Избитая Истина

«Сегодня ночью в Музее Смыслов было совершено вооруженное нападение на Истину. Крайняя Нигилистическая Группировка уже взяла ответственность на себя. В настоящий момент Истина чувствует себя стабильно, о ее состоянии консультируют лучшие философы страны».

- Ну, и новости сегодня! До чего дошла эта молодёжь, покушаются на Истину, - прокомментировал пожилой человек.

Он сидел перед большим репродуктором аудиопосланий в кресле-качалке, укрыв ноги пледом, связанным из мелких трубочек старых газет.

- Дедушкааа! - раздался радостный голос.
В умиротворённую комнату старичка ворвался взъерошенный парнишка лет двенадцати.
 
- Сегодня! Это случилось сегодня! - возвестил он сбивающимся голосом.

- Что? Что случилось сегодня?

- Как что? Совсем не помнишь своих обещаний, - начинал хмурится молодой человек.

- Так. И что я тебе обещал?

- Ты сказал, что сегодня мой день погружения в Тайны Мироздания. Ты сказал, что скоро я почувствую, как ускользает мое детство. Я почувствовал! - радостно провозгласил он, очевидно не понимая, что радоваться тут нечему.

- Надо же! А ты не пытался поймать его за хвост?

- Кого его?

- Детство, конечно!

- Пытался. Но оно уж очень проворно выскочило в окно щекотать пятки босоногим дошколятам.

- И что же теперь на твоей взрослой душе?

- Совсем немного тоски. Но я так ждал этого момента! Наконец, мне откроются все тайны. Уж слишком много у меня вопросов к миру, чтоб продолжать играть в маленького мальчика. Я готов получить ответы!

- Хе-хе, - старик сощурил бледные глаза так, что маленькая капелька, не слез - нет, а лишь необходимой глазу влаги, собралась в паутинке морщинок.

- Чему ты усмехаешься?

- Удивляюсь, до чего различный оттенок приобретают слова, в зависимости от того, какой водой Реки Времени их омывает. Когда-то и я нёсся в объятия взрослой жизни, подгоняемый невинным воодушевлением.
 
- Дедушка, я готов! Повторяю, я готов! Нам ни к чему топтаться на берегах Реки Времен, когда мы можем испить целое Море Смыслов!

- А ты, кстати, не слышал сегодняшние новости?

- Только сегодня от меня ускользнуло детство, я ещё не успел вовлечься во все взрослые дела.

- А, ну, да. Так что ты хочешь от меня?

- Как что? Ты обещал показать мне семейную реликвию. Ты сказал, что из поколения в поколение, люди нашей фамилии передают некий Ящик Резонансов. Ты говорил, что он сможет рассказать обо мне, мире, и моем месте в нем.

- Ну, я имел в виду не совсем это...

- Так ты покажешь?

- Ах, нетерпеливость молодости. Помоги мне встать.

Он снял с ног плед, медленно и аккуратно сложил его стопочкой, отложил в сторону и протянул обе руки внуку. Тот с усилием потянул его на себя. Старик двинулся к книжному шкафу, а затем принялся долго переставлять книги на полках. Наконец, он нашёл маленькую дверцу. Он извлёк малюсенький ключик из какого-то невидимого кармана своего халата и провернул несколько раз в малюсенькой замочной скважине.

- Вот то, что ты хотел увидеть.- Он поставил на стол довольно простенькую, несуразную...

- Музыкальную шкатулку? Я не хотел шкатулку. Я не так себе представлял то, что ты рассказывал мне. Когда ты говорил о Ящике Резонансов...

- Да, в твои годы мой разум тоже любил гиперболы - продолжал усмехаться старичок. Его хитрые глаза улыбались, но лицо светилось добродушием.

- Ящик Резонансов - это действительно шкатулка?

- Конечно.

- А как же с помощью неё получить ответы на свои вопросы?

- Ты должен завести ее. А она покажет тебе музыку. Твою музыку.

- Мою музыку?

- Да, каждый человек обладает определенным звучанием. Музыка эта уникальна. Заметь,  в простом физическом смысле - у неё нет абсолютного дубля. Благодаря Ящику Резонансов ты можешь узнать, как звучишь.

- Надо же.

- Ну, же. Заводи.

Мальчик, простите, юноша, осторожно придвинул шкатулку. Несмелой дрожащей рукой он несколько раз провернул примитивный ключ шкатулки.
«Ни тебе размаха, ни тебе эстетики; унылая коробка из железяк - этот Ящик Резонансов. Может, содержание его настолько чудесно, что о форме и думать не стоит». Он воодушевился и приготовился слушать СВОЮ МУЗЫКУ.

Шкатулка заскрипела всеми своими застоявшимися пружинками, секунду подумала, вероятно оценивая уникальность души, оживившей ее в эту минуту. Секунда эта должно быть показалась юному покорителю Тайн Мироздания вечностью, но ей (секунде этой) все же пришёл конец. Шестеренки шкатулкиного нутра завертелись и.... начали свою хаотичную композицию. Из неё доносились то поскрипывающие, то повизгивающие, то низкие и протяжные звуки. Казалось, будто звучит какой-то сумасшедший оркестр вдрызг перессорившихся музыкантов. Иногда, сквозь сумбур разрозненных звуков, прорывалось нечто красивое. Дребезжание и бормотание железа приобретало очертания неспешной, но стройной мелодии. Как только мелодии почти удавалось очиститься от какофонии шумов, гармония ее будто не удерживалась собранной и снова срывалась в хаос. Так и побрякивала она, разливая неладную музыку, которая искала в себе благозвучия, но раз за разом теряла его.

Вы, должно быть, можете представить себе выражение лица разочарованного мальчика. Простите, юноши.

- И это... Это? Это моя музыка?! - воскликнул он, когда завод шкатулки кончился, а в комнате воцарилась опустошающая тишина.

- Да, милый. - Старичок ласково потрепал мальчугана по спутанной шевелюре. Глаза его выражали столько любви, что она не умещалась ни в этом старичке, ни в его комнате, ни в этом напополам разделённом ими мгновении.

- Но, дедушка! - Слезы готовы были брызнуть из глаз. Только гордость сегодняшнего утра, умчавшего детство, не позволяла ему отдаться чувствам.

- Дедушка! Это. Это. Это ужасно! - не выдержал он. Совсем как тот мальчик, каким он был ещё вчера, он бросился в объятья деда, всхлипывая у него на груди.

- Напротив. Совсем не ужасно.
 
- Это совсем не похоже на Красоту, Гармонию, Совершенство. Никакого Рыцарства, никакой Доблести. Эта старая рухлядь должно быть вышла из строя!

- Полегче, милый, - хихикнул старик. Я тоже рухлядь, и мне за неё обидно, - веселился он.
 
- Чему ты смеёшься? Неужели это и правда Моя Музыка?

- Ящик Резонансов не обманывает.

- Какой жуткий день! Мне, такому, как я теперь узнал, какой я есть, не стоит и жить на свете!

- Не спеши делать выводы, мой милый мальчик. Для каждой мелодии есть место в общем звучании.

- Какое место? Такое, чтоб этой жуткой какофонии было почти не слышно?

- Я не знаю, какое. Ящик только предоставляет тебе возможность встретиться с собой. Все остальное - ещё не открытые Тайны, которые тебя так чаруют.
 
- Тебе легко говорить, должно быть твоя Мелодия прекрасна.
 
- Что ты! Я давно не заводил Ящик, последний раз как раз в твоём возрасте. Тогда я безумно расстроился и запрятал его, куда подальше. Я был один, когда много лет назад познакомился со своим безумным мотивчиком. И чтоб не огорчаться сильнее, узнав о красоте чужих мелодий, не заводил ящик в присутствии родных. Но сегодня действительно удивительный день! День обрушения на меня Моря Смыслов, - продолжал говорить он с улыбкой.

- Я не совсем тебя понимаю, дедушка.

- Зато я теперь все понимаю. Моя мелодия была ещё большим сумбуром. Ее красота открылась мне только сейчас. Все мы сотканы из множества звуков, которые не всегда уживаются друг с другом, но все-таки каждый из нас прекрасен.
 
- Дедушка, но ведь это Избитая Истина, а никакие не Тайны Мироздания!

- Ну, вот. А говоришь, что новости не смотрел!


Рецензии