Здравствуй, светоч!

   Всем известен великий древнегреческий философ Сократ. Он считается наряду с Платоном и Пифагором одним из отцов философии как науки. Мало кому известно, что, будучи человеком богатырского телосложения и довольно пугающей внешности он начал жизнь как простой разбойник, занимавшийся промыслом на дорогах.
   Однако потом в его мировоззрении внезапно произошли перемены, и Сократ подался в науку. Вероятно, этому способствовала поездка в Египет и общение с тамошними мудрецами. Про себя Сократ говорил: «если бы не философия, то я так бы и остался бандитом».
   Но… так как его увлекли не лихие набеги, а мудрость и постижение науки по формуле «я знаю, то что ничего не знаю», то соответственно и образ жизни сменился. Теперь это был ученый окруженный сотнями учеников и ореолом величия к которому сам относился с большим ехидством. Еще меньше людям известны его мелкие пакости, которые он устраивал благородным гражданам Афин. Например, он обожал найти на улице одного такого «благородного гражданина» и задать ему какую-нибудь простенькую задачку или вопрос, например:
- О, великий и благородный мудрец! Я много от, тебе слышал, все в Афинах говорят о твоей мудрости! Скажи мне светоч знаний, будет у тебя некоторое время, чтобы пообщаться с таким червяком как я?
- Да, что, ты, что ты,- отвечает в растерянности представитель белой касты, - конечно есть, а какое дело?
- Ответь мне, пожалуйста, о мудрейший на простой вопрос. Скажи мне что такое «зло»?
«Мудрейший» задумывается и отвечает:
- Я полагаю, что зло это все то, что противоречит духу морали и мешает нам жить.
- О, великий ответ, благороднейшего господина! Но скажи светоч знаний, какие примеры зла ты можешь привести?
- Ну например, меня вчера попытался обмануть один торговец на рынке, потом мой раб не сделал правильно работу и пришлось его стегать кнутом…
- Но подожди, светоч, тут ты не прав… Как может торговец на рынке попытаться тебя обмануть и как может раб сделать неправильно работу, зная, что ты его накажешь? Как могут быть они носителями зла, если в первом случае ты предусмотрел умысел, а во втором даже умысла, скорее всего, не было?
- А почему зло должно быть связано с каким-то умыслом? – отвечает господин.
- Но как же ему быть тогда «злом», если оно совершено против тебя без умысла? Ведь если это зло, то ты должен пострадать, а раз кто-то хочет чтобы ты пострадал, значит должен что-то задумать против тебя. Может быть, тебе просто все это причудилось?
- Это мне не причудилось, - начинает немножко нервничать благородный человек, - это все было на самом деле!
- Ну и тут ты противоречишь сам себе. В первом случае ты предотвратил обман, стало быть, ничего не случилось, а во втором даже замысла никакого не было, ведь не мог же человек умышленно сделать тебе работу плохо, зная, что ты его накажешь, это как оклеветать самого себя!
- Я знаю, что ты по этому поводу думаешь, но это было так.
- А как это могло быть по-другому, о светоч мысли? Может быть, на самом деле ты просто захотел сделать подлость честному торговцу на рынке и умышленно обвинил его в обмане, а во втором случае тебе захотелось показать свою жестокость, и ты намеренно наказал хорошего раба, правильно сделавшего всю работу.
- Что ты такое говоришь, я самый честный человек в городе! Все знают меня, и мое имя не может быть под вопросом. Я никогда не лгу.
- Но только что ты солгал минимум два раза, как такое возможно благороднейший господин? Видимо люди знали о тебе не всё?
- Расскажи это тому поганому торговцу и тому подлому рабу, что пытались меня извести! – бесится патриций.
- А тут ты солгал уже в третий раз, ведь у них не было не только умысла тебя обмануть, то как у них тогда мог возникнуть умысел тебя извести?
- Ты подлая тварь, что ты пристаешь ко мне с этими мерзкими вопросами?
- Тут ты солгал в четвертый раз, потому что мой вопрос был один, а именно что такое «зло». Сдается, ты не знаешь ответа на него? Светоч, как такое может быть?
- Подонок и тварь! Я знаю, этот торговец подкупил тебя, чтобы ты пристал ко мне, а тот раб…
- Прости благородный господин, но я никогда в жизни их не видел, как ты можешь утверждать, что они меня «подкупили», если я узнал о них из твоего рассказа? Это уже пятая твоя ложь с твоей стороны, и сколько раз ты еще солжешь мне?
- Да что ты такое говоришь?!
- Я говорю, что ты лжец и подлец, клевещущий на честных людей и избивающий своих рабов без всякой причины. Как можешь ты утверждать что-то о зле, будучи таким негодяем? Может быть, ты сам есть зло в нашем городе?
   Тут аристократ вероятно попытается приложить руки к приставшему к нему негодяю, но все мы знаем, чем занимался Сократ до того как стал философом. Ничего из этого конечно не выйдет. В итоге опущенный, избитый и полностью подавленный патриций под лютый смех поклонников Сократа бежит домой, а философ, посмотрев на это, мудро заявляет своим ученикам:
- Воистину дети мои, зло это просто не знание добра! Запомните этот пример.

 Теперь вы поняли, за что аристократы судили Сократа?


Рецензии
Лев, это Вы сами придумали? Весьма поучительно!

Лина Ранецкая   24.11.2022 07:55     Заявить о нарушении
Рассказал препод по философии:-)

Лев Вишня   25.11.2022 09:15   Заявить о нарушении
Возьму на заметку!

Лина Ранецкая   25.11.2022 11:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.