Место под солнцем-9. Подножия и вершины достижений

Спуститься с пика

Как будет разговаривать альпинист, покоривший и сделавший обыденным явлением свои достижения, с людьми, которые суетятся у подножия вершин, даже не подозревая о существовании таких вершин, но всё время обвиняющие альпиниста в невежестве и незнании науки об альпинизме? Ведь они владеют современными технологиями, пришедшими к ним по интернету, они столько знают и пишут, а этот рассказывает им о каких-то непонятных вершинах.
Как будет беседовать с возчиками телег и средневековых арб космонавт, вернувшийся с МКС, обнаружив, что крестьяне говорят о своих телегах и скоростях по айфонам и активно публикуют свои мысли в интернете, отвергая непонятное им прошлое?
Как будет разговаривать человек, питавшийся только естественными продуктами, с тем, который поедает неизвестно что и занимается неизвестно чем, называя это средством зарабатывания на пропитание?

Года два тому назад, когда я одному молодому товарищу сказал, что на лесостепных и степных просторах Забайкальского края должно пастись не менее 10 миллионов сельскохозяйственных животных, он посмотрел на меня как на сумасшедшего и уверенно сказал:
- Зачем нам столько животных? Мы что дураки? Они же всё вытопчут.
Я хотел спросить: «Кому нам?», но понял, что не надо спрашивать.
Он сказал так, как будто эти животные будут вытаптывать его пищевую территорию, его кормовую базу. Он сказал это мне, как неразумному ребёнку. Я не стал с ним спорить или говорить, что в 1976 году в лесостепных и степных районах Читинской области паслось почти 4 миллиона 700 тысяч овец. Только овец! Всех животных, наверное, было не менее 6 миллионов.

В Читинской области при СССР было 1, 2 миллиона гектаров пахотных земель, ныне их – 300 тысяч гектаров. 900 тысяч пахотных гектаров пустуют и уже становятся непригодными для сельского хозяйства. Кто будет поднимать новую целину? Офисный планктон? Бастующее и злорадствующее в интернете население Читы?
Загляните в инвестиционный паспорт Забайкальского края. Большинство указанных там земельных площадей пустуют. На них не выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс, а животные, которые там пасутся – жалкая и беспородная кучка…

Мне трудно беседовать с людьми, предки которых почему-то внезапно решили спуститься с достигнутых ими вершин и заняться у их подножий непонятно чем-то. Откуда их потомкам знать о бывших вершинах и достижениях? Почему они должны знать о том, что их потомки должны продолжать дело своих предков? Ведь им никто не говорил об этом.

Социализм это был или нет – не важно, как и не важно с каким этот строй был лицом – человеческим или нечеловеческим. В преддверии своего исхода строй этот был на пике развития и достижений. Вместе с тем, это была вершина развития всех народов советской, социалистической, империи. Ведь в самом деле, вся предыдущая история этих народов – была тьмой. Несогласные, оглянитесь!

Гуманизм и культура – явления не врожденные, они всегда приобретенные, их нет в куске мяса, и это приобретение должно непрерывно поддерживаться какими-то представлениями о них. Иначе, они сразу сменяться звериным оскалом и дикостью. Разве история не показывает такие примеры?
Коллективные хозяйства социалистической империи – не имеющая аналогов в мире система воспитания и, не побоимся этого слова, созидания человека. От рождения до зрелости. Где ещё люди найдут такую систему?
Разными были такие хозяйства. Но опыт их обязательно пригодится при организации и развитии настоящего сельского хозяйства в Забайкальском крае.

 Государственный племенной завод имени Карла Маркса
(Из истории села Ковыли).

Хозяйство это базировалось в селе Ковыли на северо-западе Краснокаменского района, до города – 80 километров. Насколько мне известно, из этих мест в разные годы эмигрировали в Китай бурятские животноводы. Исторически места называются Урулюнгуем, для ориентации русских людей скажу, что недалеко находится известное село Кондуй.
В этих местах жили известные в Забайкальском крае Эповы.  До сих пор слышу голос Александра Фадеевич Эпова: «Ты представляешь, все едут за границу, а мне выпадает Газимурский Завод…»
На стойбищах и заимках, отделениях и хозяйствах этих территорий много лет живут урулюнгуйские буряты и кондуйские русские.
Если описываемыми местами заинтересуются ученые, особенно историки, то между сёлами Кондуй и Ковыли расположен исторический памятник – Кондуйское или Хирхиринское городище.

Не знаю, насколько въедливо читают свои летописи бурят-монголы, но мои выводы из путешествий по указанным Тугулдуром Тобоевым местам следующие: бурят-монголы массово перекочевали в Ара-Халху, то есть Забайкалье, в конце XVI века в районе села Кайластуй. С этого места они продвигались по долине до Кондуйского городища, а оттуда распространились дальше. К сведению диванных историков: другой долины для массового передвижения конными группами нет.
Совхоз в Ковылях был образован в 1932 году, назывался «Ворошиловский». Работать над выведением тонкорунной породы овец начали здесь с 1935 года. В 1956 году совхоз был признан лучшим в СССР племенным хозяйством. Появилась новая порода «Забайкальская тонкорунная». Главный зоотехник совхоза М. П. Исакин был награждён орденом Ленина.

Государственным племенным заводом хозяйство стало в 1959 году. Вклад хозяйства в развитие животноводства Забайкальского края и России огромен. Достаточно сказать, что на Всероссийской выставке племенных животных, которых проводился в Ставропольском крае в 2011 году, овцематке хозяйства присвоили золотую медаль, а барану-производителю – серебряную. И это уже в то, время, когда не было Советского Союза, а овцеводство России практически вымирало. Этот факт говорит об огромном вкладе, внесённом в основы племенного завода учёными и рабочими государственного племенного завода им. Карла Маркса.
В селе в 1989 году жило 1583 человека, в 2002 году – 1497 году, к 2017 году население уменьшилось до 984 человек. Имелись – средняя школа, клуб, участковая больница.
В 2001 году основное производственное направление оставалось по-прежнему племенным. В сельскохозяйственном производстве работали 268 человек, из них 46 – в овцеводстве. Земельная площадь хозяйства была почти 60 тысяч гектаров, из них сельскохозяйственных угодий – 52, 8 гектаров, пашен – 6, 7 тысяч гектара. Кормовые угодья насчитывали более 45 тысяч гектаров. Выращивали яровую пшеницу, картофель, рапс, овощи. В хозяйстве на 2001 год насчитывалось 8 тысяч овец, 859 голов крупного рогатого скота, 67 лошадей.
Известные в Читинской области (Забайкальском крае) и России чабаны – З. И. Эпова, Д.-Ц. Эригзенов, Ц. Мункуев, Д. Доржиева, Х. Н. Эрыгзенова, В. Ф. Эпов.
В разных социальных сетях, особенно в «Одноклассники» можно найти более точные сведения и фотографии об этом выдающемся в своё время хозяйстве. Есть материал о ковылинцах и моём ЖЖ.

И всё же после нескольких посещений Ковылей у меня сложилось тягостное впечатление, которое не могут развеять никакие материалы сегодняшних журналистов или блогеров. Нет ощущения, что это хозяйство в 1956 году было признано лучшим племенным хозяйство СССР!
Вот отрывки материалов из брошюры о Ковылях 1989 года.
«Созданный в 1932 году, а в 1957 году преобразованный в государственный племенной, завод представляет собой высокоразвитое хозяйство, за которым закреплено 76 984 гектара сельскохозяйственных угодий, в том числе 14 022 гектара пашни. На полях хозяйства работают 73 трактора, 28 зерновых комбайнов, 44 грузовых автомобиля и много другой сельскохозяйственной техники.
В стаде хозяйства свыше 26 000 овец, в том числе 12 000 маток. Коллектив не только работает над совершенствованием их племенных и продуктивных качеств, но и реализует государству больше количество продукции сельского хозяйства.
Только в 1989 году хозяйством реализовано: 4889 голов племенных овец, в том числе класса элита – 60 процентов; 72,2 тонны шерсти в чистом волокне, 780 тонн мяса, 356 тонн молока, 2021 тонну зерна. Стоимость товарной продукции составила 6,1 миллиона рублей. Получено прибыли 2 миллиона 534 тысячи рублей, в том числе от овцеводства – 948 тысяч рублей».
Для тех, кому эти слова и цифры не пустой звук, такие показатели очень значительны. Что такое почти 5 000 племенных овец класса элита? Прежде всего, это очень большое количество для племенного овцеводства, но самое главное – высочайшие качественные показатели, которые перешли и в XXI век, когда овцематка и баран-производитель этого хозяйства удостаивались на всероссийской выставке золотой и серебряной медалей.
Сохраним эту брошюру на память. Считаю, что 1989 год – ориентир для тех, кто будет самым серьёзным образом организовывать и развивать сельского хозяйство Забайкальского края после губительной власти временщиков. На этот год всё еще сохранялись основные фонды  и средства промышленности и сельского хозяйства края.
Наиболее интересные для нас моменты, опубликуем для земляков в этом материале: «Здесь разводятся овцы первого заводского типа, овцы средней величины 50-55 килограммов. Овцы этого типа дают тонкую шерсть 60-64 качества с белым и светло-кремовым жиропотом. В стаде хозяйства средняя живая масса баранов – 110, маток – 55 килограммов. Средний настриг мытой шерсти с баранов – 7,2-7,4, а с маток и ярок – 2,5-30 килограмма. Длина шерсти у баранов составляет 10-10,5 сантиметров, у маток – 8-8,5 сантиметров. Тонина шерсти у баранов 58 и 60 качества, а у маток, переярок и ярок – 60-64 качества».
Трудно не остановиться на этих цифрах, которые вряд ли можно обнаружить в такой последовательности на указанный период в каком-нибудь хозяйстве Советского Союза. Далее они ещё интереснее, не будем забывать, что речь идёт о племенном хозяйстве:
«В племзаводе ежегодно получают до 115 ягнят, по 100-108 ягнят на каждые 100 овцематок».
Вот несколько строк о социально-бытовых условиях:
«Госплемзаводом проводится работа по улучшению производственных и социально-бытовых условий тружеников. В селе имеется детсад на 120 мест, участковая больница на 50 мест, Дом культуры, Дом быта, школа, столовая. На чабанских стоянках построены добротные жилые дома для животноводов. За годы 12 пятилетки построено 130 квартир».
Ведётся строительство школы на 634 места с центральным отоплением.
Проводятся работы по благоустройству села».
На территории хозяйства проживает 1712 человек, из них 490 работающих. Многие награждены орденами и медалями СССР. Среди них: Доржиева Дулма, Зубарев Владимир Владимирович, Коньков Виктор Павлович, Климов Николай Гаврилович, Лончакова Галина Герасимовна, Лысенко Алексей Сергеевич, Лесникова Мария Степановна, Мокин Пётр Тимофеевич, Мелентьев Иннокентий Арсеньевич, Муратов Борис Николаевич, Попов Иван Егорович, Цыбенов Боро Болотович, Эпов Владимир Фадеевич, Золотилов Леонид Васильевич…»

В конце мая 2015 года в СМИ Забайкальского края появилась новость: двое жителей из села Ковыли осуждены к 43,5 годам лишения свободы за убийства женщин, уничтожение чужого имущества и разбои. Они убили пенсионерку, бывшую учительницу, которая, возможно, учила и их. Вымогая с 82-летней женщины деньги, варвары забили её до смерти, затем подожгли дом и постройки. До этого один из них убил другую женщину поленом…»
Следственное дело поражает еще и тем, что преступники ограбили пекарню села, где взяли мешок муки, мешок крупы и 33 булки хлеба.
Разве могло такое произойти при социализме, в годы активной коллективной работы людей в государственном племенном заводе имени Карла Маркса?
 
У подножия. К своим вершинам.

Когда сегодня мне рассказывают о достижениях сельского хозяйства, особенно в животноводстве, но более всего в овцеводстве, я вспоминаю мощнейшие колхозы и совхозы Читинской области, где главным из них был – госплемзавод им. Карла Маркса в Ковылях. Там была слава и честь Забайкалья. Оттуда через всю страну возили по железной дороге овец и баранов на выставки в Ставропольский край.
Уже много лет я показывая фотографии, которые подобрал во время расформирования (зачем?) Выставкома Читинской области людям, которые суетятся над какими проектами, в надежде получить смешные гранты, войти в какие-то программы, готовят документы в разные институты и министерства. Они смотрят на эти фотографии, как на что-то чужое и непонятное им. Они не видят былых вершин и обитают у их вершин.
Но помнят ли современники об этих вершинах, особенно те, кто находятся в так называемых законодательных органах так называемой власти? С каких высот, с какой трубы или трубопровода, по которой бежит валютная жижа, они видят экономику, производство и сельское хозяйство умирающей России?


(Продолжение следует).


Рецензии