Моя Волга

 География и чуть-чуть ботаники.
 
 На Волге я живу с семнадцати лет,с тех пор,как приехала в Ульяновск учиться.Но мне кажется, что само название места моего рождения предсказало ,что жить мне на Волге.
 Таволжанка, что на Барыш-реке, которая впадает в Суру, приток Волги.Так что судьба моя предопределена была самОй географией.Вслушайтесь в слово:Та- волжанка. Понятно? Я та волжанка, родившаяся для Волги.
 
 А может быть,Таволжанка от слова "таволга", от названия кустарника, росшего по берегам рек? В.И.Даль упоминал о таволге,"...коей тонкие и хрупкие прутья идут на шомпола и кнутовища". Ну, к шомполам и кнутовищам жизнь моя не имеет никакого отношения. Поэтому я предпочитаю думать, что моё рождение в Таволжанке не случайно. Оно с самого начала определило мою причастность к Волге.               
 
 Волга для меня и мировой океан, и река моей жизни,и свидетельница моей любви,участница создания моей семьи, врачевательница сердечных ран, и, наконец, колыбель моей дочки, которая уже годовалой барахталась на отмели в волжской водице.
 

                Сарынь на кичку!
 
  Барахталась дочка с другими малышами в тёплых лужицах на песчаном диком пляже за Волгой. Лужицы оставались после того, как по выходным Куйбышевская ГЭС "закрывала "воду, и Волга отступала, обнажая ровный песчаный бережок с неглубокими "озерами", на радость малышам и их мамочкам. Около этих "водоёмов"звенел настоящий птичий базар:писк,смех,весёлые вскрики,брызги, шлёпание по водичке... Словом, оазис детского счастья. Но, сожалению, не всегда безоблачного.

  Однажды несколько парней присмотрели нашу ровную площадку для футбольного поля.Обозначили ворота пустыми бутылками из-под водки и начали футбольный матч. Мамаши похватали своих малышей из-под копыт этих пьяных жеребцов. Схватив испуганную дочку, не веря своим глазам, смотрела я на этих варваров. Потом оставила ребёнка с отцом, пошла к"футболистам" на переговоры,надеясь их усовестить , убедить найти другое место для матча:
 -Вы малышей перепугали!
 -Это ваши проблемы,-был ответ. Матч продолжался.

  Помню,кровь ударила мне в голову. В ярости я схватила стеклянные бутылки,служившие створками футбольных ворот, и двинулась на обидчиков.Думаю, в тот момент я была способна разбить бутылками голову кому-нибудь из остолопов. Наверное, они почувствовали это. Игра остановилась. Один из парней сказал:
 -Пошли отсюда!Бешеные бабы какие-то!-и быстренько смотались.
 Я оглянулась. За моей спиной несколько женщин в боевой готовности. Мужчины же не трогались с места. такая злость меня взяла: не мужики, а тряпки! Накинулась на мужа с упрёками: не бросился на защиту! Он помолчал и тихонько сказал:
 -Если бы футболисты не ушли, быть бы жуткой драке. И неизвестно, к чему бы это привело. Посмотри на мужиков!
 Обернулась я- мороз по коже:напряжённые лица, взгляды исподлобья, кулаки наготове.
 Ещё бы минута - и "Сарынь на кичку!"Слава Богу,- подумалось,-обошлось бабьим бунтом!...

 Но такие приключения бывали редко.Чаще всего и ребятня, и взрослые мирно блаженствовали на чистом горячем песке и время от времени нежились в ласковых объятиях Волги.


                Росинка.

  А потом с дикого заволжского пляжа мы переселились в "Росинку".

 Кто окрестил это местечко "Росинкой"?Кто-нибудь из заводчан-металлургов,любителей шастать по неисчислимым заливчикам и протокам матушки Волги. Из тех, кому не сидится спокойно в городском уюте, кто вместе с жёнами и малыми детьми высаживался на приглянувшийся бережок, ставил палатку, добывал спиннингом или по-другому рыбку, разжигал костёр, варил ушицу - и "ле-по-та-а-а!"

 Вот так однажды высадился "десант"рыбаков и туристов на безымянный остров недалеко от Мастрюковских озёр. Осмотрелись, переглянулись, изумились:
 -Ёшкин кот! Где же раньше-то мы были?Да лучше этого острова нет на всей Волге!
 И правда: лучше не придумаешь! Что тебе остров Буян,только в другом роде.Залив, отделённый от русла Волги длинной песчаной косой.Высокий берег с песчаным пляжем внизу.Сосновый лес, переходящий в глубине острова в лиственный,просторная ягодная поляна. А воздух! воздух! Чистый, смолистый, прозрачный, как утренняя росинка! И, как оказалось впоследствии, целебный! И клёв потрясающий!
 Так и зародилась "Росинка"- на многие годы любимое место отдыха безымянских металлургов. Со временем простенькая турбаза разрослась, превратилась в комфортабельную базу отдыха. И название зачем-то сменили на "Сосёнки".
 С приходом  цивилизации исчез дух романтики и даже, кажется, взаимное притяжение человека и Волги.


              За буйки.
 
   Именно в "Росинке" мне посчастливилось испытать взаимное притяжение, слияние с Волгой.Радость общения с ней заключалась не только в физическом удовольствии от купания,лежания на её уютном песчаном берегу. Я ощущала какую-то непонятную, необъяснимую связь с рекой.

  Вам приходилось в штиль идти по кромке речной воды или сидеть, свесив ноги в воду, на корме причаленной к берегу лодки? Вы слышали голос волны, тихонько набегающей на песок? Звук почти неуловимый. Кажется, Волга шепчет только для тебя о чём-то сокровенном. Конечно, ты слышишь в этом шёпоте то,что подсказывает тебе твоя фантазия:"...и про Стеньку, и про стрежень, про персидскую княжну",и про твои мечты и планы. И ты безмолвно, телепатически, делишься с Волгой своим сокровенным. Освобождаешь душу от тягостных дум,от негативных впечатлений.

  После таких "бесед" Волга воспринимается как существо одушевлённое, странно близкое, родное. И призыв береговых спасателей "не заплывайте за буйки" кажется смешным и нелепым.Ведь только там, за буйками ,и начинается сАмая Волга, которая тебя любит и не причинит тебе зла. Только там в сумерки,когда заря ещё не погасла, но первые звёздочки затеплятся на потемневшей стороне неба- только там и происходит чудо слияния человеческой души с духом реки.

  Вот как это бывает. Поздний вечер. На берегу ни души.Входишь в воду . Она кажется тёплой после прохладного уже воздуха и остывшего песка. Входишь в воду по пояс. Оттолкнувшись ногами ото дна, скользишь по водной глади,подгребая воду под себя. Заплыть надо так далеко, чтобы огни "Росинки" утонули в воде. Теперь перевернись на спину, раскинь руки в стороны, легонько работая ладонями и ногами, чтобы  глубина не поглотила тебя. Тогда и наступают минуты  растворения в окружающем мире Ты лежишь почти неподвижно на ласковом материнском лоне великой реки. Непроизвольно чуть двигаешь раскинутыми руками. Волга держит тебя, как нежная мать любимое дитя. И сама Вселенная звёздами смотрит тебе в глаза. Ты чувствуешь свою микроскопичность  и причастность к беспредельности мира. Состояние, похожее на сон, забытьё. Блаженство.Детская радость.  Мгновения счастья.

  Как-то сразу подступает усталость. А с ней и мысль о глубине под тобой. Мысль об опасности, которую таит в себе ласковая Волга. Может быть, правы спасатели - не стОит заплывать за буйки? САмое время возвращаться на берег, где уже, наверное, беспокоятся о тебе.
 А завтра Волга опять позовёт тебя за буйки...
 


Рецензии
Течёт Волга.

Название общепринято в веках.

Но по справедливости - это Кама.

Ведь Ока и Кама вместе создают Волгу.

Но Кама гораздо полноводнее и длиннее Оки.

Может быть переименуем в более спокойное время.
================
Moй добрый привет!

Юрий Атман 3   07.09.2019 16:52     Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий, спасибо за отклик на "Мою Волгу"!На то она и "моя Волга", чтобы я не променяла её ни на Оку, ни на Каму, при всём уважении к этим рекам.Для кого-то они тоже часть судьбы,реки их жизни.Да будут люди счастливы на их берегах!Приятно с Вами познакомиться.Иду на Вашу страницу. До встречи! Эльвира Минеева.

Эльвира Минеева   07.09.2019 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.