Иди!

Был такой старый анекдот о деде, который пришел к врачу и жалуется: «Что-то странное со мной происходит, доктор: лягу – лежу, сяду – сижу, встану – стою. Что мне с этим делать?» А врач ему отвечает: «Дед, видишь вон ту дверь?» «Вижу, доктор.» «Ну, раз пока ещё хоть что-то видишь, вот и иди себе, дед, иди!»

Что имели в виду авторы анекдота, а у всех анекдотов, уверяю вас, всегда есть авторы, которые делают это за зарплату, как правило, международную, поскольку одни и те же анекдоты тиражируются и распространяются в переводе на все основные языки мира, знают только они сами и заказчики этого анекдота. А те, кому этот анекдот рассказали, имеют полное право воспринять его как напоминание о людях, которые, независимо от возраста, но в полном соответствии с их талантами, всегда видели перед собой эту заветную дверь в новые достижения, в ещё неизведанные области всех видов творчества, и шли к ним, шли до самой последней возможности!

Кто были они? Вспомним некоторых из них:

- Иоганн Вольфганг фон Гёте закончил своего Фауста в возрасте 81 года.

- Американская Конституция была принята в своём окончательном виде в самый последний момент на самом последнем заседании по её ратификации, когда 17 сентября 1787 года Бенджамин Франклин в том же нежном Гётевском возрасте -  81 год – поручил прочесть свою речь о некоторых несовершенствах предлагавшегося проекта своему коллеге из его ставшей ему родной Пенсильвании Джеймсу Уилсону. У него самого уже не было сил произнести даже эту короткую речь, но именно она определила современный текст этого исторического документа.

- Достигнув 82 лет, Лев Толстой понял, что больше не может молчать об одном из самых спорных вопросов законности – права лишения жизни в рамках закона, и заявил об этом миру в статье «НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ». В том же возрасте Уинстон Черчилль написал свою "Историю англоязычных народов" в четырёх томах.

- В 83 года Александр Керенский написал свой знаменитый труд «Россия в поворотный момент истории». Раньше у него просто времени не было сосредоточиться. А в 84 Сомерсет Моэм опубликовал сборник блестящих очерков «Точки зрения», где он поделился с миром своими знаниями буквально обо всём на свете. А знал он действительно много. Он же ещё, в некотором смысле, и коллега Джеймса Бонда.

- Перескочив через три-четыре года, переходим к зрелым и плодотворным годам «под девяносто», когда Конрад Аденауэр успешно справлялся с обязанностями первого федерального канцлера ФРГ – вплоть до 87 лет, а к своим 88 годам Микеланджело успешно закончил архитектурную планировку церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.

- Артур Рубинштейн в 90 давал собиравшие полный зал концерты в Карнеги Холл, а Пабло Пикассо продолжал создавать свои инновационные художественные проекты. В возрасте 93 лет автор «Пигмалиона» Бернард Шоу написал одну из своих самых известных пьес «Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948). Надо заметить «в скобках», что так же, как и Сомерсет Моэм, он «слишком много знал», но ведь и поделился же щедро с миром пусть даже и частью этих уникальных знаний.

Возвращаясь от небожителей к людям с более земными практическими интересами, следует отметить господина Аллена Свифта из Спрингфилда в штате Массачузец, который до 102 лет, практически до последних дней своей жизни, водил свой любимый «РОЛЛС-РОЙС Пикадилли» выпуска 1928 года – подарок родителей на выпускной вечер. Таким образом, автомобиль и его владелец посвятили друг другу 82 лучших года их жизни. Эта активная жизненная позиция присуща не только неунывающим мужчинам, но и перманентно отказывающимся увядать женщинам, поэтому и Маргарет Даннинг из Плимута в штате Мичиган ничем в свои 102 года не уступала Аллену Свифту. Свой купленный ещё в 1940 году Паккард Роудстер она регулярно подновляла и реставрировала. В целом, Маргарет провела за рулём 90 лет, начав водить в восемь, но официально получив права в 12 лет. Она считает, что её жизнь была очень интересна и прожита не зря.

Впрочем, не надо быть обладателем престижного автО, чтобы ценить этот драгоценный «миг между прошлым и будущим», который составляет всю нашу жизнь. Есть много разных безапелляционных инстанций, которые с радостью скажут людям за 50 – «Ну и иди себе, иди», имея в виду «Пошёл ты …». Надо обязательно к ним прислушаться и действительно пойти туда, куда позовёт вас талант и воображение, помноженное на жизненный опыт и здравый смысл.

Удачи всем не унывающим и идущим вперёд до самого последнего предела!


Рецензии