6. Это потом... И кто, и чем, и как помог

Это потом я стал читать «Реквием» более внимательно, анализировать и подмечать недосказанное или слегка подкрашенное.

Это потом я увидел президента и клуб как бы Дон Кихотом, одиноко фехтующим против всей «вялой» интеллигенции страны.

Это потом я понял, что по «Реквиему» клуб «Под интегралом» самозародился, самоукрепился и стал единственным средоточием культурной жизни Академгородка, «оазисом свободы слова» в Академгородке.

Это потом соратники Бурштейна заметили, что он не назвал практически ни одной фамилии, не отразил ничьих заслуг, ни придумщиков и фантазёров, ни талантливых организаторов.

Это потом позицию автора «Реквиема» чуть разъяснил деликатный Министр странных дел Гера Безносов.

Впрочем, в предисловии к изданию расширенного эссе  объясняется, что «текст был подготовлен непосредственно перед августом 1991 г., пришествие которого чувствовалось как неизбежность, но исход которого был заранее неясен и поэтому фамилии активных «подинтеграловцев» в воспоминаниях не названы».

Там же были упомянуты и те, кто помогал клубу в его становлении, без помощи которых клуб бы не родился, не выжил, не укрепился, не стал бы частью ауры свободолюбивого Академгородка, явлением в его культурной жизни.

Без объединённого комитета профсоюза, фактически сказавшего «Кафе-клубу «Под интегралом» быть!».

Без его невидимой поддержки, ограждении от постоянных нападок феномен, именуемый клубом «Под интегралом», не состоялся бы, не превратился бы в символ свободолюбия и бесстрашия научной и студенческой молодёжи Академгородка.

Без Дома культуры, опекавшего «Интеграл», как мать опекает своего ребёнка ежедневно, ежечасно, ежеминутно Клуб не выжил бы в труднейших условиях всевозможных запретов, предоставляя ему финансирование, возможность оплаты персонала, а при необходимости и тысячный зал.

Хотя считается, что именно интеграл впоследствии создал «Созвездие клубов», на самом деле, изначально все клубы создавались при ДК «Академия» и опекались им, а формально, да и фактически всегда оставались при ДК.

Просто с появлением «числителя» и «знаменателя» в здании клуба «Под интегралом» были решены вопросы удобных помещений, необходимых для функционирования многих клубов.

Профсоюзный комитет и его Дом культуры были матерью «Интеграла», а если продолжать использование метафор, то заботливым папашей был академик Воеводский, обеспечивший «Интегралу» поддержку ряда членов президиума СО АН и его председателя академика М.А. Лаврентьева.

Что касается комсомола, то в те времена мы все верили в могущество молодёжной организации, в её способность «горы свернуть».

Кроме того, комсомол Сибирского отделения АН возглавлял весьма авторитетный и харизматичный лидер – Борис Мокроусов, умевший своими речами на грани фола и обещаниями «всесторонней помощи» внушать надежды, привлекать доверчивые души молодых людей, воспитанных на примерах героизма комсомольцев «в борьбе за свободу».

И до поры до времени, в своей деятельности «Интеграл» подчёркивал свою связь с комсомолом. Тем более, что после ликвидации комитета комсомола СО АН в райком комсомола пришли молодые люди из институтов СО АН и НГУ.

Сева Костюк и, особенно, Светлана Рожнова были для «Интеграла» своими. На первых порах у райкома не было претензий к клубу. А у клуба к райкому.

Светлана Рожнова, секретарь райкома комсомола по идеологии, не претендовала на руководство клубом, на контроль его деятельности.

Но шло время, Светлана Рожнова ушла в аспирантуру, круг её интересов замкнулся на клубе «Гренада».

Партия начала борьбу с идеологическими диверсиями, воспитывая соответствующим образом партийных и комсомольских функционеров, и райком комсомола с Севой Костюком во главе стал претендовать на руководство клубом, на контроль за дискуссиями и прочей его деятельности.

А тут ещё у райкома появились деньги «Факела».

А тут ещё райкому партии удалось ослабить ОКП и ДК, избавиться от председателя ОКП и директора ДК «Академия», поставив на ключевые должности послушных исполнителей.

И первый секретарь райкома комсомола, что называется, закусил удила», пошёл ва-банк.

Только тогда руководители клуба «Под интегралом» поняли, что пора перестать ориентироваться на переродившихся комсомольских деятелей. Что нужно в новых условиях вести самостоятельную политику.

До поры, до времени дружественную позицию занимал и ЦК ВЛКСМ, но это быстро прошло. Об этом будет рассказано немного позже.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/13/80


Рецензии