Извлечение орнамента

У внешнего наблюдателя может возникнуть ложное впечатление: орнамент – это произведение искусства мастера-одиночки.
Когда-то где-то как-то один мастер создал свой первый орнамент.
А людям понравилось.
И по образцу уже созданному, поколение за поколением просто более или менее удачно воспроизводит этот образец.
Текут века. Поколения сменяют друг друга.
Появляются и исчезают новые мастера.
То тут, то там возникают новые модификации, новые образцы, включающие в себя уже ранее созданное.
Тысячелетие за тысячелетием множится число образцов.
И вот мы имеем то, что имеем.

Перед нами целый поток орнаментов.
Река.
Множество рек.
Море!
Океан орнаментов!
Мы живём, купаясь в орнаментах.
Откуда они?
Откуда они возникают?
Из чего?
Каким образом?
Почему их так много, и они такие разные?

Есть простой, понятный, ясный, незамутнённый взгляд на мир.
Процесс развития искусства орнаментовки носит объективный характер.
Роль личности в истории становления и развития орнамента не выявлена.
Мы не знаем того, кто изобрёл колесо.
Мы не ведаем, кто именно открыл порох.
Не можем назвать создателя бумаги.
А кто автор орнамента?

Всё что нам по силам, это отметить орнамент именем народа, его создавшего.
И вот перед нами хантыйский орнамент.
А это – орнамент манси.
И ведь что самое поразительное: эти орнаменты выделяются своей уникальностью на фоне мировой истории искусства орнаменталистики.

Так в музыке и в танце мы уверенно выделяем латино-американские традиции.
И вновь и вновь встают эти вопросы: откуда? Каким образом? Как?

Понятно, что мороз и долгая зима – соавторы этого чуда.
Понятно, что лес и его обитатели – причастны к…
Понятно, что без Реки и её обитателей не обошлось…
И всё же, всё же, всё же…

Орнамент однажды был извлечён.
Но не так, как квадратный корень.
Извлечён как корень народа.
Как геном души народа.

И это Извлечение орнамента состоялось!
Таинство!
Чудо!
Произошло!
Осуществлено!
Свершилось!

Чудо Извлечения Орнамента…
И извлеченный Орнамент был народом, его извлекшим, принят!
Принят, как нравственный и эстетический устой.
Как основа основ.
Как знамя.
Как символ Веры.
Как самый главный Символ народа.

Так народ принимает самые важные песни, которые поют не в ресторанах и не за деньги.
Такие песни поют своим детям у колыбелей.

Извлеченный орнамент сопровождает человека с рождения и до смерти.
И не приняв его музыку невозможно принять душу народа.

Многое довелось повидать на своём недолгом веку.
Но среди самых чудесных удивительных загадочных влекущих тайн одно из самых важных мест в моей жизни занимают орнаменты Югры.


Рецензии