Федор-стрелец и царевна Аленушка

1.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. Правил он по справедливости, простых людей не обижал, с соседями дружил. За что и любили его в народе.
Была у царя дочка – царевна Аленушка, и такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И умница, и рукодельница. Целыми днями она помогала батюшке по хозяйству, убиралась во дворце, заботилась о бедных, давала отцу добрый совет, как управлять в царстве. Царь в дочке души не чаял. Ей шел девятнадцатый год, и пора уже было думать о замужестве. Но молодая царевна мягко, но категорично отказывала всем сватавшимся царевичам.
- Смотри, дочка, откажешь так всем и останешься на старости лет одна или выйдешь за какого-нибудь бедняка, - говаривал царь, сам, однако, не настаивая на том или ином кавалере.
- Ничего, батюшка, - отвечала Аленушка, - как суждено, так и будет; а что до того – бедным или богатым будет мой жених, так это не важно. Главное, чтоб сердце у меня к нему лежало.
Так и жили они, в спокойствии и достатке.
Как-то раз был в престольном городе праздник – Масленица. Народу – видимо-невидимо, скоморохи разные игры устраивают. Царь мед-пиво пьет, с боярами беседует. Юноши в силе богатырской соревнуются. Девушки, а с ними и царевна хороводы водят.
Вдруг заволокло небо тучами, разразился гром, и откуда ни возьмись летит баба Яга в ступе, а за нею вороны, что всегда позади нее летят. Яга черными глазами сверкает, проклятия выкрикивает, метлой молнии посылает. Покружила Яга над площадью и камнем вниз, схватила Аленушку и вновь в небо взмыла. Не успели люди опомниться, а их уже и след простыл.
Вмиг пропало веселье, тихо стало, слышны только рыдания: все любили Аленушку – ведь добрее ее не было человека. Царь был убит горем. Наконец, он собрался с силами и молвит:
- Найдется ли добрый молодец, который не побоится поехать в Дремучий лес к бабе Яге в логово спасать Аленушку? Кто вернет доченьку мою родителю, тому отдам ее в жены и полцарства в придачу.
Но не было храбрецов, все боялись идти в лес Дремучий, знали сколько нечисти там живет. Да и с бабой Яго сражаться не так-то просто.
Вдруг раздался звонкий голос:
- Я поеду и спасу Аленушку, - это Федор-стрелец – самый молодой в царском войске.
Федор-стрелец – был давний друг Аленушки. Его отец – богатырь Михайло когда-то спас царство от нашествия басурманской нечисти. Федор давно мечтал быть защитником земли родной. Подружились они с Аленушкой еще детьми, вместе учились читать и писать, играли. А теперь Федор вырос и стал стрельцом в войске царском. И сейчас он единственный решился царевну из беды выручить.
- Ну что ж, благословляю тебя добрый молодец, - молвил царь, - привези мне назад мою доченьку любимую, но и себя береги в пути. Вернешь ее – свадьбу сыграем и полцарства получишь. А не вернешь – оплакивать буду горько Аленушку и умру я.
- Не надо мне царь богатств твоих, - отвечал Федор, - поеду я, потому что люблю Аленушку. И спасу ее.
Подошел тут к царю первый боярин – Митрофан – и говорит:
- Стоит ли, царь-батюшка, мальчишку на верную гибель посылать. С бабой Ягой не всякий богатырь совладает, а этот стрелец и подавно не справится. Может войско отправим.
- В Федора я верю, - говорит царь, поразмыслив, - не всякое войско в лесу Дремучем дорогу правильную найдет. А Федор – смышленый молодец и наукам разным обучен. С бабой Ягой не столько удаль нужна, сколько хитрость. Пусть едет стрелец. А ты, Митрофан, проследи, чтоб Федору коня доброго выдали. А кольчугу, меч и шлем, - добавил он, обращаясь к Федору, - возьми отцовские, в них сила волшебная.
На том и порешили. В тот же день собрался Федор в путь, получил благословение матушки да напутствие батюшки и направил коня в сторону Дремучего леса, где как говорят, и стояла избушка бабы Яги.

2.
Едет Федор полями, да лугами, да лесами, да горами крутыми, да болотами топкими, через бурные реки переплывает. Далеко до Дремучего леса. Едет без отдыха и сна, останавливается только чтобы воды напиться. Вот, слез он с коня у небольшого озера и видит девица тонет. Не задумываясь, прыгнул он в воду, подплыл к девице и только тут заметил, что у нее рыбий хвост. Неужели, русалка? Но русалка тонуть не может! Значит – обман. Но поздно было – русалка его схватила за шею и на дно тянет.  Хорошо стрелец силен был, вырвался он в последний момент из цепких рук русалки и выплыл.
Едет дальше Федор, торопится. Вдруг слышит он страшный гром и видит прямо на него несется коршун хищный. Но не зря наш герой был лучшим стрельцом в войске царском. Схватил он лук, натянул тетиву и пронзил стрелой хищника. Упал коршун к его ногам.
Едет Федор дальше, вдруг перед ним гора, как будто сама выросла. Но делать нечего, надо через гору идти. А гора высокая, на верхушке снег лежит. Стал он взбираться по крутому склону. Где на коне, где рядом с конем, а где и коня за собой тянет. Уже и вершину пересек, чуть от холода не замерз. Начал вниз осторожно спускаться. Тут конь заржал, странный шум послышался: как будто ветер сильный поднялся, а потом земля затряслась. Видит, камни огромные с вершины катятся. Убился бы стрелец, да конь его спас – потянул он своего хозяина в сторону, где пещера была, и спрятались они там пока камни падали. А когда лавина закончилась, вышли они из укрытия и выехали на ровную дорогу. 
Едет Федор дальше и дальше, едет день, едет ночь, и снова день и снова ночь, без сна и отдыха. Вот впереди уже темнеет Дремучий лес. Увидел тут стрелец в одном пролеске ручеек да дерево поваленное. «Дай, - думает, - здесь привал сделаю, водицы попью». Только слез с коня он, как слышит слабый голос:
- Помоги мне, добрый молодец.
Видит, поваленное дерево, на которое он присесть хотел, придавило старичка худенького. Попробовал Федор ствол поднять, да не просто это оказалось: слишком тяжел был поваленный дуб. Но недаром наш молодец наукам разным был обучен. Недолго думая, подкатил он к дереву большой булыжник, уперся в него мечом, приподнял тяжеленный ствол и освободил дедушку.
- Вот почему царь говорил, что в отцовском мече сила волшебная, - добавил стрелец, вкладывая меч в ножны.
- Спасибо тебе, добрый молодец, - поблагодарил его спасенный старичок, кланяясь ему в пояс, - век тебя не забуду. Как тебя звать-то?
- Федор-стрелец, а тебя дедушка?
- Меня – Старик-лесовик. Я раньше смотрел, чтоб в лесу никто не баловал, деревьям не вредил, грибы да ягоды не портил. А теперь стар стал уже, сил на все не хватает. Вот лесное руководство на пенсию и отправило. А я без дела никак не могу, не знаю, что и делать буду. А куда ты направляешься, Федор-стрелец?
 Рассказал ему Федор о беде своей, о том, что Аленушку злая баба Яга похитила.
- А ты возьми меня с собой. Я тебе пригожусь: ты не смотри, что я старый, я про лес все знаю и про всякую нечисть, что в лесу живет тоже.
- Так ведь опасно же это, дедушка, да и коня у тебя нет… - возражал Федор.
- Я опасностей не боюсь, а конь и тебе в Дремучем лесу не нужен будет. Там такие непроходимые чащи. Лучше оставь его в моей сторожке, на обратном пути заберем. Тебе все равно помощник нужен. Не обижай старика, пропаду я тут без дела.
- Ну что ж Лесовик, пошли, коли так тебе лучше будет.
На том и порешили. Снял Федор с коня поклажу и оставил его в сторожке Лесовика.
Дорогой рассказал Федор о том, что приключилось с ним: как он чуть не утонул из-за русалки, про коршуна и о камнях в горах.
- Неспроста это, - покачал головой Лесовик, после короткого раздумья, - не водятся в наших озерах русалки, да и коршуны хищные не летают. И уже больше тысячи лет не было никаких землетрясений и лавин в горах. Выглядит так, будто специально против тебя эта нечисть ополчилась. Кто-то подговорил ее тебя извести.
- Не думал я об этом, дедушка. Кто же это может быть?
- Не знаю, тебе виднее, - отвечает Лесовик, - тот, кто не хочет, чтобы ты царевну освободил.
- Баба Яга? Но она даже не знает, что я еду Аленушку спасать.
- Знает, не знает, может ее кто и предупредил. А может кто другой… Знать есть изменник в вашем царстве. Надо быть начеку.
Наконец, дошли они до Дремучего леса.
- Ищи дубы, - сказал Лесовик, - они укажут нам путь к жилищу бабы Яги, ведь ее избушка из дубовых стволов сделана.
Так они и сделали, дубов в лесу было немного, переходя от одного дуба к другому, забрались они в самую чащу леса. Наконец, вышли на полянку, где стояла избушка на курьих ножках, в которой баба Яга жила.
- Избушка, избушка, повернись к нам передом, а к лесу задом, - сказал Федор.
Избушка, кряхтя, повернулась. Федор со Стариком-Лесовиком открыли дверь и увидели бабу Ягу. 
- Чую дух человечий, - проскрипела Яга грозно, - кто это ко мне пожаловал?
- Это я Федор-стрелец, приехал за царевной Аленушкой, которую ты похитила. Говори сейчас же, где она, а не то я тебя мячом отцовским зарублю.
- Ох, Федорушка, - всхлипнула тут Яга, - у меня самой Аленушку украли.
- Как так?

Стала тут бабка причитать, да каяться и говорить, что мол хотела человечинкой полакомиться. Поэтому и полетела на старости лет в престольный град, да утащила красну девицу; стала она дровишки для печки собирать, чтоб по всем правилам зажарить добычу, вернулась в избушку – а Аленушки и след простыл.
- Так может она сама убежала? – спросил Старик-Лесовик.
- Быть того не может, она крепко связана была, да цепями к курьей ножке прикована.
- Кто же мог ее у тебя похитить? – спросил тогда Федор.
- Да почем я знаю, полно тут всякой нечисти, Каждый хочет старую бабку со свету сжить. И Водяной, и Кащей, и Кикимора и даже Змей-Горыныч.
- Что так бабушка? – усмехнулся Лесовик.
- Да, дела давние, каждый на меня зуб имеет: у водяного я в пруду всех рыб повыловила; у Кощея я в свое время сундук с золотом украла; кикиморе – дай бог памяти: я ее любимые мухоморы вытоптала; а у Горыныча я, стыдно сказать, канистру с керосином увела, так он месяц не мог ни летать, ни огонь извергать.
- Зачем же тебе керосин-то?
- А лампу зажигать? Это у вас в престольном граде поди уже электричество есть, а у меня лампы керосиновые. Я по вечерам книгу волшебную с заклинаниями разными читаю. Мне без керосина никак нельзя.
- Так ты думаешь кто-то из них Аленушку похитил?
- А больше некому. Кто еще сюда дорогу найдет. Да и сила тут нужна волшебная, чтобы кандалы снять, которыми Аленушка была прикована. Никто другой не смог бы. Так что если хотите вашу царевну снова увидеть, ищите у одного из них.
Задумался стрелец: как же к нечисти этой дорогу найти. А баба Яга ему и говорит:
- Да возьми мою ступу. Она всех в здешних окрестностях знает. Куда скажешь, туда и полетит. Только держись крепко, чтоб не вывалиться. И вернуть не забудь, мне без нее никак. А, впрочем, Федорушка, оставлю я у себя Лесовика, чтоб ты ступу вернуть не забыл: знаю я вас стрельцов.
Не хотел стрелец без Лесовика лететь, но старик и сам сказал, что лучше с бабой Ягой останется, может здесь что разузнает.
- Езжай, скорее, - напутствовал он Федора, - за меня не волнуйся, я в лесу не пропаду. А к Яге я подход найду.
- А не зажарит ли бабка тебя вместо Аленушки?
- Не, стар я уже, да больно жилист: не станет она.
- Ну что ж, полечу, - решил Федор, - да скажи-ка, Яга, не ты ли мне разные гадости делала, когда я в Дремучий лес ехал?
- Не я, мил человек, - покачала головой Яга, - какие-такие гадости?
- Ну там русалку подговорила меня утопить, да коршуна послала, чтоб заклевал, да камни в горах…
- Что ты, что ты. Да у меня и силенок-то таких нет: русалки и птицы хищные – к ним особый подход нужен. Это очень могущественный волшебник им приказывать может, я даже таких и не знаю. Так что ошибся ты, наверно, сами они решили человечиной побаловаться.  А лавину в горах и подавно, наверно, никому не по силам устроить. Не думай об этом, лети скорей!
На том и простились, прыгнул Федор в ступу и велел лететь к водяному.

3.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Летит ступа высоко над землей, над облаками. Вот стала спускаться и приземлилась около небольшого пруда. Вылез Федор из ступы и подошел к воде. Вода мутная, ничего не видно. Стал Федор водяного кликать. Звал, звал, наконец, из воды показалась голова пучеглазая, вместо волос – рыбья чешуя. Стал водяной ругаться словами скверными, недоволен, что ему подремать после обеда не дают. А Федор и говорит:
- Не ругайся, чудище болотное. Это я Федор-стрелец, ищу царевну Аленушку, которую баба Яга похитила.
- Так у нее и ищи, я-то тут причем?
 - Так у нее у самой ее украли.
- Так я тут при чем? – повторил водяной.
- Не ты ли это сделал?
- Не, на что она мне? Да и не смог бы я, даже если б захотел. Я больше месяца из болота не вылезаю, болею: правый плавник опух, почти не двигается. Спроси вон у совы. Она тут у нас за лекаря, мази мне прописывает.
Сова услышала, что про нее говорят, подлетела и головой кивает, мол, все верно, что водяной сказал. Извинился тогда Федор, пожелал здоровья, сел в ступу и полетел дальше. Приземлился только к вечеру. «Как же я сейчас кикимору найду в темноте-то, - подумал Федор, - а, впрочем, кикимора ведь ночь любит, может, и удастся».
- Эй, кикимора, покажись! – стал он тогда кричать.
Загрохотало тут в лесу и появилась перед ними кикимора с длинным носом, вся в колючках:
- Кто это меня кличит? Чую дух человеческий, вот сейчас как напугаю до смерти…
- Ты сильно не трудись, не испугаешь, - усмехнулся Федор, - а пришел я по делу. Ищу цареву дочку, Аленушку.
Снова загрохотало в лесу – это кикимора расхохоталась.
- Так, по доброй воле ко мне не то что царевны, простые девицы не приходят.
- Не ты ли ее у бабы Яги выкрала?
Кикимора поморщилась:
- Не поминай эту старуху, она мне тут как-то все мухоморы побила, хорошо – новые выросли. Когда говоришь у бабки пропала царевна?
- Неделю назад: точно масленица была ровно семь дней назад.
- Так я последние две недели мухоморы с Лешим заготавливала, никуда не отлучалась. Лешего спроси. Эй Леший, иди сюда, - позвала она.
- Чего тебе? - появился Леший, весь покрытый густой шерстью с пятачком вместо носа.
- Скажи этому ханурику, чем я всю неделю занималась.
- Забыла, что ли? Мы с тобой мухоморы сушили, да в погреб складывали.
- Видишь, - сказала кикимора, обращаясь к Федору, - некогда мне было за разными девицами охотиться.
- Что ж, снова ошибся, - пригорюнился Федор, - поедем дальше.
- Скатертью дорога, от дел отвлекают всякие, - проворчала кикимора.
А стрелец уже садился в ступу лететь к Кощею. И снова ступа набирает высоту, летит над облаками и приземляется перед черным дворцом, который охраняли два скелета. Скелеты скрестили копья, преграждая путь.
- Я к хозяину, по делу, отоприте дверь, - велел Федор.
- Ну что ж, - усмехнулся один из скелетов, - если такой смелый проходи. Только потом сам на себя пеняй.
Он открыл тяжелые ворота. И стрелец попал в темный коридор. Здесь тоже стоял скелет. Он не задавал никаких вопросов, знаком приказал следовать за ним. Они прошли мрачные казематы, и Федор очутился в большом зале. В центре, на троне сидел Кощей. Он, казался, еще страшнее, чем люди сказывали. Кощей грозно нахмурил брови, черные глаза сверкали, костлявые руки были сжаты в кулаки.
- С чем пожаловал, Федор – Михайлов сын.
- Откуда ты знаешь меня?
- Я все знаю, - отвечал Кощей, - а с твоим батюшкой бывало сталкивался на поле брани. Но, как у нас говорят, старый враг – уже друг. Так, что сына его не трону, если ты, конечно, злого против меня не замыслил. Ну так с чем пожаловал?
Рассказал Федор, что ищет он царевну Аленушку, которую у бабы Яги похитили.
- Не ты ли, Кощей, это сделал?
- Ха-ха-ха, - рассмеялся своим громогласным голосом Кощей, - давно я уже за красными девицами не гоняюсь. На что она мне? Да и некогда мне было. Я весь месяц в кладовой провел, золото пересчитывал. Спроси у Лиха-одноглазого, он у меня за бухгалтера. Эй, соседушка, иди сюда, - крикнул он, - скажи этому служилому, чем я последнее время занимался.
В зал, хромая, зашло Лихо-одноглазое с растрепанными волосами и в рваной одежде.
- Чем, чем? Забыл что ли, хозяин. Инвентаризацию твоих богатств делали. Да целого месяца не хватило, еще один сундук остался. Пойду я дальше работать.
- Убедился, мил человек, - усмехнулся Кощей, - ищи где-нибудь в другом месте.
Вышел Федор из Кощеева замка, голова от свежего воздуха закружилась. Прыгнул в ступу и говорит: "Теперь летим к Горынычу. Если и у него нет Аленушки, не знаю, что и делать". Полетела ступа к горам, опустилась у подножия самой большой горы, где темнел вход в пещеру. Рядом развалился Змей-Горыныч. Одна голова его лениво наблюдала за дорогой, две другие – дремали. Бодрствующая голова заметила стрельца, прокашлялась дымом и удивленно сказала:
- Сколько лет живу, первый раз вижу, чтоб по доброй воле ко мне кто из людей пришел. Кто ты и что тебе надобно?
- Я Федор-стрелец из царева войска. Ищу я царевну Аленушку. Ее неделю назад похитили у бабы Яга. Не ты ли это был?
Все три головы отрицательно покачали:
- Я всю прошлую недели охранял Калинов мост, моя смена была. Вон Аспид идет мы с ним всегда в караул ходим, - указал он на дорогу, - эй Аспид, скажи, что мы с тобой всю неделю службу несли и никуда не отлучались.
Аспид молча кивнул.
- Что ж придется вернуться в бабе Яге ни с чем.
- Останься на обед, мил человек, - предложил Горыныч, - заодно расскажешь, что там у вас у людей творится.
Поблагодарил Федор Змея за гостеприимство, но отказался, так как быстрее надо было возвращаться к бабе Яге. Прыгнул он в ступу и направил ее в сторону Дремучего леса.

4.
И снова летит Федор в ступе, и думы невеселые лезут в голову: а ну как баба Яга обманула его и все-таки съела Аленушку. А если не обманула, то где же тогда царевна? Столько времени потерял. И как там Лесовик, все ли у него хорошо… Тем временем, ступа стала опускаться и приземлилась на полянке в Дремучем лесу перед избушкой на курьих ножках. Баба Яга и Лесовик уже тут как тут, вышли встречать Федора. Он вылез из ступы, привязал ее к дубу. Ступу Яга тщательно осмотрела и осталась довольна, не найдя повреждений. Затем потребовала отчета у Федора. Он вкратце поведал о своих неудачных поисках.
- Кто-то из них врет, это точно, - заявила Яга, - уж я-то эту публику знаю.
- Не, вряд ли. Каждый был чем-то занят. Водяной болеет да сова его лечит; Кикимора вместе с Лешим мухоморы заготавливала; Кощей золото пересчитывал и Лихо одноглазое ему помогало.
- Ну а Змей-Горыныч? Он-то чего делал?
- Он в карауле с Аспидом был, Калинов мост охранял.
- Выходит у каждого есть свидетель, который может подтвердить, что не мог он на той недели у тебя, баба Яга, в Дремучем лесу быть, - подытожил Лесовик, - алиби это называется.
- Алиби, не алиби, а не верю я им, - фыркнула Яга, - пойду поесть чего-нибудь сделаю, а то служилый не ел поди ничего, - добавила бабка и скрылась в избушке.
Когда они остались одни, лесовик и говорит:
- Я, по правде сказать, еще когда ты улетал не верил, что кто-то из них Аленушку похитил.
- Почему же, дядюшка? – удивился стрелец.
- Видишь ли, мил человек, никто из них не знал, что царевна у бабы Яги. Это первое. Дальше, ну утащил ты царевну, что с ней делать-то: ее кормить-поить надо, а потом, что – выкуп с царя требовать? Значит рискуешь просто так его гнев на себя вызвать – глупо это для простой мести старухе.
- Чего же ты, Лесовик, сразу не сказал мне об этом? Я столько времени потерял.
- Во-первых, не потерял: эту нечисть проверить все же надо было. Во-вторых, не известно было, что Яга задумала: надо было, чтоб она считала, будто мы в ее объяснения поверили.  А я здесь мог спокойно за ней последить.
- А не может быть, что она нас обманула: и уже давным-давно съела Аленушку?
- Нет, - покачал головой Лесовик, - я тут с лесным народом пообщался: с зайцами да белками. Говорят, что, когда Яга печку топит, чтоб кого-нибудь съесть, черный дым из трубы валит, да по всему лесу пахнет горелым. Так вот, все говорят, что уже больше месяца печка не дымила, да в лесу горелым не пахло.
- Прямо камень с души упал, спасибо тебе Лесовик, - Федор поклонился старику в ноги, - что же теперь нам делать?
- Погоди, что я тут надумал: а зачем вообще баба Яга Аленушку похитила?
- Как зачем? Съесть, - пожал плечами Федор, не понимая, куда Лесовик клонит.
- Так она могла, во-первых, кого-нибудь не такого известного выбрать: понятно же, что царь-батюшка так это не оставит и житья ей нормального не даст. Во-вторых, видел я однажды вашу царевну: худая она больно – что кушать-то в ней? Бабка могла бы кого потолще выбрать, например, Матрену дочку царя Ивана из соседнего царства (как будто специально на съедение откармливали), ну или на худой конец – Лукерью – царевну из тридевятого царства – тоже в теле.
- Далековато лететь к царю Ивану, а тридевятое царство еще дальше, - обдумал Федор слова старика.
- Да не на много дольше, чем в наш престольный град: вот ты летал на ступе и знаешь, что чем дальше лететь, тем быстрее она летит. Нет, дело не в этом.
- Так давай саму Ягу спросим!
- Спрашивал я ее. Говорит что-то непонятное, переводит разговор. Но кое-что она сказала стоящее: неспроста выбрала она Масленицу, знала старая, что легко будет напасть и похитить царевну: все хороводы водят, стража расслабляется, мед-пиво пьет, да на других девиц поглядывает.
- И что же это значит, дядюшка?
- Неспроста это, - повторил Лесовик, - баба Яга сторонится людей, праздниками нашими не интересуется. Откуда она узнала, что у нас Масленицу справляют? И что напасть будет так просто? Я думаю, подсказал кто!
- Кто же это мог быть? – удивился Федор.
- Кто, кто – мы того не знаем. Зачем-то нужна ему царевна. Видимо, у Яги ему было ее легче похитить, чем из дворца царского.
- Зачем же ему Аленушка?
- Кто знает? Может выкуп у царя просить, а может, еще какие планы у него есть. Надо еще разок с Ягой поговорить, может выясним, кто ее надоумил царевну похитить.
- Так говорил же ты с ней дедушка, ничего дельного не выяснил.
- Теперь у меня есть зелье волшебное. Знакомый домовой прислал. Медовуха называется: она язык хорошо развязывает.
Тут как раз баба Яга выходит, обедать зовет. Зашли они в избушку и стали во время трапезы бабку расспрашивать, мол как она решилась царевну похитить, ведь не простое это дело, да риск большой: вдруг бы царь войско послал, а богатырей в войске много, и каждый может не то что с Ягой – со Змеем-Горынычем или с Кощеем сразиться. Стала тут бабка юлить, говорить, что давно хотелось не просто человеченки попробовать, а чтоб из царского рода. А стрелец да лесовик знай медовуху бабке подливают, да дальше расспрашивают. Бабушка тут более разговорчива стала, да поведала она им, что пришло ей письмо волшебное с вороньей почтой. В письме том было сказано, что на масленицу народные гулянья будут, и что царевну охранять почти не будут и похитить ее будет проще простого. Откуда письмо пришло, и кто его послал Яга не знала: подписи на нем не было. Не успела она его прочесть, письмо вспыхнуло и сгорело дотла.
- Осталась только от него вот эта ленточка, которой оно было к вороньей ноге привязано, - Яга вытащила из одного ящичка в комоде чуть обгоревшую красную шелковую ленту.
- Видел я такую ленту, - говорит стрелец, - но где – не могу вспомнить.
- Это не простая лента, - сказал Лесовик, - видно, что дорогой шелк. Возьму я ее себе – может покажу кому. А про вспыхивающую бумагу слышал я, что большой Бу ее делать умеет.
Баба Яга тут мигом протрезвела и говорит:
- Все хватит зубы тут мне заговаривать. Большого Бу никто не видел и где он живет никто не знает. И лучше вам, гости дорогие, с ним не связываться.
- Обещал я царю-батюшке, что Аленушку разыщу, и перед большим Бу не струшу, - молвил стрелец, - помоги бабушка, подумай, где его искать?
- Говорю, не знаю, где он живет. Да и никто не знает… Ну… да ладно, есть у меня перстень волшебный.
Баба Яга порылась в сундуке и достала старое кольцо из потемневшего серебра с черным камнем.
- Если одеть его на мизинец, да повернуть камнем вниз, отнесет он вас к тому, к кому попросите. Только не забудьте, дважды перстень в одно и то же место перенести не может. Если попросить снова туда же отправить, волшебная сила у кольца пропадет. Да, больше трех душ за раз он нести не может.
Поблагодарили они бабушку, подарили ей оставшуюся медовуху и стали в путь собираться. Взял Федор меч отцовский да кольчугу.
- Держись крепко, Лесовик, - сказал стрелец, одевая перстень на мизинец, затем повернул его камнем вниз и крикнул:
- Отнеси нас к большому Бу.

5.
Тут поднялся вихрь, закружило их и не успели они опомниться, как оказались в… царском дворце: вот и царь-батюшка на троне сидит, и начальник царской охраны Степан по сторонам поглядывает, и главный боярин Митрофан бумаги какие-то читает, люди государственные здесь же и купцы знатные и слуги разные. Обсуждают дела государственные. Хорошо еще не заметили они стрельца да старика-Лесовика: вовремя те успели за печь царскую спрятаться.
- Что же это, дедушка, - шепотом говорит стрелец, - баба Яга обманула нас: сказала кольцо к большому Бу отнесет, а сама нас назад отправила.
- Не пойму я сам, мил человек, странно это. Может, бабка нарочно, может кольцо чудит, а может и нет. Помнишь говорили мы с тобой, что изменник есть во дворце… Просто так его ведь не узнаешь: вишь сколько народу.
- Значит нечего нам тут прятаться, надо выйти к людям добрым и прямо спросить кто из них большой Бу.
- Нет, служилый, большой Бу хитер. Он правду не скажет. А тебя на смех поднимет, мол обещал спасти Аленушку, а сам домой потихоньку вернулся, да еще на честных людей наговариваешь. Слушай, что я надумал: есть только один способ проверить настоящее кольцо или нет. Мы попросим его отнести нас к тому, кого ты хорошо знаешь. Если на этот раз куда положено доставит – значит и правда большой Бу во дворце, а если ошибется – знать обманула баба Яга или кольцо от старости испортилось.
- К кому же попросить отнести нас? – спрашивает Федор.
- Можно к кому хочешь, хоть к батюшке твоему, хоть к Кащею, хоть снова к бабе Яге. Но это все нам ни к чему: мы попросим отнести нас к… Аленушке!
Федор хлопнул себя по лбу:
- Да как я сам не догадался! Точно, нам же перво-наперво Аленушку из беды выручить нужно, а уж потом найти ее обидчика.
- Поворачивай скорей перстень камнем вниз да полетели.
- А ты дядюшка, держись за меня крепче.
Как только повернул Федор кольцо поднялся тут вихрь пуще прежнего, подхватило их и понесло. И очутились они в каземате каменном. Жутко тут было, дико выл ветер, и такая темень была кромешная, что не и сразу глаза привыкли. Прямо на полу сидела Аленушка. Тяжелая цепь тянулась от стены и опутывала ее ноги. Увидела она, что кого-то ураган принес, вскочила, стоит ни жива, ни мертва.
- Аленушка, не бойся, это я – Федор, – говорит стрелец, - я пришел тебя из темницы выручить. А это мой помощник старик-Лесовик.
Кинулась тогда она их обнимать и целовать, да молвит:
- Спасибо тебе, Феденька и тебе дедушка. Не надеялась я уже живой отсюда выбраться. Но с вами мы выход точно найдем.
- Найдем, Аленушка, ничего теперь не бойся, доставлю тебя к батюшке в целости и сохранности, как и обещал.
- А как же вы меня нашли? – спрашивает тут царевна.
Поведал Федор вкратце, как они бабу Ягу разыскали, как обнаружили, что у Яги самой Аленушку украли, как у всякой нечисти лесной были, как заподозрили они большого Бу, но не знали где его искать, и как баба Яга кольцо им волшебное дала, и что привело их кольцо во дворец сначала, и, наконец, к Аленушке в темницу. Когда закончил он рассказ, спросил Аленушку:
- Скажи нам, кто тебя у бабы Яги похитил?
- Не видела я его Феденька: мне мешок на голову накинули, потом на какую-то повозку бросили и привезли сюда. Да чтоб я отсюда выбраться не смогла приковали меня вот этой цепью.   
- Ну ничего, похитителя твоего мы все равно найдем. А теперь надо выбираться отсюда поскорее.
- Как же мы выберемся? – спросила Аленушка, - я же цепью прикована.
- А я перерублю цепь отцовским мечом, - отвечает Федор после раздумья.
Но не тут-то было, сколько он не пытался, а не смог цепь перерубить – слишком прочная была.
- Погоди служилый, - остановил его Лесовик, - помнишь Яга говаривала, что волшебство нужно, чтоб кандалы снять. Так просто разрубить не получится.
- Верно, дядюшка, - молвит Федор, - ну так царь-батюшка говорил, в моем мече – сила волшебная. А если я попробую его как ключ в этот замок на цепи вставить и повернуть…
Так он и сделал… и замок со скрипом открылся, и слетели цепи с Аленушки.
- Возьми-ка ты, стрелец этот замок с собой, пригодится еще, - велел Лесовик,
Федор положил тяжелый замок в карман кафтана.
Где-то снаружи сверкнула молния и загремел гром.
- А теперь – бежать, - поторопил старик, - как бы эти гром и молния не были сигналом большому Бу, что Аленушка от цепей освободилась.
- Но как же мы убежим отсюда? – пригорюнилась Аленушка, - вокруг стены каменные.
- Так у нас же перстень волшебный, куда скажем – туда он нас и отнесет.
- Молодец, Феденька, ты всегда верный выход найдешь.
Держитесь за меня и полетели…
- Стой, - успел крикнуть Лесовик. Но было поздно, Федор повернул кольцо камнем вниз и сказал: «Во дворец, к царю-батюшке».
Но ничего не произошло: не поднялся вихрь, который должен был их вызволить их темницы.
- Что же ты наделал, мил человек, - заохал Лесовик, - али забыл, что баба-Яга говорила: кольцо два раза в одно и то же место не несет. А то и вовсе слушаться перестанет. А ведь во дворце мы уже были с тобой .
- Забыл, дедушка, - опечалился стрелец, - может попробовать еще раз, в другое место? Вдруг получится.
Но и на этот раз ничего не произошло, хотя Федор попросил отнести их к своей матушке.
- Дай-ка мне это колечко, - попросила Аленушка.
Внимательно его рассмотрев, она сказала:
- Смотрите, здесь на внутренней стороне мелкими буквами написано: «владелица – Баба-Яга, адрес: Дремучий лес, третья поляна справа». Может если мы попросим отнести нас к хозяйке – к бабе-Яге – то оно нас послушает?
- Дело говоришь, красна-девица, давай, стрелец скорее надевай кольцо на мизинец. А то кажется стража уже идет.
Действительно снаружи темницы послышались шаги и глухие голоса. Стрелец, не мешкая, надел перстень, повернул камнем вниз, схватил Аленушку и Лесовика и крикнул: «Неси нас к бабе Яге: Дремучий лес, третья поляна справа!». В тот же миг их подхватил вихрь и очутились они у избушки на курьих ножках.
Вышла им баба Яга навстречу, увидела Аленушку, да стала причитать и каяться, да прощенья просить, мол попутал бес на старости лет, она уже зареклась на людей охотиться. Простила ее Аленушка, а стрелец перстень волшебный возвращает, да говорит:
- Забыли мы, Яга, что дважды нельзя просить в одно и то же место отнести. Сломалось кольцо, только к тебе смогло доставить.
- К хозяйке всегда дорогу найдет, - усмехнулась Яга, - ничего, отнесу его к домовому – он починит. А теперь идите назад, как сюда дорогу нашли, так и выйдете к сторожке Лесовика, только не останавливайтесь: не то на вас лесные духи нападут. Ну, скатертью дорога!
Попрощались они и пошли как велела им баба-Яга.

6.
Долго шли они по Дремучему лесу, а выхода все не видно. Уже утомились, а идти надо. Идут дальше, то через густые заросли пробираются, то через топкие болота переправляются, наконец вышли они на опушку леса. А сторожки Лесовика не видно, темнеть уже стало. Позвал тогда Федор коня своего. Заржал конь стрелецкий и поняли они куда идти дальше, и уже совсем скоро расположились они в сторожке на ночлег.
На утро стали в дальний путь собираться. Лесовик с ними поехал:
- Что мне тут одному в избушке делать. А в столице все веселее, да и вам подсоблю.
Кивнул Федор, подсадил Аленушку да Лесовика на коня, а сам рядом пошел. Дорогой обсуждали они, кто же тот самый злодей, что похищение задумал. Рассказал Федор Аленушке про письмо к бабе Яге, что сгорело оно сразу как Яга его прочла, напомнил, что перстень в царский дворец к большому Бу их привел. А Лесовик ленточку из кармана достал, которой письмо к вороньей ноге привязано было и показал ее царевне:
- Не знаешь ли, красна девица, откуда эта лента?
- Как не знаю, такой лентой все государственные письма у нас перевязывают! И уже на нее сургучную печать ставят.
- Вот так-так – знать действительно негодяй в царском окружении. Скажи, царевна, а кто к этим лентам доступ имеет?
- Батюшка, конечно, я сама, - стала она пальцы загибать, - затем: казначей Макар, главный боярин Митрофан, начальник охраны Степан, главный законник Василий, да управляющий заморскими делами Борис – семь человек.
- Ну вы с батюшкой не в счет. Остаются пять человек. Скажи, стрелец, они все были во дворце, когда перстень нас туда принес?
- Все были.
- Значит из пяти выбирать.
- Как же мы узнаем, дедушка?
- Вот приедем во дворец и что-нибудь придумаем.
Долго ли коротко ли ехали они, через леса по трудным тропам пробирались, по холмам проходили, да через реки и ручьи переправлялись и на десятый день прибыли в престольный град и прямиком к царю-батюшке. Сколько радости было, что царевна нашлась и жива-здорова вернулась. Все плачут и смеются от счастья. Царь-батюшка ее обнимает, Федору – руку пожимает да благодарит, созывает бояр да речь держит:
- Люди добрые, подданные мои дорогие, собирайтесь на пир – доченька моя нашлась. А Федор-стрелец – спаситель мой, будем свадьбу играть, как обещал. Не против ли ты Аленушка?
Аленушка покраснела немного и отвечала:
- Не против, батюшка, за Федора пойду за замуж.
- Погоди царь-батюшка, - говорит тут Лесовик, - свадьба подождать может. Дело есть еще важное. Злодея нам надо найти, который это преступление замыслил: Аленушку мы нашли, а того, кто это все устроил еще нет.
- Кто же это может быть, - задумался царь.
Рассказал Федор про большого Бу, и про письмо бабе Яге, и про ленточку, которой государственные письма перевязывают. И что достать такую ленточку могут только пять человек.
- Что-то ошибаешься ты стрелец, - молвит царь, все они – государственные люди, преданны мне. Да и зачем им это? Нет, никто из них не мог бы злодейство против меня замыслить.
- Почем ты знаешь царь-батюшка, - спрашивает Лесовик, - ведь ты говорил, что тому, кто найдет царевну отдашь ее в жены и полцарства в придачу. Так, может, злодей и задумал из простого государственного мужа сделаться твоим наследником: и жену-красавицу получить и полцарства в придачу. Нетрудно было догадаться, что ты все отдашь, чтоб Аленушку вернуть. Вот он бы и «спас» ее от бабы Яги. И никому бы в голову не пришло, что он и есть главный злодей, а ты бы негодяя еще своим спасителем почитал. Только Федор разрушил этот хитроумный план.
- Есть правда в твоих словах, Лесовик, - молвит царь, - не хочется только верить в это. Как же ты собираешься вычислить мошенника?
- Есть у меня одна мысль, - говорит Лесовик, - вели царь привести этих пятерых. Я бы хотел поговорить с ними.
- Да вот же все тут: вот и казначей, и главный законник, главный боярин и заморских дел начальник и начальник охраны. Подойдите все сюда, - велит царь.
Подошли государственные мужи поближе, главный боярин – Митрофан вышел вперед и говорит:
- Обидно нам такое царь-батюшка слышать! Мы столько лет тебе верой и правдой служим, а ты такое выдвинул против нас подозрение.
- Не против всех, - отвечает за царя Лесовик, - а только против одного из вас. А что до того, что честно служили, так оно всегда так: человек никогда злодеем не рождается и живет до поры до времени честным, а однажды может замыслить подлость. Вот мы сейчас и попробуем негодяя вычислить. Сядьте люди добрые. Вели царь каждому выдать перо и бумагу.
- Зачем это? - спрашивает царь.
- Баба-Яга получила письмо. Может она запомнила почерк писавшего. Если никаких других доказательств не найдем, съездим к ней и покажем письма, написанные твоими помощниками.
- Умно, - кивнул царь, - ну что ж пишите люди добрые.
Взял Лесовик книгу законов царевых, да прочитал оттуда два абзаца. И сидели государственные мужи кряхтя записывали, потом подали свои бумаги.
Посмотрели царь, что они написали и говорит:
- Странно как-то: один только главный боярин Митрофан написал что надо было, остальные какие-то нечитаемые каракули изобразили. Отвечайте почему?
Кинулись тут в ноги царю: главный законник Василий, главный казначей Макар, начальник охраны Степан, да управляющий заморскими делами Борис и наперебой говорят:
- Не вели казнить нас царь-батюшка, неграмотные мы: читать-писать не умеем.
Усмехнулся тут Лесовик и слово держит:
- Понятно теперь царь-батюшка, кто злодей: один Митрофан из всех, кто государственную ленточку взять мог, грамоте обучен: он, знать, и писал то письмо бабе Яге.
Подошли тут стражники к Митрофану, а он не сдается:
- Мало ли, а может они это все придумали и сами царевну украли. Стрелец Федор это все мог задумать, с бабой Ягой договориться, а потом царевну в темницу кинуть.
- Вот на воре и шапка горит! – подмигнул тут Лесовик, - откуда ты мил человек знаешь про темницу? Мы ведь ничего не говорили, что царевна в темнице была. Мы только про Ягу, да про письмо с ленточкой рассказали.
Стал тут Митрофан чернее тучи, начал проклятия выкрикивать. Да стража его уже держала. А Лесовик взял у Федора замок, которым цепи Аленушки были к стене прикованы и говорит:
- Дайте-ка добрые люди ключ, что у него на поясе висит.
И подошел ключ точно к тому замку.
- Вот вам еще одно доказательство.
- Эх, - крикнул тут Митрофан к злобе, - жаль, что тебя Федор коршун не заклевал, русалка не утопила, да камни не раздавили!
- Так это ты их на меня наслал? – спрашивает Федор
- А кто же: меня же все называют большой Бу.
- Отвезите его в лес, - приказал царь, - там есть темница, пусть сидит там в одиночестве.
- Нет, царь-батюшка, - остановил его Лесовик, - нельзя его в лес. Не забывайте – он же большой Бу: в лесу он силу волшебную получит. А в городе пропадает она. Вот поэтому не мог он сразу Федора остановить, а только когда смог сам в лес выехать, стал насылать на него всякие проклятья. Посади его лучше в городскую тюрьму да прикуй теми же цепями, что он Аленушку приковал.
- Будь по-твоему, - согласился царь и велел страже, - отправьте Митрофана в городское подземелье и хорошо стерегите.
Митрофан гневно сверкал глазами, что Лесовик его раскусил и последней надежды на спасение лишил.
- Говорил я своему батюшке, чтоб не учил меня грамоте, - злобно пробурчал он…
- А вы, государственные мужи, - распорядился царь, - идите в школу, с детьми малыми, грамоте учиться. Вон, даже баба Яга читать-писать умеет, а мои помощники – нет. Что о нашем царстве правители заморские подумают?
Поклонились бояре царю, да пошли за учебниками в кладовую царскую.
- А сейчас – всем к свадьбе готовиться, - повелел царь, - завтра и обвенчаем вас.
И был назавтра пир на весь мир: съехались люди добрые со всех сторон царства, и бояре и купцы честные, все поздравляли молодых, и я там был: мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.


Рецензии
Михаил, поздравляю! Если ВЫ когда-то и числили меня своим оценщиком (не замахиваюсь даже на иные степени), то теперь Вы превзошли мой уровень, обрели свой стиль, свободу и ясность сюжета и пр. и пр. и пр. Благодарю Вас за свидание с детством. Лично мне показалось, что Большой Бу - какое-то инородное имя в ряду всем знакомых образов и их имён. Как-то по американски, что ли. Я понимаю, что это должно быть оригинальное, особенное имя. Ну, к примеру, Бутадиен, Бурдаморд, Беламор-на-постном-масле. Не знаю. Дело это тонкое, авторское. В целом, я предполагаю, Ваше новое произведение было востребовано обстоятельствами и известной публикой. Дай Вам бог успеха и новых затейливых опытов.
Я вышел на пенсию. Адрес моей почты ser19mor@yandex.ru

Сергей Моргульцев   22.08.2018 16:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Вы правы, решил сыну написать сказку. Большой Бу - это им придуманный персонаж, поэтому не стал менять.

Михаил Красносельский   23.08.2018 17:01   Заявить о нарушении