Правила и исключения. От автора

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – одно из самых значимых и грандиозных событий в истории нашей страны.
Она памятна во всех отношениях; представляет собой источник до конца не исследованной системы знаний, смыслов, опыта, предостережений, уроков; оставила глубокий след в сознании народа.
В России память о войне священна; среди нас много людей, сегодня уже пожилых, на себе испытавших тяготы войны, оккупации, блокады …  Огромные жертвы нашего народа в этой войне известны. Немало было в обществе и тех, чью судьбу война изломала, ранила душу.
И хотя в обществе можно встретить и иное отношение к Великой войне и к Великой победе: от равнодушного до спекулятивного, главное – в другом: не потерять то важное, дорогое, необходимое, что вынесли люди из этого тяжелейшего испытания.  Важно также понять, что Победа эта, безусловно, наша – нашей страны; это достояние, гордость, боль нашего общества. Конечно, это свершение уходящих поколений – советского народа, тех, кто родился, вырос, сформировался как личность до Октября 1917 года и в первые десятилетия советской эпохи. У новых поколений должны быть свои достижения, новые победы и "взятые высоты". Тем не менее, наследие Великой Победы и борьбы за неё остается важным ресурсом общества.
Свидетельства о событиях, трудностях, впечатлениях ветеранов Великой Отечественной войны, людей, переживших военное лихолетье, тех, кто в той или иной степени стал «соавтором» Победы, имеет особую ценность.
Степан Андреевич Тюшкевич – ровесник Советской России, сегодня – доктор философских наук, профессор, генерал-майор, автор десятков монографий, сотен статей, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, академик РАЕН, … (всех его статусов, достижений, заслуг перед страной, народом в одном абзаце не перечислить), до лета 1941 года не помышлял о профессии военного. В мае 1941-го с отличием окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И.Ульянова (Ленина), получил направление в КБ Ленинградского металлического завода имени И.В.Сталина, где в июне того же года начал с интересом работать. Но война и судьба страны внесли кардинальные изменения в его собственную судьбу. Услышав 3 июля обращение Сталина к народу, он на следующий же день вступил добровольцем в Красную Армию и до конца войны воевал на фронте, встретив Победу в госпитале, после очередного ранения (под Веной).
В 2017 году Степан Андреевич отметил свой столетний юбилей.   
Он привычно с большим оптимизмом и жизнелюбием смотрит вперед, активно участвует в нынешней жизни России. Одним из направлений, без всякого преувеличения, многогранной деятельности профессора Тюшкевича остается проблема законов войны; в этой области он на сегодняшний день – ведущий ученый и автор. Впрочем, на своих личных заслугах он никогда не делает акцента, да и, попросту, не говорит о них. Каким бы это не показалось "юбилейным", его жизненным и исследовательским ориентиром, действительно, всегда и во всем было и остается стремление к истине, к справедливости (как истине этической, нравственной). Это у него выходит естественно и просто. Поэтому он внимательно и бережно относится к созидательным результатам работы других людей, высоко ценит трудолюбие, ответственность, порядочность, честность.
О своем участии в Великой Отечественной войне Степан Андреевич вспоминает не часто. Но тем, кому посчастливилось его знать ближе, работать с ним, доводится слышать его коротенькие, в три-четыре предложения (он обладает удивительной способностью кратко сказать о многом) замечания по тому или иному событию его активной и богатой на события, на человеческое общение жизни. Иногда он делится впечатлениями и о войне. Один из эпизодов, о котором он рассказывал, как всегда "в двух словах" и не столько о себе, сколько о судьбах других людей, лег в основу рассказа "Правила и исключения".
Мне повезло: работал со Степаном Андреевичем, трудился над одними проектами по теории военной истории, сущности войны, философии военной безопасности. Почти двадцатилетнее знакомство с ним позволило многое понять, дало возможность многому научиться, добиться определенных результатов … "Правила и исключения" – один из них.
Разумеется, этот текст был задуман и написан не как исторический документ, и не может служить непреложным свидетельством прошлого. Не стоит искать и сходства героев с реальными людьми. Довольно того, что Степан Андреевич не нашел в нем неправды.
Впрочем, внимательно прочитав первый вариант текста, он сделал несколько замечаний, а также настоял на изменении (в сравнении с действительностью) одного сюжетного элемента.
За это ему огромная благодарность!
А главная благодарность всем тем, кто, как и Степан Андреевич Тюшкевич, отстоял в начале сороковых годов двадцатого века Россию, кто продолжает отстаивать её интересы, созидать её и сегодня.

С.С.Антюшин

август 2018 


Рецензии