Моя бабушка

Если бы моя мама осмелилась рассказать мне о своём детстве, я бы смогла понять - почему она всю жизнь жила вопреки своей матери, совершая поступки, которые бы ей не понравились. За что она ей мстила? За то, что она раздавила её? Они обе не любили свою мать, которая со стороны казалась самопожертвенной, готовой всё отдать детям, ущемляя себя. Но в детях она не вызывала чувства любви. Если бы знать - что она сделала с ними. Я должна это знать, потому что она вырастила и меня. Она учила меня во всём её слушаться и не перечить.
Мне не нужно её прощать, потому что я идеализировала свою бабушку. Я не могу предать память о ней, потому что тогда не останется ни одного человека, который меня любил тогда. Но бабушка, положа руку на сердце, была властной, деспотичной, подавляющей волю женщиной. И мне больше не уйти от этой правды. И моя мама, и моя тётя, и я - все мы стали жертвами её ханжеского"воспитания".
При этом она считала себя верующим человеком и каждый раз я наблюдала, как на ночь она крестилась на икону Николая Чудотворца. Она окрестила всех нас, но никогда не читала ни Библию, ни какую-то другую книгу, считая себя достаточно грамотной и опытной женщиной, разбирающейся во всех жизненно важных вопросах, в том числе, и в вопросах воспитания. У неё было всего 2 класса образования, она приехала в город из деревни, и всегда очень гордилась, что выбилась в люди.
 К ней приходили в гости только образованные и интеллигентные люди: врачи, юристы. Все они были схожи тем, что в рассказах о своей порядочной жизни, в которой они добились положения и социального статуса, они всегда жаловались на своих детей, которые их обижали и не ценили. Это просто какая-то тенденция - сваливать на своих детей то, в чём виноваты только они сами. Оправдывать себя нехваткой времени, отдаче себя работе и добыче денег и считать, что это действительно оправдывает их глупость, жестокость и равнодушие.


Рецензии