Дети в храме

                Не запрещайте детям приходить ко мне

      Не запрещайте детям приходить ко мне! – сказал Христос, определяя этим законность и необходимость присутствия детей в храме с самого раннего возраста. Мы крестим грудных  младенцев на сороковой день после рождения, а иногда и раньше по вере их родителей. Дети входят в храм, но зачастую они являются  проблемными прихожанами. Ведь мало кто из них может выдержать всю службу от начала и до конца. Сейчас можно сказать, что  произошло некоторое разделение приходов на детские и обычные. Приходы, где окормляются семьи с детьми, как правило, обязаны этим своим качеством настоятелям, уделяющим особое внимание детям.
      Такой храм узнаётся по наличию детской площадки на территории и богатым списком мероприятий для детей на стенде воскресной школы. Основная проблема многодетных семей – дотерпеть с младшим ребёнком до причастия - на таких приходах  решается тихо и мирно без криков и одёргиваний, но иногда бывают  нетиповые ситуации.
         Как-то раз в одном приходе, где батюшка любит долгий и полный чин крещения, я наблюдал следующую ситуацию.
       Вход в крестильню  находился в притворе храма. Когда второй священник освободился от исповеди, он прошёл в крестильню и начал совершать таинство крещения всех, кто там его ожидал. Служба к этому моменту ещё не закончилась. Все ждали причастия, и тут  помещение храма огласилось  громкими ударами в дверь крестильни. Это была мама крещаемого ребёнка, которой по каноническим правилам присутствовать в крестильне было нельзя. Её сын – мальчишка лет трёх – четырёх закатил скандал за запертой дверью. Материнское сердце дрогнуло, и она, «аки тигра лютая», атаковала дверь, впрочем, без особого успеха.
      Нужно было принимать меры, и один из прихожан попытался отвлечь её от истеричных воплей любимого чада катехизаторской беседой: он стал объяснять, что из ребёнка» должны выйти злые духи» и что-то там ещё. Правда, особо не преуспел, и нападение на дверь повторилось.
       Скажу честно, я не особо хотел влезать в ситуацию, но, помолясь, всё же решился на этот шаг. Молодая мамочка как раз отдыхала от очередного наскока и готовилась к новому.
- Простите, а почему вы так туда рвётесь в крестильню? – спросил я.
-Там мой сыночек и ему очень плохо, я боюсь, что он получит неизгладимый стресс на всю жизнь и никогда мне его не простит.
- А вы разве не проводили с ним беседу перед крещением -  для чего это нужно и как оно будет происходить? – спросил я.
- Нет, я и сама это не особо знаю, - ответила она, и я абсолютно не уверена, что с ним там всё хорошо, он бы не орал так истошно.
- А крёстный у него есть?
- Да – это наш друг, но мальчик видит его в первый раз.
Нормально – подумал я: не объяснить ребёнку, что с ним будут делать и отдать на руки чужому незнакомому дяде в запертую комнату. В это время опять раздался крик её мальчика, и она хотела рвануть опять к двери.
- Вы понимаете, что своим поведением  вы только провоцируете ребёнка на истерику и заводите друг друга. Здесь и сейчас вы вредите своему сыну, пытаясь прекратить таинство крещения и не признаёте его право быть мужчиной!
           Женщина остановилась и стала меня слушать, а я понял, что говорить мне придётся долго -  до окончания таинства, благо, что Господь дал на это сил.
- Вы же не можете быть уверены, что он никогда не попадёт в больницу на операцию, и тогда вы будете ломиться в операционную и не доверять врачам так же,  как  сейчас не доверяете священнику и крёстному. Если сейчас вашего ребёнка окрестят, то в такой беде, не дай Бог она случится, за вашего сына сможет молиться вся церковь, а не только вы. Вы боитесь за его тело, но не думаете о его  душе, - продолжал я.
- Но мне кажется у него такой стресс, который он некогда не забудет и никогда мне не простит, - уже почти спокойно сказала женщина и всхлипнула, правда, без слёз. И тут двери крестильни наконец открылись, и первым из неё вышел крёстный с её ребёнком на руках. Мальчишка был абсолютно умиротворён и светился каким-то неземным спокойствием и ни один психолог в мире не сказал бы, что это именно он только что своими криками сотрясал окружавшие его стены. Никакого стресса не было и в помине. Я был уже абсолютно не нужен в этой ситуации. Мама побежала к ребёнку и сопроводила его вместе с батюшкой к алтарной части  храма, где  батюшка провёл её сына к алтарю, как это и положено при крещении мальчика. Похоже ей было немного стыдно и она предпочла больше меня не замечать.
       Меня уже ждали жена и собственные дети. Славу Богу получилось, - подумал я, - теперь только бы не возгордиться. Хотя собственные дети сейчас смирят папочку очень быстро. 
 


Рецензии