Девчонка -душа!

      Сегодня выходной день, суббота. Наконец-то я выбралась на рынок, чтобы сделать давно запланированные покупки.
 
Трамвай  был переполнен. Люди суетливо толкались, выходя и продвигаясь по салону. Хотелось присесть, на пальце ноги  разболелся вросший ноготь, но я решила постоять. Какой смысл мне было садиться, если я постоянно кручу  головой, выискивая, не находится ли рядом тот, кто старше меня. Поэтому я предпочитаю в транспорте больше стоять. Хотя, моя одна знакомая Ирина, мне уже несколько раз говорила, что если она не присядет, то лишится возможности кому-то уступить и сделать добро. Она утверждала, что вечером, засыпая, должна себя хвалить за прожитый день. День проходит так быстро, что  и не успеешь сделать доброе. Ирина доказывала мне, что это место может занять невоспитанный человек и не предложит его женщине или старикам. Потом  гордо заявила, что я день проживаю зря, без добра. И уступить место – это цель её дня. Я с ней не спорила, может быть Ирина и права.

Наш трамвай был сегодня молодёжным. В основном ехали школьники на какое-то соревнование. С ними был молодой учитель Сергей Иванович, так они к нему обращались. Сидели три женщины, что-то бурно обсуждали и громко смеялись, изредка поглядывая на окружающих. У меня было очень удобное место, я стояла и крепко держалась за поручни  и с интересом наблюдала за молодой мамой. У неё на коленях сидела девочка лет четырёх.  Малышка держала в своих руках мамины руки и поднеся их ближе к своему рту, согревала  своим дыханием.

- Мамочка, у тебя такие холодные ладошки! Наверное нужно надевать варежки, а то пальчики замерзнут и заболеют! А как ты будешь играть на гитаре?

-Ничего, сейчас приедем домой, попьём чайку и согреемся. А варежки надевать ещё рановато. Просто сегодня день прохладный и дождливый. Так бывает осенью,- ответила  мама дочери, прижимая её к себе.

Девочка ещё крепче схватила мамины руки и стала на них дышать. Женщина улыбнулась и засмущалась, когда увидела, что я смотрю на них.
Водитель объявил остановку, но никто не вышел. На остановке стоял один единственный пожилой человек с костылями. Он кое как  преодолел ступеньки, опираясь на мою руку и вошёл в трамвай.

-Мама, мамочка , смотри дедушка без ножки, надо ему помочь! Я знаю стихотворение про добро, помнишь ты меня научила. Надо делать добро и уступать место старшим,- неожиданно почти прокричала  девчонка, сидевшая на коленях у своей мамы. Малышка отодвинула мамины руки и спрыгнула на пол.

- Дедушка, идите сюда, садитесь на наше место. Вот, возле окошка, здесь интересно. Вам надо беречь вашу ножку.

В трамвае все притихли и стали наблюдать за происходящим. Мужчина улыбнулся, остановился около предложенного места и стал что-то искать в кармане.

-Спасибо, девочка, у меня вот «барбариска» есть, на, возьми.

Девочка кивнула и с нетерпением принялась  разворачивать конфету. Старец присел на сидение и уткнулся носом в воротник плаща.В салоне было холодно и сыро. Он молча смотрел в окно. Вот и пришёл сентябрь.Красивая осень радовала своими цветными красками, не смотря на дождь.

Кнопочка, чмокая конфетой, не отрывала  своих голубых глаз от мужчины. Она внимательно рассматривала его руки и ноги. Её лицо менялось каждую секунду.Девчушка, то удивлённо смотрела, а то огорчённо вздыхала.Она несколько раз порывалась  что-то сказать старику, но открыв рот, тут же опять погружалась в свои наблюдения и задумчиво всматривалась в лицо старца. Эта кроха покачивалась на своих тоненьких ножках, держась одной рукой за мамину руку, другой за сидение мужчины. Молодой человек предложил им своё место, но малышка отказалась, настойчиво повторяя  несколько раз, что она уже большая.

- Дедушка, знаете, - вдруг громко сказала она, дёргая его за рукав плаща,- Я играла в песочнице и на меня напала оса. Она укусила за обе мои ножки. И так сильно, что мои глазки долго плакали. А вам даже хорошо, что у вас одна ножка! Если, вдруг, оса подлетит к вам и укусит, то вам будет не так больно, как мне. У вас же ножка одна! – девочка утешала старика,  будто понимая, как он от этого несчастен.
   
Дед неожиданно громко рассмеялся. У него заблестели глаза и лицо стало добрым и светлым.

- Да, наверное, хорошо! На, вот, у меня ещё есть одна конфетка, специально для тебя. Спасибо, девочка, ты очень добрая! Как тебя зовут?

Счастливая девчонка залилась звонким смехом и почему-то вместо имени твердила –Ура, Ура!

Да, у неё в руках была конфета. Но тут что-то другое, что-то великое происходило, однозначно! Неужели эта маленькая кроха, только по чуть, чуть осознавая мир, радовалась какой-то своей великой победе? Ведь она сделала добро!

Я стояла и восхищалась ею и мамой! Хотя, на первый взгляд вроде бы ничего такого особенного не произошло, так и должно быть. Но почему мне стало так радостно и легче на душе, по сравнению, с моим состоянием, когда этот мужчина только вошёл в трамвай. В салоне стало тихо,все пассажиры прониклись этой историей.Их взгляды были устремлены на маленькую крошечку. Она вся светилась так, что казалось в этом холодном трамвае стало на много теплее и уютнее.

Вагончик остановился  на очередной остановке. Молодая мама пожелала старику здоровья, крепче взяла за руку  дочку и они вышли. Девчушка подпрыгивая вверх, махала старцу  ручкой пока трамвай не тронулся с места. Мужчина повернулся, посмотрел им вслед, помахал в ответ худощавой, трясущейся рукой. Потом выпрямил спину, несколько раз вздохнул и сказал:-

- НУ, ДЕВЧОНКА!  НУ, ДУША!

Старец вышел на следующей остановке. С его лица не сходила улыбка.  Молодой человек, очень похожий на него, протянул в помощь руку и они радостно обнялись.  Видимо это был его сын.

В этот день у меня что-то перевернулось внутри. Я,как отрешенная бродила по рынку. Всё мне казалось скучным и не нужным. Я поняла, что могу прекрасно обойтись без этого плаща, о котором я так давно мечтала и наконец-то, скопила денег. Домой я вернулась ни с чем. Но пустоту внутри у меня заполнило что-то особенное, драгоценное, то, чему я была рада. Это странное чувство тепла и какого-то лёгкого полёта переполняло меня. Я чувствовала себя счастливой.

Неужели эта маленькая  девчонка подарила мне этот божественный свет? Её крохотная, но необъятная  душа поделилась со мной чем-то бесценным и способным сделать мир добрее и внимательнее. И тут я поймала себя на мысли, что повторяю улыбаясь, слова старца:-

      -Ну, ДЕВЧОНКА! НУ, ДУША!


Рецензии
Быть добрым и казаться добрым - это не одно и то же. Казаться добрым - это делать что-то для себя, а быть добрым - это делать что-то для других. В рассказе очень хорошо получилось показать разницу между мнимой добротой и добротой настоящей, от которой всем вокруг становится тепло.

Владлен Бахмат   19.12.2018 23:48     Заявить о нарушении
Очень благодарна вам за такой обширный отзыв.Я с вами согласна!Счастья вам и добра!

Анна Бахмат   20.12.2018 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.