Сатуратор. И корабль плывёт

Сатуратор - Автомат газированной воды (техн.)

Извечная конкуренция, я бы сказал даже не конкуренция, а просто дружеские подкалывания моряков двух базовых профессий - судоводителей и механиков. Это происходит очень рано - ещё с училища. Выбирают - то профессии по - разному. Одни - по призванию, другие - просто так, где конкурс меньше или меньше грязи в будущей специальности, да больше почёта. Извините меня, братаны, из 16х рот. "А где тут в вас на капытанив навчають?" Ну и как результат своего рода - классовый антaгонизм. Если брать в корень, то по разному.
Мой сосед по парте сзади, Сашка Бембель, наверное с 5 лет мечтал стать судоводителем. Он с 5 класса уже знал все карты, столицы и порты всех стран мира. Он где-то читал лоции и рассказывал нам, непосвящённым, какие ветры дуют в Бискае и какие глубины около Цейлона. Словом, Саша уже давно в моих глазах был классным Капитаном. Мы учились вместе - ровно. Только Бембель был круглым отличником и я украдкой списывал у него контрольную по алгебре, которую он заканчивал минут за 10 до конца урока. Я часто бывал у него в семье. Его сестра была не любимой, но хорошей ученицей моей мамы, которая преподавала в той же школе лет 5 до меня.
Сашка удачно поступил в ОВИМУ в тот же год, что и я. Только я - машинёр а он - на Капитана! Расплата пришла через 2 года в в виде жестокого для судоводителя вердикта "На мостик - не годен!" А куда? Да туда, пожалуйста, где твой дружбан барахтается - в луже соляра. Но, а как же лоция, морская астрономия? Его товарищи по несчастью с судоводительского факультета переглянулись и сказали: "Какой в х..й разница откуда валюту качать?"
Ну понятно, всё понятно, бывает хуже, слава Б-гу не перераспределили на  Геофак Универа! Вот так и стал Саша Бембель  - механиком! Поверьте мне, Это звучит примерно так как: Вот и стал Фрэди Мэркури подхалтуривать на свадьбах в Бердичеве. Я к тому, что по всякому бывает. Я, например, всегда с уважением отношусь к "параллельной" специальности, хотя мой отец - (повторяю - простите меня братцы, сломавшие зубы на так ненавистных вам электро-технических дисциплинах) Так мой отец  - (он преподаватель) говорил: "Ученье - Свет, а не ученье - Судоводительский факультет!" Вообще мне реально было жалко ребят, из которых готовят суровых морских волков - судоводителей, которые могут определятся по звёздам, вычислять по картам, чуть ли не где ты живёшь задолго до интернета. Но куда. Мы соприкасались в нашей работе. Много раз. Есть много точек, особенно у младшего механика. Это Лот - установленный на днище трюма. Это охлаждение гирокомпаса, который постоянно греется. Я в свою силу старался как можно получше осуществлять это содействие. Один раз даже пытался предложить охлаждать эту здоровую гудящую и весьма греющуюся хреновину - пресной водой - циркулирующей из питьевых танков, чтоб не было чудовищных отложений соли на змеевике гирокомпаса. Но подменный стармех пришёл в ужас, что наша питьевая вода будет гулять через...гирокомпас!! Инициатива всегда гибнет на корню. Этому меня научил Социализм!
Помню, после манёвров в Босфоре, когда мы вышли в Мраморное море, и Дед сказал:"Пошли вы все на Х.. Не забудь перейти на тяжёлое топливо" Я подождав ещё немного, поднимаюсь через "трубу" на мостик к Юрику. Он 3-й помошник капитана - мой годок, 15 рота. Мы стоим, вдыхаем свежий морской воздух прохладного Средиземноморья. Юрик смотрит проникновенно вдаль на гряду огоньков вдали и говорит мне: "Ты знаешь, Мишка, что меня успокаивает."....Молчание "Что не одни мы с тобой ПОЦЫ!"
Ну как, КАК? После этого ещё можно делать различие между  судоводительским и механическим цехом!
Я читал, что существует множество мелких "подколов", которые используют паралельные специальности. Например, даже у Жванецкого в знаменитой миниатюре "Одесский пароход" - есть парочку: "У меня такое впечатление, что на мостике все сволочи!"
"Они для дизеля выписали 93-й бензин и... разьехались!"
Я уже давно не ходил в море, но читаю Морские хроники на Фэйс Бук. Так там неоднократно встречается обида навигаторов мостика о неисправности лифта, который их туда поднимает. Мне даже как-то читать дико. В мои времена я взлетал на мостик на моих судах, проще, чем на черешню в тёщином огороде. Ну хорошо, я понимаю, обиды. Он наверное "по спецу" эту херню мостырит и весь день сидит перекачивая вонючее гидравлическое масло оттуда сюда. И ещё эти скользкие гидромоторы. Ну чисто, чтобы сделать гадость собрату по мореходке.
Повторяю, я этого не видел, но у меня было много интереснее. Будучи младшим механиком - я не желая сам того, делал "каку" всему экипажу.
                Итак, САТУРАТОР.
Вернее их было два. Они были в моём заведовании. Один находился в машинном отделении, потому что там очень жарко и постоянно хочется пить. Второй, шикарный, сверкающий хромом и пластиком, постоянно протираемый буфетчицей, находился прямо напротив двери кают-компании. Ну я по мере сил, возможности и запчастей, давал жизнь им обоим. Долго ли коротко ли, но.. Накрылся аппарат, который расположен в машине. Я без лишнего хипеша приступил к починке. Это вам кажется, что аппарат газированной воды недалеко ушёл от кассового в троллейбусе. Ан нет. Там Фреон, компрессор, реле, хрене и ещё очень много разной электроники. Запчастей нет. Времени тоже нет. Потому что Сатуратор - это не гидравлический кран, который используется для самовыгрузки в Александрии. И если он не работает - ребята из Египта с удовольствием подгонят свой. Только платить будет кто? Вы наверное догадались. Приоритет крана, понятно гораздо выше, чем... Ребята могут попить и из крана.
Счастливый момент прихода судна в родной порт. Ну понятно, никто не говорит. Тут сам Б-г велел. Все мы люди.
Но. Субординация, Пункт 51-й устава. И.. Живой помполит на судне! Недремлющее око.
Во время стоянки в Сов. порту даже при идеальной работе двух сатураторов на все 100% используется только один. ТОТ КОТОРЫЙ В МАШИННОМ ОТДЕЛЕНИИ. А тут..получилось, что он то как раз и не работает. Не скрою. Заинтересованные люди, ещё до прихода в порт строго меня предупреждали, что будет очень плохо. Ну я кивал, ну никак не думал, что действительно - так плохо.
Ранее солнечное утро стоянки у родного причала в порту Измаил.Такая милая сердцу картина завтрака кают компании комсостава.
Мой стол находится сразу за столом Капитана, Помполита и Стармеха. Мы все в процессе принятия пищи. Нарядная буфетчица снуёт от столика к столику. Звенят приборы, идёт непринуждённая беседа.Вдруг в открытом проёме двери появляется матрос Южанин, который логично, вроде бы и не должен был бы тут сейчас появится ( ну никак) Он вальяжно проходит мимо сатуратора, вроде и совсем его не замечая.
Через минуту он, почему-то опять продолжает свою прогулку по коридору с абсолютно нейтральным лицом, почему-то бросая злобные взгляды на 4 механика. Когда он под вопросительный взгляд помполита возвращается третий раз, он вроде как ненароком замечает сатуратор. Минута не более - мозговой штурм и так робко, невзначай, рука тянется за стаканом. Ещё минуту он рассматривает стакан. Вроде, как - ну надо помыть. Скрывая какое-то внутреннее напряжение моет и устанавливает в ложе. Абсолютно безразлично глядя на помполита нажимает клавишу. Я замираю. Пошла пузырясь углекислотой - холодная вода. Южанин краем глаза наблюдает за напором и в то же время не спускает глаз с помполита. А у помполита, наверное, самый ответственный момент работы, не считая поздравления меня с Днём Рожденья. В чём заключается энергичное рукопожатие с максимальным приближением его нюхательного центра к моему рту. Но я разочаровываю его: "Петрович, я уже вчера отпраздновал! Вы же знаете."
Так вот продолжаю. Дальше рука без всяких признаков дрожи, медленно, очень медленно, как бы нехотя - подносит стакан ко рту.
Я отвлекусь. За этой сценой наблюдает ВСЯ кают компания. Все, кто был чем то заняты, всё отложили, стоят и наблюдают.
Первый, такой маленький и независимый глоток, глаза уже готовы вылезти из орбит и ... Южанин не выдерживает и под одобрительный вздох публики - заходил, заходил кодык и судорожными движениями, захлёбываясь, Юра выпивает этот злосчастный стакан. Со злостью кидает его в ячейку и стремительно ретируется на ходу изрыгая проклятия на голову четвёртого механика - то бишь меня.
Да, надо ответственнее относится к ремонту вверенного оборудования.

Закончено Воскресенье 19 Августа 1. 39 ночи 2018 Балтимор Дурдом Коуд Алу


Рецензии