена Суворова полка, под командованием Героя Советского союза полковника Дронова Никиты Дорофеевича – первыми ворвались в Берлин. В этом полку 13 - героев Советского союза и 14 - полных кавалеров ордена Славы.
Мой брат Александр тоже заслужил награды:
в августе  1944 года - медаль «За отвагу»          
в феврале 1945 года - орден «Славы 3-степени».   
Так же Григорий Васильевич Павлов в своём письме сообщил, что 09.02.1945 года, находясь в дозоре, от разрыва шального снаряда, мой брат Александр получил смертельное ранение в сердце, и был похоронен в братской могиле, недалеко от местечка Маншнов, Бранденбургской провинции.   



Ещё в моей семье были три замечательные сестрёнки, которых я очень любил – Дуня, Мария и Елена.
    
Дуня умерла от внезапной болезни, когда ей исполнилось восемнадцать лет.    
    
Мария - 1918 г.р., в замужестве Чуприна, родила двух детей - Василия и Шуру, прожила счастливую жизнь.
    
Лена - 1926 г.р., была самой младшенькой, я любил и жалел её больше всех. Лена с детства была инвалидом, ей трудно было ходить, но она излучала энергию и жизнелюбие. Люди, обделённые здоровьем, постоянно испытывают физические и моральные страдания, поэтому лучше  других ощущают чужую боль. С мужем Цымбал Николаем у них родились замечательные дети – Вера, Надежда, Сергей и Александр.               
Лена очень счастливо прожила свою жизнь и умерла в Рождество Христово.
   

После войны у меня родились два сына - Григорий, Василий и доченька - Нина!
К моему величайшему горю, в 1951 году скоропостижно скончалась жена Ксения, и я с четырьмя детьми остался один. Младшенькому Василию на тот момент исполнился всего лишь один год, благо, что старшему сыну Анатолию, родившемуся до войны, было уже четырнадцать, и вместе мы как-то справились с этой бедой.
Забегая вперёд, скажу, что мой сын Анатолий, родившийся до войны,  стал кавалером ордена  «Трудового красного знамени» и ордена «Знак почёта».               

Через какое-то время после смерти жены Ксении, я повстречал Женю, у неё уже был сынишка Толя. Так у меня стало два сына Анатолия. У нас с Женей родились двое сыновей - Валерий и Николай. Мы вместе прожили замечательные годы.               
Судьба всю жизнь испытывала меня на прочность, и я имел несчастье похоронить вторую свою жену.               
                               

Пройдёт немного времени, из памяти начнут уходить суровые военные годы, наших следов почти не останется, так пусть эти записи послужат ещё одним доказательством тому, как миллионы солдат не щадя своей жизни, защищали любимую Родину! Неважно как называется она сейчас - Советский союз, Россия  или Казахстан. Я жил в Казахстане, а погибал под Сталинградом, Ленинградом и на границе Белоруссии с Латвией. И всё это наша любимая Родина!!!               
    
Быть может, в воспоминаниях, я не всегда слишком лестно отзывался о некоторых своих командирах? Пусть они за это меня простят. Я поступал по принципу: «Лучше горькая правда, чем сладкая  брехня».   
               
               
Вот и закончилась моя история военных лет, а с нею незаметно и вся жизнь...   
                               
               
                05.04.1986 г.               


Если понравилась глава, можно прочитать всё произведение по адресу: "Воспоминания о войне" Лысенко Михаил Яковлевич http://www.proza.ru/2018/05/31/1649    


Рецензии