а был май

А был май

Запах жасмина пьянил, делал невозможным жизнь! Но он сидел в самой гуще этого белого природного парфюма и не мог сдвинуться с места. На губах был запах ее губ. Только ее рядом не было... Хотя...
Она с ним сегодня опять. В душе, в каждой клеточке тела! Он любит ее опять и чувствует ее запах. Ее запах - это запах жасмина. Она и жасмин - неразлучны.
Он застонал. Уйти бы! Невозможно так! Невозможно, надо бежать!
От кого?
Двадцать лет назад он так же сидел с ней в таких же зарослях. Это было в другом городе, далеко.
Это было в ее городе...
Командировка. Длительная такая командировка. Он специалист. Красив и неженат. Порядочен и выдержан.
С ней он познакомился на том предприятии, где ему предстояло проводить проверку оборудования.
А она - только из института. Даже диплом еще не защитила. Собиралась защищать. В июне. А был май!
И он был очарован ее чистой юностью и скромностью. Славная она была девочка! И он спросил, на какую тему диплом. Когда она сказала, он рассмеялся: такая грандиозная тема взята этим цветочком! Ей бы в куклы играть, а не физическими вопросами заниматься! Но она стала говорить на тему своего диплома. Говорила увлеченно и очень по делу. Его снисходительное предложение помочь ей с написанием диплома застыло на его устах. Оно так и не слетело, потому что диплом был готов, и он был великолепен, если так можно сказать о дипломе по тепловой физике.
Зато она улыбалась красиво. И доверчиво смотрела на него. И он почувствовал, что нравится ей. Но ни на какие глупости она не пойдет! С ней или серьезно, или никак.
И он пригласил ее вечером прогуляться.
Они были в кафе, потом зашли в парк. Парк этого провинциального городка был на редкость хорош и ухожен. Тогда там цвела черемуха.
Потом была очередь сирени.
Они гуляли каждый вечер. И много разговаривали. Он был старше ее на восемь лет. Но иногда чувствовал себя перед ней совсем мальчишкой, растерянным и жалким.   А она и не догадывалась... Не догадывалась, что он влюбился и не знает, что с этим делать!
А когда зацвел жасмин, когда они сидели уже почти ночью на скамейке, окруженной этими белыми кустами, он ей признался.
- Я люблю тебя, Леночка!
И он не удержался и поцеловал ее губки. Он так давно смотрел на эти губки, что аж застонал от сбывшейся мечты: поцеловать их.
Она ответила на его поцелуй...
- Выходи за меня замуж, а?
- Хорошо, выйду.
И они целовались. Потом она сказала, что надо идти. И сама поцеловала его. Потом внезапно вскочила и убежала. Он было побежал за ней, но почувствовал, что ей не надо, чтобы он ее провожал. Он знал, что для нее эта ночь очень важна. И что ей надо побыть одной.
И он вернулся на скамью. Вдыхал жасмин и перебирал в памяти эту ночь.
А работа шла своим чередом. И подходила к концу его командировка.
Начался июнь.
У Леночки началась защита. А ему надо было уезжать.
А потом...
А потом - ничего. Лена защитила диплом и работала в своем городе.
Он работал в своей Москве, ездил по командировкам.
Он позвонил Лене и предложил переехать к нему. Чтобы была семья и дети.
- Хорошо, перееду, - сказала она.
А он подумал: куда он ее приведет? К родителям в квартиру?
Можно, конечно, снимать. Но снимать жилье в родном городе казалось ему глупо.
Командировки всегда оплачивались, квартира уже была, когда он родился. Снимать чужое? Нет! Не хочет он.
Вот и все. Лена не дождалась его окончательного звонка.
Потом умерли его родители. Потом он женился на ком-то. Именно так он и определил: на ком-то. Надо же семью!
И он стал жить с чужой женщиной. Спать с ней. Она плохо готовила, плохо убирала дом. Она работала в бутике. И общих тем для разговоров у них не было. И детей она не хотела. Об этом он с удивлением узнал на втором году их совместной жизни. То она все говорила: подожди, давай попозже. А когда он сказал, что пора детей, она выдала ему:
- Знаешь, я не хочу детей. Жизнь такая страшная вещь, что я не хочу обрекать маленькое существо на страдания! Слышал, есть такое движение: чайлдфри. Оно мне близко по духу.
Он не стал гуглить и узнавать про это движение. Он развелся.
Так прошли годы. Насыщенные работой и свободные от любви.
А тут вдруг май. На излете уж май! И он проходил мимо сквера. И жасмин. И скамейка в жасмине...
И он сел.
И на него нахлынули воспоминания. Тот поцелуй, тот шепот, Леночка... Он не просто жалел, что потерял ее. Нет, у него заболело всё, когда он, сидя в этом жасмине, понял, что протрубил свою жизнь. Лишил себя главного.
« Глупо, глупо, глупо! Все глупо! Квартира, деньги, работа! Все глупо без нее. Без любви, то есть без Леночки...»
Остался ли у него ее номер?
Тогда еще не было мобильников.
Он заставил себя встать со скамейки.
Дома он нашел записную книжку. Его спасала не раз педантичность и аккуратность.
И вот он набирает номер ее прежнего домашнего телефона.
- Алло? - чей-то незнакомый звонкий голосок.
- Здравствуйте. Простите. Этот номер у меня уже давно, когда-то он принадлежал Лене. Могу я узнать, где она сейчас?
Молчание. Шорохи.
И вдруг!
- Да, Павел?
- Лена?!
- Лена. Здравствуй, Павел.
- Ты узнала...
- Ты тоже узнал.
- Да, тебя не забудешь.
- Ну... Я совсем не та теперь.
- Та! Ты всегда будешь та.
- Жасмин цветет...
- Да!!!! А ты говоришь, не та! Жасмин цветет!
- Как ты?
- Я никто без тебя. Никак я.
- Это ты давно понял?
- Не знаю. Сейчас кажется, что я давно знал это. Лена!
- Я замужем, Павел. У меня сын и дочь. Было много весен. Много раз цвел жасмин. Я ждала. Сначала каждый день, потом каждую весну. А потом я стала жить.
- Да, я понимаю... Так и правильно. Я тоже пытался. Жить. Что же мне делать, Леночка?
- Живи. И не ходи больше в жасминовые заросли. Я их давно обхожу стороной. Только так стало можно выжить. Выживи, Павлуша! Прошу. Люблю тебя!
И она повесила трубку.
Выжила...

Н. Ж.


Рецензии