Жизнь поколений. Необычное задание
Было это в середине восьмидесятых годов. Вызывает меня к себе директор нашего института. Захожу к нему в кабинет и вижу, у него сидит пожилая худощавая узбечка.
Директор предложил сесть и говорит
-Знакомься, это секретарь партийной организации колхоза, где нам предстоит собирать хлопок в это году, Саида Салимовна. Она приехала к нам с просьбой помочь подготовить их машинный парк к зимней эксплуатации. В виде компенсации, нам предлагают записывать на организацию сбор 200 кг. чистого хлопка за каждого направленного к ним человека. Как ты на это смотришь? Можем ли мы помочь им в этом вопросе?
-А почему именно ко мне Вы обратились с этим вопросом? У нас же есть лаборатории, занимающиеся этой темой. Вот пусть они напрямую и занимаются.
-Ты заканчивал факультет эксплуатации авиадвигателей, знаешь слесарное, токарное, сварочное дело. Тебе и карты в руки. Вряд ли тебя в этом задании ученый лаборатории заменит…
- Это для меня понятно… но, крайне, невыгодно. На хлопке меня три раза покормят, спать уложат, да, и на еду я как-нибудь уж заработаю. Да и не скучно там, с друзьями. И от дома отдохну. Кстати, на работу персонально меня возить не будут. А на нашем автобусе пока доедешь – десятый час, уезжать – в пятом. Это всего шесть часов работы. Что можно за это время сделать? А на электричке – это вставать утром в пять, выезжать в шесть, оттуда – в шесть, дома – полвосьмого. Итого – почти пятнадцать часов. На каторгу похоже. Да, к тому же – дорога и питание за свой счет.
Тут в разговор вклинилась парторг
-Ну, дорогу и питание мы компенсируем. Зачислим временно в штат. А уезжать с работы можно и раньше, хотя бы – часа в четыре…
- Может, и решим с этим вопросом, зато другой появляется. Я в командировках много работал в ремонтных мастерских. Знаю положение дел. Местные кадры новый персонал приводят к общему знаменателю. Тем более, если они более знающие в работе, чем остальные. Чтобы не высовывались. А как это делается, думаю, и вам известно. А у меня нет желания еще и из-за этого нервы трепать…
-Ну, это не вопрос. Я сама приведу их к нужному вам знаменателю!
-Я не смогу по каждому пустяковому для вас делу разыскивать вас, чтобы пожаловаться. К тому же – есть куча способов сделать так, что не на кого жаловаться. Здесь требуется или «волосатая рука» или соответствующие полномочия наказания таких типов. Но есть еще один вариант, обеспечить привлекаемых людей прикрытием…
-А это как? Поясните…
-Нужен пожилой бабай. Бывший механизатор, желательно – заслуженный колхозник, орденоносец. Чтобы он возглавил создаваемую бригаду. К нему нужен особый подход, чтобы он проникся важностью порученного дела. Попросить помочь руководству подготовить технику к сезону. Ему делать ничего не нужно, только «крышевать», и командовать. И членам бригады нужно к нему относиться, как к важному начальнику. Тогда, я думаю, дело пойдет. А как его поощрить – это ваша забота.
-Есть у нас такой. Касым-ака, почетный колхозник, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени. Думаю – не откажет.
-Только он должен будет понять, что в наши дела ему вникать не нужно… Мы уж как-нибудь, сами. А все остальное – обеспечим.
Порешили на том, что со мной будет работать сотрудник нашего отдела Васюткин Борис. Бывший тракторист. Платить нам будут три рубля в день, и работать будем с одним выходным с восьми утра до четырех.
Дня через два приехали мы с Васюткиным в этот машинный парк. Парторг собрала собрание, где представила нас, как помощников этого самого Касыма-ака. И сказала, что руководство просило его помочь механизаторам подготовить трактора к пахоте, и что бы не получилось, как в прошлом году. (Что там у них получилось в прошлом году – я не знаю).
Выделили нам маленькую комнатку, где можно было переодеться и хранить наши инструменты.
Нашему уважаемому руководителю принесли электрический чайник, пиалы, посуду и все остальное. В общем, устроили его с комфортом.
Потом мы пошли смотреть этот машинный двор.
Что он собой представлял, видно из рисунка. Могу только сказать, что основной цех был с земляными полами, пропитанный метра на полтора машинным маслом. Из оборудования был в нем старый верстак с поломанными тисками, кран-балка с вертикальным перемещением, и бачками и ведрами со слитым маслом.
Самое плохое было то, что кран-балку вдоль и поперек нужно было перемещать вручную. С обеих сторон цеха были ворота, которые, судя по виду, даже зимой не закрывались.
При виде этой разрухи я даже пожалел, что согласился. Но делать уже было нечего…
На площадке стояли штук семь гусеничных тракторов Т-4 Алтайского тракторного завода. А с другой стороны штук двенадцать тракторов Т28Х4…
Борька запускал по очереди гусеничные трактора, мы с дедом слушали работу двигателей (и краем глаза видели, что за нами внимательно наблюдают). Послушав последний двигатель, мы гуськом пошли в нашу комнатку. Впереди наш дедок, за ним мы друг за другом. Со стороны здорово смотрелось!...
Забыл сказать, что наш дед прекрасно говорил на русском. Совершенно без акцента. И вот он спрашивает
-Ну, что скажете, мужики?
Я ему
-Мощи не додают из-за давления масла. На самом минимуме. Вкладыши изношены, дым черный прет, как у паровоза.
Борька добавляет
-Все разрегулированые. Второй и пятый греются на глазах. Один (третий) стучит. Смотреть надо, почему.
Дед в ответ
-Все правильно. Могу сказать - почему. После капитального ремонта сразу пятый лемех навесили, не обкатав. За деньгами погнались. А здесь так, один год с деньгами, два остальных – с дулей в кармане. Вот и норовят машину кому-либо скинуть…
Надо вкладыши баббитом заливать…
-Залить то можно, только где двигатели разбирать? Подставки-кантователя то нету.
Тут дед и предлагает
-А давайте, на колесах колесных тракторов. Поставим два колеса, на них двигатель…
-Опасно… убиться можно…
-Наши бы убились… вы – нет..
-Все равно, больше трех двигателей отремонтировать не успеем…
А к отремонтированным добавим те, про которые Боря сказал…. Может, удастся на ход поставить.
На том и порешили…
Так и начался наш рабски-ударный труд на этом машинном дворе…
Надо сказать, что было у меня два альбома. Наши, ГОСНИТИевские. Один – капитальный ремонт двигателя А01М (для гусеничного), другой – капитальный ремонт трактора Т28Х4. Очень подробные. Там даже было написано, в каком порядке болты откручивать.
Приволокли мы два колеса от колесного трактора, поставили на них снятый с трактора двигатель и стали его разбирать на части.
Наконец добрались до коленвалов. И началась адова работа.
Нужно было снимать по очереди вкладыши, выплавлять с них старый баббит, лудить, заливать новый, мазать синей краской, ставить коленвал на место, затягивать и крутить. Потом снова разбирать и смотреть, где краска стерта. И от стертых мест удалять излишки баббита. И так много раз, пока площадь прокрашенной поверхности не станет меньше 40 % всей площади вкладышей. Дней десять ушло у нас на один двигатель…
Все бы ничего, да вот нашему деду стало скучно показательно командовать. Смотрю, пришел на работу в спецовке. Ну и начал руководить реально. Я по альбому делаю, а он требует, как его учили. И пришлось мне настучать на него парторгше, чтобы она заняла его чем-то, лишь бы работать не мешал. Что она там придумала, не знаю. Но стал дед приходить раз в два дня, работу принимать… И все опять наладилось.
Наконец мы закончили ремонт, и установили двигатель на трактор. Наступил день испытаний.
Пришел хозяин этого трактора. (Я его только первый раз в этот день и увидел).
Сел он за рычаги и прогонял его на всех оборотах. Борька подрегулировал опережение и все законтрил наглухо. После чего пошли на поле.
Трех лемеховый плуг он протащил бодро, не напрягаясь. Повесили четвертый лемех. И его он выдержал, чуть напрягшись. Повесили пятый лемех. Здесь пришлось напрячься. Пошел черный дым из трубы.
Боря опять подрегулировал, и на этом испытания были закончены.
С трактористом договорились, что не менее пяти дней будет вначале работать с четырьмя лемехами, и только потом навесит пятый. (А наш дед ему пригрозил, что сам за этим проследит).
*** *** ***
На следующий год парторгша приехала на месяц раньше хлопковой кампании. И опять с аналогичной просьбой. К тому же, получили они два трактора Т4 с капитального ремонта и они не давали необходимой мощности, грелись и парили через полчаса работы.
Я уже повидал это хозяйство, и желания еще один год там работать у меня не было.
Я так прямо и сказал Виктору Владимировичу
-В этой мастерской условий для работы нет. Подставки-кантователя для двигателя нет, кран-балка не работает, приходится вручную перемещать. Тележки для транспортировки двигателей с большими колесами нет. От трактора до цеха человек восемь толкает… в землю колеса зарываются. Даже схваток для подъема двигателей нет. Клиновыми ремнями приходится пользоваться. Убиться там запросто можно…
Директор стал уговаривать, и пообещал все обеспечить…
Делать нечего, поехали опять в эту мастерскую.
Деда уже больше не трогали, так как нас уже хорошо знали…
Перво-наперво, запустили оба отремонтированных трактора. Минут через двадцать один запарил. Заглушили. Через десять минут, запарил второй.
Сели, стали думать, что делать. Рекламации колхоз писать не будет. Вся надежда у них на нас.
Помните, в прошлом рассказе на плане мастерской внизу справа был изображен «хитрый домик»? Это была баня… но не простая баня, а заведение для районного аппарата. Сами понимаете, какого. Сантехника, зеркала, бассейны, парилки, бары – все на высшем уровне. И помыться можно, и отдохнуть от дел праведных, расслабиться…
Так вот, в мастерской пожарного гидранта не было, а там был. Вот он-то нам и нужен был.
На следующий день мы под присмотром нашей кураторши подогнали трактор к этому домику, отсоединили рукава от радиатора, насадили пожарный рукав, закрепили хомутом и дали полное давление.
И поперло из внутренностей двигателя всякое дерьмо. Не думал, что столько может в рубашке двигателя уместиться.
Вымокли до нитки, но двигатель прокачали.
Потом собрали, как было, и поехали назад. Там не глушили, оставили работать часа три. Нагрев двигателя прекратился.
На следующий день то же самое сделали и со вторым двигателем, с тем же результатом.
А тут подходит главный инженер мастерской и просит посмотреть колесные трактора, которые по его словам, забарахлили.
Пошли мы с Борисом, стали слушать, видим, в самом деле, не нормальная работа двигателей.
Я сказал ему, чтобы он установил номинальные обороты, а сам взял ключ и стал отворачивать форсунку.
Около меня было человек шесть. Мгновенно все испарились! Только Главный мне что-то истошно вопил.
Оказывается, по их мнению, давление топлива в форсунке способно перерезать человека пополам.
Я же по очереди отворачивал форсунки, и обороты двигателя падали. А вот когда отвернул третью, обороты остались неизменными.
Борис пошел и принес новые форсунки, и мы эту заменили.
Таким же способом проверили все трактора, стоявшие в парке. Штук восемь форсунок заменили…
( Самое смешное, что новые форсунки нашли на свалке в нераскрытом ящике. Оказывается, как неликвид выбросили, когда ревизия была. Они, как-бы, списанные были. Иначе, заявку на новые форсунки не приняли бы, да и к тому-же – наказали)
Прошел месяц нашей работы. Никто нам кран-балку не починил, и тележку с кантователем не предоставил. И работали мы с клиновыми ремнями.
Однажды, вижу, к нашему двору приближается кавалькада «Волг». Это директор со свитой решил посмотреть, как мы здесь работаем. Я говорю Борьке
-Снимай быстрее ремни с двигателя. Обязательно кто-то из гостей качнуть захочет!... (Двигатель стоял на колесах трактора).
Гости вышли из машин, и зашли в цех.
На вопрос директора отвечаю
-Вот так и работаем. Кран-балку вручную толкаем. Двигатель на колесах тракторных разбираем.
В это время Ч.... (зам. по науке) подошел и качнул двигатель. Я закричал ему, но остановить не успел. И двигатель завалился.
Директор здорово напугался. Я же ему сказал, что у завлаба 6 и подставка-кантователь есть, и тележка, и схватки. Но он не дает. Давно бы заказал себе новые, а старые сюда передал. Но наш институт больше всего о роботах думает, о манипуляторах. А мастерскую простейшей подставкой обеспечить не может.
Директор ничего не сказал… и они быстро уехали.
Через день подошла грузовая машина… и нам сгрузили и подставку, и телегу. И схватки для подъема двигателей, радиаторов, и еще чего то. А потом приехал электрик, и заменил двигатели в кран-балке…
(фото старика - Послевоенные кадры советского фотографа Дмитрия Бальтерманца)
Свидетельство о публикации №218081900081