Была такая служба

            …По просьбе Совета ветеранов
    БЫЛА ТАКАЯ СЛУЖБА НА ВОЙНЕ

«…А не смогли бы Вы примерить свой костюм с наградами?».
     «Да можно, конечно. Давно уж не одевал. Некуда. Вот из квартиры не могу выйти самостоятельно. Нога у меня в недвижимости –
бедренная косточка повредилась…»
    В свои девяносто три года, несмотря на инвалидность, Ветеран Великой Отечественной вой-ны Николай Григорьевич Менухов, в общем-то не сломлен духом и держится оптимистически. В общении – бодр, обладает исключительной па-мятью. А сколько светлости и доброты излучает Ветеран! И скромность не обошла стороной этого Человека. Хоть и активен в беседе, а на показ своё «Я» не выставляет. Больше всё жизнь свою связывает с людьми, с которыми жил, трудился в мирное время и вот на фронте. А жизнь-то Его по-всякому покрутила, покорёжила, да побросала из стороны в сторону. Это вот ещё в раннем детстве пришлось помо-таться, когда отец , в поисках лучшей доли, менял одно место жительства на другое.
     Не приласкала жизнь и тогда, как  вышел на самостоятельную стезю.  Ещё не наигравшись в детство, пришлось Николаю идти зарабатывать на хлеб насущный… Была тогда промартель «Галхимкомбинат», где делали расчёски, музыкальные инструменты для ребятишек, зеркала и другую всякую-всячину. Вот там-то и началась его трудовая деятельность ещё несовершенно-летним парнишкой. 
        А уже в восемнадцать лет – Дальний Восток, город Благовещенск – кочегар на пароходе… Вот тут-то и познал молодой Николай «земной ад» - летняя жара так накаляет железную палубу, что обжигает ноги. А под этой палубой – ненасытная печь кочегарки, требующая всё новую и новую порцию топлива, изрыгая неимоверную жарищу. Трёхчасовая вахта так «умытарит», что «ни ногой, ни рукой не шевельнуть». А из этого «ада» в другой окунулся: грузчиком стал. Зерно, соль по 80 килограммов  весом, тюки бумаги по сто…Хоть и платили хорошо, и матери подмога – отсылал деньги регулярно, но по возвращении  в отпуск, она более его не отпустила из дому. И множество ещё переработал работ в Бийске. Но на Дальний Восток пришлось вновь возвратиться уже не по своей воле…
   Октябрь 1940 года. Призыв в  Армию. Батальон железнодорожных войск. Пока ещё мирное время, но неимоверное напряжение. Железные дороги – это артерии страны, по которым «течёт» вся экономика. Строительство новых, ремонт и обслуживание имеющихся. Всё вручную. Днями и ночами…Дальний Восток… Там  главный потенциальный враг – Япония…
      Фашизм уже вторгся в пределы СССР, но здесь пока  нет войны, хотя провокации японцев у наших границ всё чаще. Наряду с задачами железнодорожной службы постоянные многоча-совые учения по боевой подготовке, изматывающие до предела и силы и нервы.
       Март 1941 года. Тяжёлые бои на западном направлении. Там более сложная обстановка и батальон железнодорожников  «перебрасывают» на Украину. Получен приказ строить Львовскую обводную дорогу. Кипит работа в ритме военного времени, но, вдруг, новая передислокация. Рава-Русский. Передовая фронта. В окопах по колено воды…Надрывающий вой  пикирующих немецких самолётов с включенными сиренами, в сочетании с бом-бометанием и пулемётными очередями  – так пытались фашисты деморализовать советских солдат, сломить боевой дух и  это им , в какой-то степени удавалось. Война это не только героизм, но и… разгром техники, крики раненых, паническое отступление и новая учёба – умение побеждать собственный страх… Он, двадцатилетний парнишка и этого поиспытал вдосталь. Общий поток  отступления… Беспорядочное людское метание, брошенная разбитая техника, фашистские стервятники беспрепятственно расстреливают  беззащитных людей, с флангов бьют вражеские танки… Где же спасение?! Нет его.  Рядом взорвалась бомба. К счастью, остался жив, но сильная контузия, что до сих пор даёт о себе знать. В госпиталь  не поехал «обыгался» в своей санчасти и снова в строй  батальона. Один за другим приказы: разобрать только что построенную дорогу, переправить в другое место, построить новую, восстановить разбитую, новая передислокация… И так все годы войны и ещё три  после Победы.
                Насмотрелся на горюшко людское Николай Григорьевич, наслушался стонов и плача людского… Не на передовой… А где она передовая у железнодорожников? Там ли, в Карелии, с бесконечными осенними дождями и лютыми морозами 1941 года, на восстановлении ли доро-ги Москва-Волоколамск-Ржев Под пулемётным ли огнём и бомбардировками вражескими са-молётами обслуживаемых вокзалов с гибелью сотен и сотен людей, тушение ли пылающих же-лезнодорожных узлов с рвущимися вагонами боеприпасов, или прокладывание, восстановле-ние разбитых путей к линии фронта под теми же бомбёжками врага. Всего поиспытал боец-железнорожник, теряя боевых товарищей, может быть не меньше, чем на фронтовой передовой.
«Голодные, замерзающие от злой стужи, не видевшие глаз вражеских солдат, мы невольно отводили взгляд от до сих пор помнящихся  пронизывающих глаз детей, женщин на разгромленных вокзалах, в полях у разбитых эшелонов, просящие, смотревшие с надеждой и умоляющие о спасении». Сотни, а то и тысячи километров  из края в край  по фронтам Великой Отечественной проехал, а где-то и прошагал Николай Григорьевич с боевыми друзьями-железнодорожниками под бомбёжками, под вражеским огнём, обеспечивая пути доставки боевой техники, боеприпасов, живой силы на передовые позиции фронтов. Вот и  с Западных рубежей да снова на Восток – на войну с Японией…Так где же его передовая? И ответ будет однозначным – там, где война… Всего в маленьком рассказе словами не изложить – газетный лист не позволяет. Но вот частичку его боевого пути я обязан показать через его награды: Орден Отечественной войны, медали «За освобождение Варшавы», «За победу над  Германией»,  «За победу над Японией»и др.
      Белоруссия, Прибалтика и вот он польский городок Бродница. Ура-а-а!! Долгожданная Победа! Но…Япония…
       Домой бы… Да надо восстанавливать разрушенную войной экономику страны.
       И ещё, почти до средины 1948 года… «Батальон! Стройся! Слушай команду!...»
 И строились…выполняли задания военного командования: Кузбасс, город Новокузнецк (тогда – Сталинск)… стройка железной дороги для отправки продукции металлургического завода и коксующегося угля в нужном направлении. И снова на Запад – в Киев на стройку жилых домов, на восстановление вагоностроительного завода…
          
        Одной из памятных реликвий того времени 
                вот такой документ:

                За нашу Советскую Родину!
               
ПортретИ.В.Сталина    
                ВОИНУ-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКУ
            Дорогой товарищ Менухов Николай Григорьевич
   По постановлению Правительства Вы увольняетесь в долгосрочный отпуск и возвращаетесь к себе на родину, к мирному созидательному труду. За время службы в составе железнодорожных войск Вы с честью, как это подобает воину Советской Армии, выполнили  большую и почётную работу. Как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенный период на капитальном восстановлении железнодо-рожного транспорта всеми силами Вы стремились крепить мощь нашей Отчизны, возвеличить её славу. Родина никогда не забудет Ваш славный ратный и трудовой подвиг.
        За честную службу на благо отечества объявляю Вам          
                БЛАГОДАРНОСТЬ
 Будьте и впредь на новом поприще в первых рядах советских патриотов-борцов за досрочное осуществление плана послевоенной Сталинской пятилетки. Высоко храните традиции своей части, честь и славу Красного Знамени.
                Счастливого пути, дорогой товарищ!
От всей души желаю Вам долгих лет жизни, здоровья и счастья, больших успехов на новом трудовом посту
  КОМАНДИР СОЕДИНЕНИЯ        НАЧАЛЬНИК  ПОЛИТОТДЕЛА
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ТЕХНИЧЕСКИХ              СОЕДИНЕНИЯ
ВОЙСК          А.КИРИЧЕНКО.                ПОЛКОВНИК Ф.ЕРШОВ.

      Но рассказ был бы непростительно не полным без ещё нескольких строк: После восьми лет армейской службы двадцати шести летним парнем возвратился ефрейтор Менухов домой. Снова заступил на свою должность в Бийском управлении «Главмука». Здесь же он познако-мился со своей будущей женой – Валентиной Фёдоровной. Работали, растили детей. Живые и сегодня на добром счету в своих трудовых коллективах и среди людей вообще. Три сына подарили им  четырёх внуков и две внучки, а те, в свою очередь своих детей . И теперь у Николая Григорьевича семь  правнуков. В этом плане счастливый Он Человек.  Дети, внуки, правнуки рады общению с ним, как и он. Да только вот беда приключилась - один сын рано ушёл из жизни. Болезнь сломила. Говорят «беда не приходит одна»- в прошлом году и Валентины Фёдоровны не стало…Держится ветеран. Не сдаётся и не поддаётся жизненным невзгодам, хоть они всё ниже гнут и его.
     Многое хранит в своей памяти Николай Григорьевич. И то как воевал, и то, как в мирное время трудился. Рассказывает, как будто о себе, а получается всё о людях с кем трудился. Но вот о нём многое повествуют мирные награды: медали «За освоение целинных и залежных земель», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со Дня Рождения Владимира Ильича Ленина», Почётные Грамоты, Благодарственные Письма.
       Вот такой замечательный Человек живёт на нашей Земле – герой ратных и трудовых дел.
    Хочется  низко поклониться и искренне сказать:       Доброго здоровья, Тебе Николай Григорьевич, добра и всяческого благополучия!


Рецензии