Есть ли тайны у поэмы Бахчисарайский фонтан?

Пушкинский сюжет в искусстве


…1837-й год. Роковой выстрел унёс жизнь великого поэта. В числе тех, кто тяжело переживал гибель Александра Сергеевича Пушкина, был художник Карл Брюллов. В тот же год возник замысел картины. Над ней Брюллов трудился почти десять лет – создавал многочисленные наброски, неустанно размышлял над композицией. Подход к работе был необычайно серьёзным. Так родилась картина «Бахчисарайский фонтан».

Юные невольницы в живописных восточных одеяниях играют возле бассейна. А неподалёку в окне – Мария с опущенным взглядом. Она – словно существо из иного мира. В изображённой сцене ещё нет трагизма – развязка впереди. Но есть некая загадка, которая отсылает к самой поэме и к истории её создания. Это неудивительно. Об истоках сюжета и сокрытом в тексте смысле до сих пор идут горячие споры.


Романтическая реальность

Вероятно, что предание поведала Пушкину Софья Станиславовна Потоцкая (в замужестве Киселёва). Оно было связано с именем её дальней родственницы Марии, якобы пленённой крымским ханом Керим-Гиреем и погибшей в стенах гарема. Услышал эту историю Пушкин в Петербурге. Позже посетил Бахчисарай. Поэт не скрывал своего разочарования тем плачевным состоянием, в котором находился тогда дворец. Однако атмосфера таинственности производила сильное впечатление.

Матерью Софьи Потоцкой была гречанка, пережившая в молодости много приключений. Они-то и стали началом ряда семейных преданий. Проверить их достоверность не представлялось возможным. История о пленной Марии также могла быть вымыслом. Об этом Пушкин узнал с горечью – тем большей, что поэма была уже написана. Возникли даже сомнения, стоит ли её публиковать.

На выручку пришёл Пётр Вяземский. Он написал предисловие, в котором говорилось: «Сие предание есть достояние поэзии». В художественном произведении воплощается не конкретная биография, а создаётся своя реальность. «История не должна быть легковерна; поэзия – напротив». Предисловие понадобилось для того, чтобы предотвратить возможные упрёки в несоответствии сюжета действительности.


Среди тайн

Текст поэмы загадочен. Это романтическая фреска с рядом недомолвок. Подчёркнутая неясность судеб героев усиливает драматизм. В центре три персонажа – польская княжна Мария, грузинка-невольница Зарема и хан Гирей. Последний предстаёт не просто деспотом, перед которым трепещут приближённые. Это – герой чувствующий и мыслящий. Безответная любовь к Марии стала началом его внутреннего перерождения.

Кульминация – встреча двух героинь. Вначале Зарема испытывает лишь ревность, но постепенно её чувства становятся глубже и трагичнее:

Грузинка! Всё в душе твоей
Родное что-то пробудило,
Всё звуками забытых дней
Невнятно вдруг заговорило.

Видя крест и лампаду в комнате Марии, Зарема вспоминает своё прошлое, родину и веру предков. Многое дремало в душе, словно под прикрытием шёлковых завес гарема. Теперь же пришлось ощутить боль утраченного с новой силой. И даже если бы Гирей вернул Зареме своё расположение, то, возможно, она бы уже не смогла стать прежней.

Мария хранит верность всему, что ей дорого. Но встреча с Заремой заставила остро ощутить необратимость произошедшего. Перед Марией теперь отчетливо предстало то будущее, которое её подстерегает:

Что ждёт её? Ужели ей
Остаток горьких юных дней
Провесть наложницей презренной?

Появляется предчувствие близкого ухода из жизни, в чём видится избавление:

Что делать ей в пустыне мира?
Уж ей пора, Марию ждут
И в небеса на лоно мира
Родной улыбкою зовут.

Поэт умалчивает, отчего умирает Мария. Ничего не сказано и о том, что повинна в этом была Зарема. Зато говорится об ужасной казни последней. Зарема была брошена в море, но за что именно – тоже неизвестно. Свою роль мог сыграть евнух, которому везде мерещилась измена. Ему нетрудно было подслушать речь, обращённую к Марии, и истолковать всё в соответствии со своими подозрениями. У каждого читателя может быть своё понимание.


Новые ракурсы

Закономерно, что романтическая поэма заинтересовала музыкальный театр. Известен любопытный факт: в 50-е годы XIX века выдающаяся балерина Елена Андреянова гастролировала по городам России. И в Воронеже она сама поставила двухактный балет по мотивам поэмы «Бахчисарайский фонтан». Он имел немалый успех, но, к сожалению, подробной информации о спектакле не сохранилось. Неизвестно даже имя автора музыки.

В 1899 году к поэме обратился композитор Антон Аренский. Он написал ряд номеров. Шедевром стал монолог Заремы для меццо-сопрано на пушкинский текст. Это вокальный портрет, где сочетаются лиричность и страстность, элегичность и экспрессия. Он вошёл в репертуар многих певиц. Непревзойдённо исполняла его Ирина Архипова.


Хореографическая поэма

В 1934 году в Ленинграде состоялась премьера балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Этот спектакль стал вершиной творчества балетмейстера Ростислава Захарова. Сам жанр был определён как хореографическая поэма. Либретто отличалось драматизмом, появились новые персонажи. В их числе – жених Марии Вацлав, который погибает, защищая свою возлюбленную.

Немало способствовало успеху спектакля гениальное искусство Галины Улановой. Она стала создательницей образа Марии. Балерина смогла поднять героиню на невероятную нравственную высоту. Душевная чистота Марии ощущалась в каждом движении и взгляде. Контрастным образом стала обуреваемая страстями Зарема. Её танцевали многие выдающиеся артистки, в их числе – Татьяна Вечеслова, Алла Шелест, Майя Плисецкая.

Хореографическое полотно способно навевать ассоциации с шедеврами изобразительного искусства. Неудивительно, если балет напомнит о картине Карла Брюллова. Попытки увидеть и услышать поэтическое слово неоднократно позволяли появиться на свет новым произведениям. В каждом из них отражены яркие грани романтической поэмы. Она может предстать в разных жанрах – всякий раз по-иному, сквозь призму творческого восприятия.

***************************************************
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни» в 2016 году.


Рецензии
Есть некие тайны и в картине Брюллова, и в самой причастности Пушкина к этой истории. Но если рассказать мягко скажем (легенду) никто же и не поверит. Видимо, ещё не пришло время, когда сокрытое будет открыто. Благодарствую за прекрасную тему. Могу предложить и более приближённую к реальности - "Секрет гениальности Пушкина" - http://www.proza.ru/2018/01/22/292

Любите мистику, да сколько угодно! "Тайна Чаши Святого Грааля" - http://www.proza.ru/2016/12/18/1538

С Новым годом! Всех благ Вам!

Василий Робакевич-Пестов   01.01.2019 04:07     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое!

И Вас я от всей души поздравляю с Новым годом!

Эта статья для меня – из числа тех, которые были буквально выстраданы. Прекрасно понимаю, что тема глубокая, и её можно развивать долго. Но в текст я по максимуму вложила душу и те знания, которыми располагала.

Наталья Наумова Дель Ветти   01.01.2019 15:01   Заявить о нарушении
В центре картины женщины пасханки - дети богов с о.Пасхи.

Василий Робакевич-Пестов   01.01.2019 19:36   Заявить о нарушении
Какое интересное восприятие! Мне такое в голову не приходило)))
Очень интересно в свете этого по-новому взглянуть на картину.
Спасибо Вам!

Наталья Наумова Дель Ветти   02.01.2019 21:07   Заявить о нарушении
В истории Земли было достаточно глобальных катастроф. На острове Пасхи спаслась часть атлантов, позже они перебрались на Урал. Урал - тот же Риф. И в древности его название было Рифей.

Позже (пасхане) с Урала-Рифея частично расселились по восточно-европейской равнине.

(Восточно-Европейская равнина (Русская равнина: нидерл. Russisch Laagland; Сарматская равнина: итал. Bassopiano sarmatico) — обширная равнина в Восточной Европе. Простирается от побережья Балтийского моря до Уральских гор)

Очень красивые женщины пасханки. Их вообще трудно спутать с какими-либо другими. Их и сегодня ещё можно встретить, хотя большая редкость.

Почему Карл Брюллов в картине "Бахчисарайский фонтан" поместил двух пасханок в центре этой картины? Наверное для гарема султана это были значимые приобретения, или так думал художник?

(У пасханок была природная особенность - шёчки "горели" от стыда, смущения...)

Одним словом не знаю о предпочтениях и фантазиях (гурманов).

На Урале следы пасхан имеются. Даже в рукописях и на иконах есть знаки пасхан. Они изумительно владели Наукой перста. Наверное и Полина Бореевна (Казанская Божья матерь) была из пасханок.


Василий Робакевич-Пестов   03.01.2019 00:26   Заявить о нарушении
Извините, что не сразу ответила. Долго ходила под впечатлением – настолько с необычной стороны раскрыта тема.
Спасибо Вам!

Наталья Наумова Дель Ветти   17.01.2019 12:10   Заявить о нарушении
Выставил статью - "Сокровище мудрых". Кажется вас эта тема интересует!

Василий Робакевич-Пестов   07.02.2019 22:59   Заявить о нарушении