А Блок в 16 лет в пламени страстной любви. гл 2

Эта глава- заключительная; начало темы - в главе номер 1.



Они увиделись лишь восемь месяцев спустя, после возвращения Ксении Михайловны в стлоицу с курорта в Германии. Теперь Александр часами  ждал возлюбленную в закрытой темной карете в условленном месте или у ворот ее дома. Были тихие уеденненые прогулки в темных зарослях парка, были стремительно бегущие страстные часы в неуютных номерах гостиниц...Было все...И снова, встревоженная maman отправляется к госпоже Садовской. Но на этот раз она оставила свой высокомерный тон, держалась в рамках приличий. Просто умоляла Ксению быть благоразумной и отпустить от себя потерявшего голову юношу, не держать его. Мать Блока берет с Ксении обещание, что она «отстранит мальчика». Но страстный костёр взаимной любви продолжает пылать. Они, как и прежде, встречаются в условленных местах и в маленьких гостиницах. В этот период Блок пишет письма- бесконечный поток нежности, любви и отчаяния: «Если бы ТЫ знала, как я стремился все время Тебя видеть...».
«Чем ближе я вижу тебя, Оксана, тем больше во мне пробуждается то чувство, которое обьяснить одним словом нельзя! В нем есть и радость, и грусть, а больше всего- горячей, искренней любви, и любовь эта не имеет границ и, мне кажется, никогда не кончится. Чувство это бурно и не даёт мне совсем покоя, я  имею потребность видеть Тебя как можно чаще, любоваться Тобой и хоть на минуту утишить ту страстную бурю, которая все время бушует у меня в душе; и мне хочется, чтобы Ты, безмятежный ангел, овеяла меня своими крыльями и разрушила сомнения моей больной души, которая стремится к Тебе только и не находит выхода». «Я не могу ждать дольше пятницы нового свидания: если только можешь, то приходи в четверг, я буду ждать Тебя во
2-й линии против дома; мне нужно только видеть Тебя и знать, что Ты со мной, а в пятницу прийти не могу...  Приходи в четверг, ради Бога, моя душа только к тебе стремится, только тебя и жаждет». «А мысль о тебе действует на меня, как музыка: то душа полна грусти, то внезапно замирет от бурного веселья, то жадно стремится к свету. Не правда ли, что это- любовь? Будешь ли Ты ещё сомневаться? Я жду теперь твоих писем, как неземного счасья...Жду тебя, приходи».
В это время Блок пишет стихотворения:
Не здесь ли Ты лёгкой тенью,
Мой гений, мой ангел, мой друг,
Беедуешь тихо со мною,
И тихо летаешь вокруг?

И робким даришь вдохновеньем,
И сладкий врачуешь недуг,
И тихим даришь сновиденьем,
Мой гений, мой ангел, мой друг
——————.       —————   —————   
 ————  ———————- ————-   ————
Ты, може быть, не хочешь угадать
Как нежно я люблю тебя, мой гений?
Никто, никто не может так страдать.
Никто из наших робких поколений.

Моя любовь горит огнём порой,
Порой блестит, как звездочка ночная.
Но вечно пламень,вечный и живой,
Дрожит в душе, на миг не угасая.

О, страсти нет! Но тайные мечты
Для сердца нежного порой бывают сладки.
Хочу я быть везде, где ТЫ,
И целовать твоей одежды складки.

Мечтаю я, чтоб ни одна душа
Не видела твоей души нетленной,
И лишь, я, смертный, знал как хороша
Одна она, во всей, во всей вселенной.

Весной 1898 года Блок написал стихотворением с эпиграфом Бодлера: «Самой дорогой, самой, самой прекрсасной»:

Одной, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе, прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы.

Ни верный друг, ни брат, ни мать
Не знают друга, брата, сына.
Одна лишь можешь ты понять
Души неясную кручину.

Ты, ты одна, о страсть моя,
Моя любовь, моя царица!
Во ТЬме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница.

Из приведённых писем и стихотворений очевидна вся глубина чувств, которые Блок испытывал к женщине с инициалами “КМС». Созданные в этот период стихотворения вошли в золотой фонд русской любовной лирики. В течение всей жизни Блок возвращался к этим стихам, переписывал их и правил. А перед смертью, тяжело больной, он признался матери: « может быть, только те строки... и есть, что следует предьявить потомкам?”.
Так продолжалось два года. По 1900- год включительно Блок не прерывал связи с Ксенией Михайловной.
Но это чувство, конечно, было обречено. Постепенно Александр начал отдаляться от Ксении, его чувства остывают, на горизонте появляется новая любовь- Любочка Менделееева. Этот новый образ все сильнее и сильнее овладевает его существом  и мало- помалу вытесняет образ любовницы- Ксении Садовской.
Но след от романа с « КМС» остался у Александра на всю жизнь. Это видно из цикла стихотворений «Через двенадцать лет», посвящённых Ксении Садовской, когда чувства поэта к ней уже давно, давно угасли.
Между Блоком и Садовской произошло последнее решительное письменное объяснение. Блок в прощальном письме пишет: «Судьба и время неумолимы даже для самых горячих порывов, но я благодарен судьбе да то, что ты была».
Но КСения Михайловна в ответном письме яростно проклинала судьбу за то, что она встретила Александра. Больше они уже никогда не увиделись, хотя жили рядом- они не столкнулись ни в толпе, ни в театре, ни даже случайно. Садовская ничего не знала о громкой литературной славе своего былого поклонника.
Об ушедших чувствах к «КМС» Блок говорит:

Ты не пленишь. Не жди меня.
Я не вернусь туда,
Откуда в утро злого дня
Ушла моя звезда.

Я для другой храню лучи
Моих великих сил.
Ты не пленишь меня в ночи.
Тебя я не любил.

Я за звездой- тебе чужой,
Я холоден с тобой.бд
В земле родной огонь живой
Храню я для другой.
- ————- ———. —— ————-   -   
————-   ——————. ———————. —————-
О, не тебя люблю я глубоко,
Не о тебе - моя тоска!
Мне снится - вечер недалёко,
Мне кажется- что ночь близка...

Укроет мрачной пеленою
Все то, что я боготворил...
И день, исполннный тобою,
Нет!нет! Я не тебя любил.

Блок вернулся в БАД- Наугйм, на место своей первой любви,через 12 лет. Там ничего за эти годы не изменилось, но изменился он сам. Он приехал , всместе с женой- Любовью Дмитриевной,в тяжелую, смутную пору свой жизни, после всего ими пережитого: трагедии взаимных измен, прощений, разрывов и возвращений.
И воспоминания о «КМС» нахлынули на Блока с новой силой. Эти воспоминания он выразил в поэтической форме - был написан цикл стихотворений «Через двенадцать лет» - одна из драгоцннностей любовной лирики  Блока. Он снова, будто наяву, услышал гортанные звуки голоса своей давней подруги, вспонмнил вкус ее губ, торопливую нежность поцелуев:

Все та же озёрная гладь,н
Все так же каплет соль с грпдирен.
Теперь, когда я стар и мирен,
О чем волнуешься опять?
1


Иль первой страсти юный гений
Ещё с душой не разлучен,
И ты навеки обручён
Той давней, незабвенной тени?

Ты позови- она придёт :
Мелькнёт, как прежде, профиль важный,
И голос, вкрадчиво- протяжный,
Слова бывалые шепнёт.

Так, через 12 лет, когда чувство любви к «КМС» станет только воспоминанием, посвящённые ей стихи откликнулись в сердце поэта глубоко человечной тоской и благодарностью:

В темном парке под ольхой,
В час поуночи глухой,
Весь я- память, весь я- слух,
Ты со мной,печальный дух,

Знаю, вижу- вот твой след,
Смытый бурей стольких лет.
В тенях траурнгой ольхи
Сладко дышат мне духи,

В листьях матовых, шурша,
Шелестит ещё душа.
Но за бурей страстных лет-
Все- как призрак, все как бред.

Все что было- все прошло,
В прудовой туман ушло. Я
——— ————— ———— ————- —————- ————-
——————. ———————. ——————-   —————-
Синеокая, бог тебя создал такой.
Гений первой любви надо мной,
Встал он тихий, дождями омытый,
Запевает осой ядовитой,


Разметает он прошлого след,
Ему легкого имени нет,
Вижу снова я тонкие руки,
Снова слышу гортанные звуки.

И в глубокую глаз синеву
Пргружаюсь опять наяву.
—————- —————— ————— ————————
————- —————— —————— ————————
Бывают тихие минуты:
Узор морозный на стекле;
Мечта невольно льнет к чему- то ,
Скучая  в комнатном  тепле...

И вдруг- туман сырого сада,
Железный мост через ручей,
Вся в розах серая ограда
И синий, синий плен очей...

 Очем-то шепчущие струны,
Кружащаяся голова...
Твои, хохлушка, поцелуи,
Твои гортанные слова...


Прошли годы. Садовская в 1919 году похоронила мужа. Она страдала от нищеты в голодном тогда ПЕтрограде . На грани голодной смерти Ксения Михайловна отправилась в Одессу,к своему сыну. По дороге ей приходилось подбирать колоски и жевать их, чтобы не умереть с голоду. Приехала в Одессу тяжело больной, попала в больницу.
Там, в больнице, молодой лечащий врач оказался большим поклонником и знатоком поэзии Александра Блока. Поэтому он тотчас обратил внимание на полное совпадение инициалов его пациентки со знаменитыми блоковскими «КМС» и начал осторожно ее расспрашивать. И Ксения Михайловна открыла врачу тайну первой любви великого поэта. Выяснилось, что эта старая, тяжело больная, раздавленная жизнью женщина и вознесенная  звоном волшебных рифм на вершины поэзии синеокая красавица- это одно и то же лицо.  Но о посвящённых ей бессмертных стихах она до сих пор так ничего и не знала, услышав о них впервые от доктора. Доктор начал читать эти стихи- Ксения Михайловна слушала их и тихо плакала.

Ксения Михайловна умерла в 1925 году. Когда стали разбирать нищенские лохмотья умершей, чтобы вернуть их родным, обнаружили тонннькую пачечку писем, перевязанных алой лентой. В одном из этих писем, вспомним, есть такие слова любви:
«Чем ближе я вижу тебя, Оксана, тем больше во мне пробуждается то чувство, которое объяснить одним словом нельзя! В нем есть и радость, и грусть, а больше всего горячей, искренней любви, и любовь эта не имеет границ,  и, мне кажается, никогда не кончится.

Автор текста Доба Каминская























 







 

































































 





































 






















































 






 

 











 покоя,


Рецензии