Малой Родины не бывает

1)      О Гулливере и лилипутах

 История – штука забавная! Если ее знать в достаточной мере хорошо, выяснится, что по большей части нам приходится читать и слушать мифы, сказки для взрослых и не очень взрослых людей, занимательные и героические былины. Все это закономерно, ведь историю сочиняют победители и их оруженосцы, им на истину плевать, им важен героический эпос и эпитафии. Истина историческая, что немаловажно, вредна для психики и для остального здоровья. Умножает, так сказать, скорбь! А достоверная информация о прошлом нашей земли, наших предков, друзей и недругов, остается запертой в чертогах, подвалах, сейфах, чипах, вовсе не на поверхности. Время стирает нюансы, пыль веков заполняет трещины и раны, оставляя видимыми лишь кручи и обрывы, гигантоманию. Создается аберрация, ощущение, нарушающее реальный масштаб настоящего и прошлого. Создается иллюзия, что история позади нас творилась титанами, а современность лилипутами и пигмеями. Помельчали сегодня герои! И вместе с этой иллюзией возникает комплекс малой родины: населенного пункта, земли, мелкого объекта с мельчайшим и ничтожным прошлым, населенным серыми людьми. И мы уже как бы стыдливо говорим о прошлом деревни, в которой родились, научились писать и первый раз поцеловались. Ведь наша провинциальная глушь не сравнится с приключением Гулливеров и Гераклов, на ней не вершились судьбы мира и Ойкумены! Ерунда! Мы сами стали заложниками своих заблуждений! Мы сами виновники собственных комплексов!

2)      Импотенция термина

Кто к черту выдумал этот болезненный и импотентный термин? Кто с таким воодушевлением его использует и торгует им налево и направо? Кто сумел внедрить нам в клиническое наше сознание, что самое значительное место на планете, место на котором, впитывая соки матери сырой земли, разбух и пробился сквозь дерн и камни наш стебель – всего лишь маленькое, незначительное местечко? Почему мы вынуждены защищаться «незначительностью» самого значимого в нашей жизни?! Пишу и повторяю: малой Родины, в том смысле, в котором это словосочетание употребляют миллионы, не бывает мало; малая Родина всегда огромна и значительна, даже в сравнении с империями, каганатами и галактиками! И говорить о ней в уничижительном наклонении, значит унижать самого себя, свой род, свою мать! Малой Родины не существует! Это всего лишь идеологический пунктик, надстройка, созданная в нашем сознании для выпячивания Державности в сравнении с масштабом собственной хаты.

3)      Когда до меня дошла эта простая мысль?

Стыдно сказать: только что! Она туманным образом бродила во мне всю мою жизнь, но сформулировалась вот в сей миг и в сей час! Я родился в глухой, как мне казалось, непримечательной деревне, окруженной березняком и озерами со всех сторон, находящейся на стыке волостей, уездов и губерний. Таких деревень уже в  1782 году в районе насчитывалось полста, сейчас, к сожалению, с десяток. Ковыль, крапива и конопля проклятой модернизации неумолимо и тайно скрывают лик былого величия деревни. Тридцать лет назад я уехал из селения, чтобы учиться, работать, создавать семью, жить. Что я знал о моей деревне? С высоты сегодняшней моей головы  ничего! Так же как и тысячи моих односельчан различных поколений, фамилий и судеб. Трагедия? Вроде и не трагедия это и не драма, но для Родины незаслуженная участь!

4)      Мне повезло с Родиной

И только сейчас я понимаю, как мне повезло! Она не безлика и вовсе не может назваться серостью и глушью. Судите сами: а) именно у меня на Родине нашли сарматский меч, славный артефакт, пролежавший в земле тысячи лет; б) это на территории моего селения в 1693 году произошло грандиозное  сражение, которое по числу участников превосходит стычки Ермака с Кучумовичами. Семискульское побоище имело континентальное значение для истории Московского государства, остановило на полвека продвижение России на юг в степи; в) это на берегу моего родного озера строится при Елизавете Петровне крепость, ставшая частью огромного фронта от Азовского моря и до Байкала, сдвигающего кочевников в глубь степей. Именно мною обнаружены следы форта, который на деле оказался не маяком, не обычным станцем и даже редутом, а крепостью, площадью, сравнимую с размерами Ростовской, Оренбургской, Челябинской, Омской крепостями. Да, форт просуществовал недолго, но след титанов имеется; г) этим летом я узнал основателя моего селения образца 1782 года, наткнулся на его имя косвенными, смежными краеведческими тропами; д) теперь я знаю поименно моих земляков образца 1782 и 1897 годов; е) мне известны обстоятельства построения храма села и имена его клириков; ж) теперь я узнал об драматических обстоятельствах гражданской войны у деревни. Мне известно, какие именно части воевали и оставили следы в виде гильз, патронов, штыков и пулеметных лент в родной земле. Даже могу назвать колчаковских летчиков, вылетавших на разведку на аэроплане в сентябре 1919 года;

P.S.

В моей стране миллионы Родин. Они незаслуженно обижены и обделены вниманием. Если твоя Родина кажется тебе маленькой, безликой и незначительной, ты всегда будешь страдать от комплекса неполноценности. Это не твоя Родина безлика, это ты не имеешь лица! И если тебе важна собственная значимость во Вселенной, открой себе свою Родину!


Рецензии