Отрывок из книги Ты можешь больше

«ПОЗДРАВЛЯЮ! ТЕПЕРЬ С ТОБОЙ
СЛУЧИЛОСЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!»
Прежде всего, стоит обозначить, для кого предназначена эта
книга. Эта книга для тех, кто решился на сложный процесс изме-
нения себя и своей жизни. Для тех, кто делает это постоянно
и подходит к этому осознанно, и тех, кто решается на изменения
лишь однажды. И даже для тех, кто и не думал про это, но изме-
нения настигли их и поставили перед фактом: та, прошлая жизнь,
которая их вполне устраивала, больше невозможна.
Итак, человек начинает описывать свалившееся на него несча-
стье, и в этот момент драматургия его рассказа достигает высшей
негативной, на его взгляд, точки, его мир рушится, а земля ухо-
дит из-под ног, — он чувствует себя потерянным и несчастным,
возмущенным, обиженным и, возможно, еще не смирившимся
с тем, что изменения неизбежны. Так вот, в этот самый момент
я не могу удержаться от восклицания: «Поздравляю! Теперь с вами
случилось самое интересное!» Причем восклицание это будет
искренним. И радость за человека тоже. Хотя ему самому часто не
до веселья.
Но, независимо от того, откуда пришли изменения — так уж
сложились обстоятельства, наш ли это выбор или мы просто
стараемся оправдать чьи-то ожидания, — все, кто оказался в водо-
вороте изменений, почти неизбежно столкнутся с неуверенностью,
тревогой, ошибками, трудностями и страхами, разочарованием и
даже отчаянием. И только тот, кто преодолеет эти препятствия,
тот, кто пройдет через них продуктивно и мужественно, именно
этот человек окажется в точке под названием «Радость и полнота
жизни». Именно туда ведут все закономерные этапы, которыми
сопровождается процесс изменений, — конечно, в том случае, если
мы проходим их эффективно. И эта книга описывает процесс
от «Так больше продолжаться не может» и «Надо что-то менять»
или даже от «Я хочу большего» до того момента, когда жизнь
становится для нас полной смысла и искренней радости.
Само описание процесса можно считать наличием своеобраз-
ной карты, которая может если не облегчить маршрут, то сделать
его гораздо более управляемым и предсказуемым. Кроме опи-
сания этапов и возможных вариантов развития событий в ходе
каждого из них, эта книга содержит множество примеров. Примеров из реальной жизни, из сказок, легенд и историй, которые
вобрали в себя общечеловеческий опыт, связанный с изменения-
ми. Ведь любая история, любая сказка или интересный рассказ
повествуют об изменениях. О пути, который проходит герой, ста-
новясь другим внешне и, самое главное, внутренне.
Все живое неизбежно меняется — так говорит нам опыт и из-
вестные пословицы. И все изменения проходят закономерные
этапы. День сменяется ночью, зима — весной, юность — зрелостью…
Это то, что мы можем наблюдать в физическом мире. Намно-
го сложнее, когда изменения носят не внешний, а внутренний
характер. Вот человек, который освоил новые навыки или полу-
чил новые знания. Он изменил свою жизнь, свои привычки. Стал
качественно другим, и процесс изменений здесь происходит не
на поверхности. Но и тут существуют законы, по которым один
этап сменяется другим.
Они стали понятны мне, когда я изучала психологию в МГУ,
когда работала с одаренными детьми, ежедневно делающими
новые открытия, когда стала работать в качестве бизнес-тренера
и коуча, помогая взрослым людям меняться и осваивать новое.
Они стали мне еще понятнее, стали для меня ориентирами
и невероятным опытом, пригодившимся, когда я растила своих
четверых детей, когда я сама решалась что-то — на то, чего не
делала раньше: меняла профессию, образ жизни, среду обитания,
свои увлечения, тело, отношения с детьми и другими значимыми
для меня людьми.
Книга построена так, что, с одной стороны, я привожу здесь
накопленные мною знания, классифицированные и описанные
явления и закономерности, которые последовательно отражают
этапы, через которые проходит любой человек, меняющий что-то
в себе и своей жизни. С другой стороны, так как процесс изме-
нений и стремление человека к большему родились не вчера,
я буду приводить примеры. Примеры из жизни и примеры из
сказок. Потому что любая сказка — это символическое описание
пути героя, начиная с момента, когда то, что с ним произошло,
потребовало изменений: жила-была девочка, мать умерла, отец
женился на злой мачехе… И получилась Золушка. Или вот этот
герой, который жил себе припеваючи, но отец оставил осла и
мельницу старшим братьям, а ему только кота. А помните нео-
бычно большое яйцо с птичьего двора, из которого вылупился
уродливый, с точки зрения дворовых уток, птенец? И девочку,
которая сама отвязала лодку и отправилась по незнакомой реке
вслед за мальчиком с ледяным сердцем, или Ясона, ведущего свои
корабли за прекрасным золотым руном…
Не век лежит на печи Емеля, и вот сын крестьянина влюбляется
в прекрасную принцессу и получает от отца-короля невыполни-
мые задания. И герой начинает действовать! Действовать, проходя
через различные по сюжету, но очень похожие по законам драма-
тургии (да и психологии) этапы. И мы следим за этим действиями
до того момента, когда кризисная ситуация проходит все поло-
женные ей стадии, а герой оказывается в безопасности, и тогда
мы можем выдохнуть, закрыть книгу и далее не беспокоиться
о его судьбе. По крайней мере, до нового витка изменений. Стоит
признать, что такой анализ сказок и мифологических сюжетов
в работе с теми, кто идет по пути изменений, часто дает множе-
ство подсказок.
Сама способность человека к изменениям в целом является
для меня синонимом или, можно сказать, симптомом того, что
человек еще жив с психологической точки зрения. Потому что
физическую жизнь, кроме каких-то особых случаев, мы можем
констатировать наличием сердцебиения, дыхания и температу-
ры. Ну, и еще наличием, может быть, каких-то базовых рефлексов.
Пока они есть — человек жив. Жив физически. Но я не врач,
и моя работа и интерес возникают тогда, когда встает вопрос
о том, насколько человек жив психологически. И между этими
двумя состояниями огромная разница.
Пульс, температура и дыхание вместе со всеми рефлексами мо-
гут быть в порядке, но психологически человек для меня — живой
труп. Нет, он каждое утро встает с постели, завтракает, обедает
и ужинает, делает ставшие такими привычными дела, говорит
похожие слова и выносит понятные, соответствующие вырабо-
танной точке зрения суждения. Он сажает картошку по весне,
пропалывает ее, собирает вредителей, поливает, выкапывает,
осенью складывает в мешки и зимой съедает. Что не съел — снова
сажает… И так год за годом. Дело не в самой картошке: картошка
здесь просто пример повторяющихся действий, жизни по кру-
гу. Когда отсутствует новое, нет эксперимента, нет изменений.
Человек радуется и огорчается и, возможно, даже о чем-то мечта-
ет. Но для меня он проживает не двадцать дней или двадцать лет.
Он двадцать раз проживает один день или один год. В его жизни
ничего не меняется.
Поэтому я всегда задаю своим клиентам три вопроса, кото-
рые служат лакмусовой бумажкой для проверки того, насколько
человек жив психологически. И это будут не вопросы про
цели — цели могут быть, а движения к ним не будет. И не вопро-
сы про эмоции и переживания. И даже не про мечту. Это будут
вопросы про то, в какой степени человек сохранил способность
к изменениям.
Вот они:
1. Когда ты последний раз делал что-то новое, то, чего
до этого никогда не делал?
2. Когда ты последний раз совершал ошибку?
3. Когда ты последний раз боялся?
Все эти вопросы точно показывают, насколько человек в пси-
хологическом плане не-труп. Движется ли он вперед. И все это
имеет прямое отношение к изменениям.
Жизнь устроена так, что новые виды деятельности мы осваи-
ваем преимущественно в первые годы жизни. Учимся ходить,
разговаривать, есть ложкой, завязывать шнурки, надевать колгот-
ки… То есть каждый день и на постоянной основе делаем что-то
новое. Мы падаем, пытаясь ходить, коверкаем слова, у нас не по-
лучается попадать ложкой в рот с первого раза — мы совершаем
ошибки. А что касается страха, то у детей его часто нет, потому
что природа страха является двусторонней. Есть биологический
страх — когда мы делаем что-то, что для нас не привычно и не
закреплено жестко рефлексами. А рефлексами закрепляется то,
что необходимо для выживания: мать-природа сформировала эти
навыки, чтобы ты выжил, и этот проверенный эволюцией спо-
соб поведения помог выжить миллионам таких, как ты, задолго до
тебя. И если ты отклоняешься от своих рефлексов, то испытываешь
биологический страх. Так происходит биологическая регуляция.
Но у страха есть и социальная составляющая. Нас хвалят, когда
мы делаем что-то правильно или соответствуем чьим-то ожида-
ниям. И вот мы начинаем бояться ошибок, потому что боимся
негативной оценки. Или того, что нас отругают. Или попросту
того, что нас не будут любить.
В дошкольном возрасте мы все время делаем что-то новое и
ошибаемся, иногда боимся — и это в большой степени прини-
мается окружающими и значимыми для нас людьми как норма.
И даже вызывает похвалу и поощрение: вот ребенок в первый
раз встал на ножки, сам пошел, сказал первое слово, нарисовал
первый рисунок…
Но уже в школьном возрасте все меняется: вот — правило,
вот — алгоритм, вот — образец. Один недочет — пять с минусом,
два — четверка, три — тройка. Пять ошибок — «неуд.». Эту шкалу
все мы хорошо знаем. Ее мы проходили и закрепляли ежедневно,
одиннадцать лет подряд. Нас приучали к тому, что действовать
надо именно так, соблюдая весь ритуал. И даже олимпиадные
задачки можно научиться решать. Да-да, по алгоритму.
Неудивительно, что страх ошибки за это время становится
невероятно отчетливым, а желание делать что-то новое, экспе-
риментировать, идти на риск и ошибаться практически уходит.
Снижается и способность честно ответить самому себе на вопрос
«Чего я хочу на самом деле?» Потому что ответ может находиться
совсем не в той плоскости, в которой лежат социальные ожида-
ния. И не в той, в которой нам давали четко заданные алгоритмы
и образцы. А значит, придется рисковать. Делать то, что не будет
одобрено. Плыть против потока на свой страх и риск.
Складывается непростая ситуация с множеством разных
аспектов и сложных вопросов. В том числе и таких: «Что я знаю
о себе-настоящем?», «Насколько хорошо слышу собственный
голос?», «Насколько взрослым я стал?», «Вырос ли я потому, что
многое умею и знаю об окружающем мире, или потому, что хоро-
шо отделяю себя от него?» И эти вопросы появляются даже в том
случае, если речь идет о благих намерениях близких нам людей,
которые, разумеется, желают нам только самого лучшего. И в том
случае, если мы с ними согласны.
Возникают и вопросы о собственном призвании: «В полной
ли мере я реализовываю свои способности?», «Что я вообще знаю
про свое призвание и свои способности?»
Здесь можно провести аналогию с аппетитом. В детстве все
просто: если мы голодны, об этом нам скажет пробудившийся
аппетит. И он не обманет. Всем известно, как сложно заставить
ребенка есть, когда он не хочет. Или заставить его съесть что-то,
что ему не нравится или не соответствует его природному аппе-
титу. Но потом родители и другие знатоки правильного питания,
а также пищевая промышленность, которая гонится за собствен-
ной выгодой, заглушают этот природный голос. Они подменяют
его правилами и продуктами, сделанными с целью обмануть этот
аппетит. В результате читаемыми и востребованными становятся
книги по правильному питанию, а проблемы с весом и аппетитом
перерастают в хронические.
Самым эффективным средством борьбы с такими проблемами
является восстановление связи со своим природным аппетитом
и последующая коррекция пищевого поведения на основе этой
связи.
Аналогично формируются и ситуации, когда речь идет о
талантах человека. К примеру, как определить, в какой сфере
лежат способности ребенка? Да очень просто! Если малышу нра-
вится чем-то заниматься, то именно в этой области и находятся
его таланты. Его желание делать что-то движется именно его
способностями. Но потом вдруг появляется множество факто-
ров, в том числе школьная программа, где может отсутствовать
обучение из области интересов ребенка. Или же это обучение
может быть построено таким образом, что оно, скорее, будет
подавлять желание человека двигаться в этом направлении.
Не стоит забывать и о родительских ожиданиях. Аргумент,
который часто приводят родители, — отсутствие у них возможно-
сти дать ребенку заниматься чем-то, что ему нравится, — весьма
относительный. В биографиях людей, достигших многого, часто
говорится о том, что родители были внимательны к способно-
стям и особенностям своих детей. И это самое главное. Остальные
факторы лишь дополняют это первоначальное условие.
Моя семья жила в маленьком городке в сорока километрах
от большого города, который был вытянут вдоль берега реки еще
на двадцать километров. Моя сестра с детства непрерывно рисо-
вала. Как только ей в руки попадалось что-то, чем можно было
оставлять следы на поверхности, она изрисовывала все вокруг.
Чаще всего это были стены нашей квартиры. То есть, обои. И тогда
моя мать поступила очень разумно: она стала приносить с работы
перфоленту и каждую неделю переклеивала разрисованный слой.
У моей сестры не было возможности учиться в художественной
школе, потому что та располагалась в дальнем от нас конце этого
города, до которого еще надо было как-то добраться, а транспорт
ходил плохо. А в нашем городке не было тех, кто мог бы учить
ее. Но все это не помешало ей стать художником: без специаль-
ной подготовки сестра поступила в художественное училище,
а потом на художественный факультет ВГИКа. И это стало
возможным только благодря тому, что мои родители были вни-
мательны к ее интересам и делали все, что было в их силах, чтобы
поощрять и развивать ее способности. И таких примеров очень
и очень много.
Но в естественный ход событий часто вмешиваются роди-
тельские ожидания или даже некая мода. Как известно,
существуют устойчивые стереотипы о том, что девочкам непло-
хо бы заниматься фигурным катанием, играть на фортепиано,
изучать литературу и иностранные языки или танцевать, а маль-
чикам нужно осваивать борьбу и что-нибудь техническое. И дети
стараются соответствовать ожиданиям, перенимают отношение
взрослых к интересующему их занятию, как к чему-то несерьез-
ному. А в итоге забывают о том, что им нравится на самом деле.
Конечно, совсем в никуда наш истинный интерес никогда
не уходит, его всегда можно восстановить. Он не исчезает — он
видоизменяется, но везде оставляет свои следы. Этот интерес
находит отражение даже в персонажах, которые кажутся нам
привлекательными и на которых мы хотели бы походить. Рано
или поздно человек начинает проделывать путь к истинному себе,
к своему таланту и особым способностям. И оказывается на пути
к своему призванию. Зачастую этот путь очень сложен.
А сложен потому, что поиск себя — это всегда еще и вопрос
смелости. Оценка способности человека поступать в соответ-
ствии с тем, что ему подсказывает внутренний голос. Ведь у всех
нас есть обязательства, как и обстоятельства. И мы живем не
в пустыне. И денежных проблем никто не отменял. А быть успеш-
ным по этим, социальным, меркам очень хочется. И даже неплохо
получается! Так зачем рисковать? А если нам только кажется, что
нам нужно во-о-он туда? А если это ошибка? А если не получится?
И это очень сложные вопросы.
Я видела много людей, которые выбирали профессию, образ
жизни и даже вторую половинку в соответствии с правилами,
а не по зову сердца. Видела многих, кто упорствовал в этом вы-
боре, выливая в жизнь все отчаяние и бессмысленность этой
затеи. Я не буду это комментировать. Просто выражу свои со-
болезнования. В утешение (а, может быть, кто-то расценит это в
качестве вызова) могу сказать одно: в силу профессии я обща-
юсь со многими людьми, в том числе с теми, кто достиг многого
и хочет многого. Потому могу заявить достаточно весомо, что
смелость — одно из самых редких качеств, встречающихся
в людях. Я имею в виду не безрассудство или ложный героизм,
а истинную смелость — способность ежемоментно делать выбор
в  соответствии с собственными ценностями, согласно свои  пред-
ставлениям о добре и зле и своему призванию.
Меня часто спрашивают о том, как у меня получается так много
успевать. И краткий ответ, если не вдаваться в тонкости и подроб-
ности, будет таким: «Есть два условия для того, чтобы быть очень
продуктивным. Первое — надо делать то, что соответствует тво-
им ценностям и твоему призванию. Кстати, это очень сложно.
И второе: чем больше ты делаешь, тем больше у тебя сил и желания
что-то делать. Если, конечно, соблюдается условие номер один».
Все мы боимся ошибок и хотим гарантий. И чем большего
мы достигаем, тем больше можем потерять, и тем сложнее мы
идем на перемены, на риск и эксперименты. Тем сложнее стано-
вится для нас поиск себя-настоящего.
Тем не менее, правдой остается и то, что те, кто был поставлен
в сложную ситуацию и вынужден был заново отвечать самому
себе на целый ряд вопросов, те, кто прошел через сложности, кри-
зис и мучительные изменения, но сохранил способность задавать
себе новые вопросы и искать на них ответы, делать что-то новое,
рисковать, бояться, смотреть в глаза неизвестности без гарантий
и, порой, внятной надежды, — именно они до преклонных лет
не теряют радости в жизни и детского блеска в глазах. Они остав-
ляют след, который сложно не заметить.
Я вижу судьбы разных людей. Вот женщина, жившая по пра-
вилам и по этим же незыблемым правилам воспитавшая двоих
дочерей, так похожих на нее. И вот — поздние роды. И, нако-
нец, появляется сын, любимый и долгожданный. Но он — другой.
И мать понимает, что если будет делать все, как раньше, то просто
сломает его. Ей — пятьдесят, ему — шесть. И она впервые начина-
ет действовать по-другому.
Вот женщины (и таких я вижу очень часто), в зрелом воз-
расте пережившие или переживающие эмиграцию. Новая
страна, чужой язык, другие правила, нередко недоброжелательная
атмосфера. И все нужно проходить заново, как в раннем детстве, —
учиться разговаривать, налаживать быт. Искать работу, осваивать
новую профессию или строить бизнес. Самой принимать очень
сложные решения. Эти женщины очень сильные. И очень инте-
ресные. И внутренне они невероятно молоды.
А вот люди среднего возраста. После разводов. После смертей
близких. После профессионального выгорания. Они уже поняли,
что жизнь — не мешок Деда Мороза. Те из них, кто проходит
через это, заново выстраивает сам себя. Их сила и потенциал уже
не ограничены ничем.
Так что эта книга — гимн изменениям! Это пошаговая исто-
рия того, как эти изменения происходят. Книга о той важнейшей
роли, которую изменения играют в нашей жизни, а также об уме-
нии управлять ими. И о том, как жить, смело принимая ситуации,
требующие изменений, и о том, как использовать эти кризисы
в качестве мощнейшего двигателя, помогающего нам двигаться
к себе и своей самореализации.
Эта книга о том, как важно не бояться и важно рисковать.
О том, что нужно делать ошибки и исправлять их. И о том, как
выходить из сложных, тяжелых и даже кажущихся непоправимы-
ми ситуаций, искренне говоря самому себе: «Поздравляю! Теперь
с тобой случилось самое интересное!»
ЭТАП 1.
Я НЕДОВОЛЕН СОБОЙ — Я ХОЧУ
БОЛЬШЕГО!
Если человек задумывается о своем будущем, пытается опре-
делить свои цели и сохранил способность мечтать, то могу сказать
наверняка, что такой человек переживает то, что можно назвать
недовольством самим собой. Да, он недоволен собой-настоящим,
который отличается от него-будущего. Недоволен иногда чем-то
конкретным: весом, самочувствием, материальным положением,
образом жизни, уровнем своей свободы или тем, как распре-
деляется время его жизни. А иногда он недоволен в целом: его
сегодняшний образ проигрывает тому, который отражал бы его
желаемое состояние.
Это недовольство возникает у нас по разным причинам
и обстоятельствам.
Большая часть людей оказывается в этой точке именно в силу
внешних причин, когда в их жизни что-то меняется. Меняется
то, к чему они не готовы.
Эти изменения не были ни ожидаемыми, ни тем более радост-
ными или приятными. То, на что мы привыкли рассчитывать,
что полагали неизменным и дорогим, рушится. Это может быть
переезд, потеря близкого человека, проблемы со здоровьем, смена
работы, развод — да что угодно! Для каждого эти обстоятельства
очень индивидуальны, но общим оказывается чувство растерян-
ности от того, что жизнь поменялась. И придется что-то с этим
делать.
Если мы обратимся к сказкам, то такие сюжеты будут доми-
нировать, как доминируют они и в реальной жизни. Золушка не
выбирала себе злую мачеху, младший сын мельника, возможно,
рассчитывал на что-то более существенное, чем кот, пусть и умней-
ший. Простых землепашцев настигает война, и не по собственной
воле они берутся за меч и становятся богатырями. Уводят в плен
жениха, и невеста остается в тереме одна-одинешенька, остри-
гая прекрасные косы и поливая их слезами. Коты, псы и другие
животные становятся старыми, и за ненадобностью их выгоня-
ют из дома, как выгоняют и Мальчика-с-пальчика. Гадкий утенок
появляется на свет на птичьем дворе и оказывается непохожим
на братьев, родители уезжают на ярмарку, оставляя детей одних,
не ведая о Гусях-лебедях или о том, что Иванушка превратится
в козленочка…. Все эти истории похожи тем, что их герои стано-
вятся жертвами обстоятельств, жизненных перипетий, которые
случаются с ними. Имеет место, так сказать, пассивный залог.
Они не выбирают эту отправную точку, и прежде чем начать
действовать, у них есть, как минимум, одна задача — определить-
ся с местоположением. Им нужно перестать роптать и сетовать
на судьбу, а принять то положение, в котором они оказались.
После чего уже определить примерное направление движения
и необходимые им внутренние и внешние ресурсы.
Есть и те, кто попадает в эту точку более осознанно. В их жиз-
ни может не происходить каких-то ярких внешних изменений,
но они точно знают, что эта жизнь их больше не устраивает.
И сами себя они тоже не устраивают — появляются новые цели
или другое восприятие себя. И это уже хорошо! Потому что бы-
вает и так, что человека не устраивает ни ситуация, ни он сам, но
при этом идеальной картинки-цели у него нет. А в том, что есть,
он находиться больше не может.
И тогда люди делают первый самостоятельный шаг в неиз-
вестность. Герда сама отвязывает от берега лодку и отправляется
в путешествие по быстроходной реке, Буратино меняет марш-
рут с привычного на интересный, девочка из Лондона залезает
в платяной шкаф и оказывается в Нарнии, а Колобок сбегает
из печки… Все они, по сути, нарушают привычные и разумные
правила. И делают это потому, что внутренний голос говорит
им: «Тебе надо туда! Туда, где ты еще не был! Твоя правда, твоя
мечта, твоя цель, ты-настоящий — всё там! По крайней мере,
точно не здесь…»
Порой, в эту точку попадают и те, кого текущая ситуация
в целом устраивает. Но окружающие их люди, родители, внеш-
ние нормы, правила и чужие ожидания не дают им покоя. От
них требуют изменений и неустанного движения. Сами они бы
оставили все, как есть. Но ведь такая установка не соответству-
ет мнению значимых для них людей: Емеле не так уж и плохо
на печи, старику-рыбаку нормально живется с разбитым корытом,
а Ивана-дурака в дозор отправляет отец…
Но если история, которая приводит их в точку невозврата,
у всех индивидуальная, то внутренняя картинка одна и та же.
И ощущения, которые мы испытываем в реальном мире, тоже
похожи. Так что же происходит там, за этой гранью?
Все мы, как взрослые люди, думаем о себе в оценочных
категориях, вольно или невольно выставляя себе отметки по раз-
ным шкалам: «умный — глупый», «красивый — некрасивый»,
«худой — толстый», «жадный — щедрый», «злой — добрый»,
«богатый — бедный» и так далее. И зачастую делаем это неволь-
но. Сумму этих оценок, количество которых у развитой личности,
по мнению психологов, может превышать две тысячи, принято
называть Я-концепцией.
Но сейчас нам интересно не столько то, как оценивает себя
отдельный человек, и даже не то, как называют это ученые, а то,
что на каждой такой внутренней шкале у нас существует две оцен-
ки. Одну можно назвать «я-реальное», другую — «я-идеальное».
Иногда эти точки совпадают: и действительно, человек вполне
может устраивать сам себя по многим параметрам. Это и обеспе-
чивает его психологическое благополучие в текущий момент.
Но всегда есть такие параметры и такие шкалы, по которым
«я-реальное» и «я-идеальное» не совпадают. Это несовпадение
может быть вызвано разными причинами. По сути, о них я уже
упоминала выше. Это и собственные требования к себе, и оценка
своего потенциала, и какая-то ситуация, которая поставила под
вопрос прошлые и так удачно совпадающие оценки самого себя.
Также не стоит забывать и про требования, которые предъявля-
ют к нам окружающие, и наши неудачи в тех сферах, в которых
успешны другие, — этакую двойку по социальной шкале.
Как только возникает расхождение между идеальным и
реальным образом себя, тут-то мы и теряем покой. Ведь такое
расхождение, каких бы качеств оно ни касалось, вызывает не
самое комфортное и приятное чувство — недовольство собой.
Если присмотреться, то можно определить, в какой имен-
но точке (или точках) человек недоволен собой. Тот, у кого есть
разрыв между реальной и идеальной оценкой самого себя, к при-
меру, по шкале ума, начинает в любых ситуациях переживать
на эту тему и чувствовать себя так, будто непрерывно проходит
тест на IQ. Такие люди в эмоциональной ситуации, в пылу спора
могут даже неосознанно произносить такую фразу: «Ты что, счи-
таешь, я дурак?» И если такая присказка у человека периодически
проскакивает, значит, скорее всего, у него существует разрыв
между реальной и идеальной оценкой себя именно по этой
шкале — шкале интеллекта. А тот, кто озабочен своей внеш-
ностью, в тех же случаях будет переживать по другому поводу
и думать, все ли в порядке с его внешним видом. Такой человек
будет часто всматриваться в зеркало или в глаза окружающих
людей с немым или озвученным вопросом: «Я красивая?» или
«Я хорошо выгляжу?»
В любом случае, когда такие расхождения между идеальным
и реальным представлением о себе становятся выраженными,
касаются очень значимых для человека шкал или их становится
слишком много, они создают высокий уровень неспокойствия.
В этом состоянии начинает вырабатываться энергия, застав-
ляющая нас плохо спать, тревожиться, выбирать в жизни
определенные ситуации-проверки. И эта энергия побуждает нас
к действиям, направленным на то, чтобы доказать себе и всему
миру свою состоятельность: «Так что же я на самом деле могу?»
После чего следует логичный вопрос: «А какой я на самом деле?»
Потому отправной пункт, откуда мы стартуем в процессе изме-
нений для жизни более радостной и наполненной новым смыслом,
связан с нашими внутренними переживаниями и более или
менее острым чувством недовольства собой. Разрыв между тем,
что мы представляем собой сейчас, и тем, какими бы мы хотели
себя видеть или как о себе думать, обеспечивает старт для разви-
тия личности.
Итак, побудительный толчок получен, энергия недовольства
собой выпущена на свободу. Необходимость действий очевидна.
Так что же происходит дальше?
ЭТАП 2. ВЫБОР
2.1. ВЫБОР И ГАРАНТИИ
Энергия недовольства заставляет человека рассматривать
разные варианты, отличные от выработанных ранее контуров
привычной жизни. По сути, в реальности с нами происходят
те же метаморфозы, что и с героями, о которых мы так любим
читать. Это та самая точка, когда при свете дня оживают окаме-
невшие фигуры гигантов, деревья начинают говорить и двигаться,
а оборотни теряют человеческий облик, и при свете луны у них
вырастают клыки, когти и хвост. Именно тогда Бильбо, мирно
живший в Хоббитании, открыл дверь Гендальфу, а затем целой
ораве гномов и невольно, неожиданно для самого себя, и необра-
тимо стал участником захватывающих событий.
То есть энергия недовольства работает только в одну сторону —
она подводит человека к новому выбору. И дальше человек этот
выбор делает. По крайней мере он оказывается перед ним. И вот
здесь мы можем начать двигаться дальше — на свой страх и риск,
бросая себе вызов и принимая его, пробуя новое и решая незна-
комые задачи, не зная правил и алгоритмов, без гарантий, карт и
компаса. А еще можно красиво отказаться, переложив ответствен-
ность за невыбор этого пути, за свой страх и нерешительность.
Можно снизить требования к себе: «Ну, не всем же быть
академиками!» или «Кто сказал, что худенькие/некурящие/
правильно питающиеся/малопьющие/быстробегающие/много за-
рабатывающие/хорошо образованные и так далее живут лучше?
Сто килограмм — тоже нормально! Я себе и так нравлюсь!»
Выбор — очень важная точка. И в ней — то есть перед ним —
можно находиться достаточно долго. Здесь существует своя
драматургия, то есть те переживания и темы, которые чело-
век склонен обдумывать, и вопросы, на которые он точно будет
искать ответ. Главные темы, я бы даже сказала, ловушки это-
го этапа, всегда заключаются в том, что встающий перед ними
выбор люди пытаются заслонить следующими рассуждениями:
Как выбрать лучшее, как произвести верный расчет и
расставить приоритеты. Можно ли логически, желательно
с математической точностью или на убедительном примере
других рассчитать, какой путь окажется правильным? Как
выбрать то, что даст результат быстрее и проще, а негативных
последствий при этом будет меньше? Как минимизировать мину-
сы и максимизировать плюсы? Как определить, что будет лучше
и правильнее? Ведь все правильное и испытанное уже когда-то
и у кого-то было. Не одни же мы такие исключительные?
Как не потерять нажитое и не сломать старое. По сути, ста-
вится вопрос: как сделать выбор, не делая выбора? То есть: как
измениться, ничего не изменив, а лишь улучшив существующую
ситуацию — убрать минусы и добавить плюсы? В существую-
щей ситуации и так многое устраивает. И многое уже достигнуто!
И есть, в конце концов, обязательства. А еще мы обросли связя-
ми и привычками… И как сделать так, чтобы все, что нам дорого,
у нас осталось, все, что не устраивает, исчезло, а все, чего нам так
хочется, само собой появилось?
Да-да, вот если бы в пресный черствый хлеб, выпеченный
без изюма, цукатов и орехов, засунуть все эти вкусности, чтобы
он сразу стал сдобной свежеиспеченной булкой, а новую булочку
не печь! Или как по волшебству получить одну-единственную
хрустальную туфельку — и сразу в принцессы?..
Гарантии и страховка. Эта тема связана с предыдущими.
Допустим, выбор все же делать нужно, так как улучшение старой
ситуации не имеет отношения к качественному изменению лич-
ности и новому витку самореализации, да и вообще отличается
от него, как рестайлинг от ребрендинга. Ведь, как известно, новая
шляпа, надетая на больную голову, не сделает ее здоровой.
Так вот, если выбору все же быть, то где гарантии? Ведь выбор
означает, что новое в нашей жизни появится взамен старого, и от
чего-то придется отказаться… Например, если мы увольняемся
и вместо работы по найму выбираем стезю предпринимательства,
то никто уже не будет дважды в месяц выдавать нам гарантиро-
ванный оклад. А будет наоборот: уже нам, независимо от того,
как идут дела, придется платить зарплату другим. А если мы
решили сменить место жительства, то нажитые связи и друзья
не переедут с нами — на новом месте придется заново решать
многие вопросы и хорошо еще, если на привычном языке. И когда
мы решаемся на отношения с другим человеком, то на первом
свидании никто не выдает письменное обязательство на мисти-
чески-сказочное «Жили они долго и счастливо и умерли в один
день». И если мы решили пробежать марафон, то нужно будет
постоянно и на протяжении длительного времени встраивать
тренировки в свою жизнь. А это значит, придется убирать из нее
что-то, заменяя это тренировками. И менять, менять эту жизнь!
Ведь пропуск тренировки, а тем более нескольких, означает отказ
от цели.
 Всем нам хочется иметь гарантии, хочется знать, что, оставляя
что-то позади, лишившись чего-то (а выбор всегда предпола-
гает лишения), мы гарантированно получим успех там, в конце.
Мы хотим знать наверняка, что выбранный путь будет для нас
правильным, принесет радость, пользу, счастье и полноту жизни.
Тут я бы хотела остановиться и рассказать вам несколько исто-
рий, каждая из которых очень важна. Как важен и первый шаг,
о котором мы говорим. Сможем ли мы пойти дальше? Сможем
ли принять решение о необходимости перемен и начать действо-
вать? Или просто снизим требования к себе и на том успокоимся?
Итак, история первая. Она про одаренных детей и про одарен-
ных людей в целом.
Мой опыт работы как с первыми, так и со вторыми позволил
выделить массу различий между теми, кто достиг в жизни зна-
чительных результатов, реализовав себя, и теми, чья жизнь не
отличалась от жизни большинства, кто зарыл свои таланты в зем-
лю. Но на протяжении книги нам будут интересны только три
принципиальных различия. И вот первое из них.
Идет урок, детям дают задачку. Незнакомую — таких они еще
не решали: задачка явно нестандартная, с секретом, повышен-
ной сложности. И дети сразу делятся по тому принципу, как они
реагируют на это задание.
Первую реакцию можно обозначить как «Не могу и не буду».
И здесь две модели поведения. Некоторые дети напрямую спра-
шивают у учителя алгоритм и, сообразив, говорят: «Мы такое
не проходили!» Есть и те, кто сходу не понимает сложности
задачи, не может ее оценить и начинает решать, но вскоре терпит
неудачу и уже тогда сдается. Вся эта группа при всей ее неодно-
родности задачу не решает, а отказывается от ее решения. Это
первое. И второе: эти дети не переживают по этому поводу.
По крайней мере не переживают долго и выраженно, оценивая
случившееся как неприятную, но быстропроходящую эмоцию,
а не как переживание, которое задевает их. Задевает глубоко,
рождая внутри неудовлетворение собой и своими результатами.
Но есть и вторая группа. Она всегда немногочисленна. Эти
дети понимают сложность задачи. И то, что такого они не про-
ходили. Они осознают, что дело не в наличии или отсутствии
алгоритма, а просто задачка попалась такая, «с вызовом». И если
спросить их про вероятность того, что они с ней справятся,
то такие ребята адекватно оценят свои силы и вероятность — не
более чем 50%. Итак, они начинают решать. И только попробуй
отнять у них эту задачку! Да, эти светлые головы подчас готовы
и сами ее бросить. Но если такое случилось, они возвращаются
к ней — через несколько минут, часов или на следующий день…
Она не дает им покоя. Вызов, который в ней есть, они принима-
ют полностью. Переживают, мучаются, когда не могут решить…
И бесконечно счастливы, когда все получается! Этим они делают
еще один шажок к своему «я-идеальному». К себе-настоящему.
С взрослением человека эта картинка не меняется. И сейчас
я расскажу свою историю, потому что в этом она похожа на мно-
гие другие. Истории, когда человек, находясь во взрослом возрасте
и уже достигнув какого-то статуса, который хоть как-то нала-
дил свою жизнь, имея средние физические способности, работу,
детей и другие нажитые за три-четыре десятка лет обязательства,
кардинально меняет свою жизнь, продолжая отвечать на вопро-
сы: «Кто я на самом деле?», «Что я могу?», «В чем заключаются мои
способности и точки реализации, и где их границы?»
Эта история будет про спорт. Просто потому, что спорт —
очень показательная штука. Вот — дистанция, вот — время,
и вот — ты. И вместе с тобой на дистанцию вышли сотни и тысячи
людей со всего мира, с разным спортивным прошлым, со своими
историями. И вот твой результат — твои минуты и секунды.
И вот результаты других. Ты или прошел дистанцию или нет. Или
выиграл — или нет: это очевидно. И это нельзя сделать, не вставая
с дивана. И тут нет места случайностям.
В сорок пять лет я не умела ни плавать, ни ездить на велосипеде.
У меня не было никакого спортивного прошлого, и, признаться
честно, я даже не делала зарядку. Я умела строить бизнес, как-то
справлялась с воспитанием четверых детей, проводила тренинги,
очень много работала и с огромным трудом укладывала свою
жизнь в двадцать четыре часа. Все время стремясь к большему,
интересуясь феноменами выдающихся результатов из любых об-
ластей жизни, я узнала, что существует целый мир — мир гонок
на выносливость. В частности, соревнования Ironman, в которых
нужно проплыть дистанцию в 3,8 км в открытой воде, после чего
следует велоэтап на 180 км и марафонский бег — 42,2 км. Под-
ряд. Для меня это было что-то из области фантастики. При этом
интерес к своим физическим способностям и потенциальной
выносливости, про которые я на тот момент ничего не знала,
потому что просто-напросто никогда не занималась какой-либо
физической активностью, сталкивался с внятным голосом раз-
ума. И этот нудный голос нашептывал мне о моем возрасте,
существующих обязательствах, отсутствии физической подго-
товки и необходимых навыков, а также об элементарной нехватке
времени и денег на все это. И о том, что вероятность успеха это-
го предприятия стремится к нулю, а потери — финансовые,
временны;е, связанные со здоровьем и с тем, что я буду меньше
времени заниматься детьми, если начну перераспределять свое
время в пользу тренировок, — абсолютно предсказуемы и очевид-
ны. И гарантий мне не даст никто. Ни тренер, ни врачи…
И ты делаешь выбор. Безрассудный и нерациональный.
Начинаешь действовать на свой страх и риск. Из нереально
перегруженного расписания выделяешь по двадцать часов в не-
делю для тренировок, жертвуя другими вещами, очень важными
и необходимыми. И, конечно, расплачиваешься за невыбор чего-то
другого. Расплачиваешься тем, что меньше заработаешь, меньше
времени уделишь детям, откажешься от каких-то возможностей,
связанных с профессией. Или просто вместо ремонта, который
очень нужен, и оплаты детских каникул купишь новый велосипед.
Ты начинаешь тратить немалые деньги на оборудование, спор-
тивные вещи и оплату тренировок. Причем все это необязательно
приведет к гарантированному прохождению дистанции, а тем
более к победе в этой гонке. Это может закончиться травмой.
Или травмами. Анемией и упущенными возможностями в других
областях. И совершенно точно грозит потерей той налаженной,
привычной и в целом не такой уж плохой жизни. В общем, есть
прекрасные шансы остаться у разбитого корыта, без результата
и с большими потерями.
Вместо спорта можно подставить, что угодно: другую работу,
новое место жительства, новые отношения и так далее — у каж-
дого свое.
Что же происходит на этом этапе, когда вызов брошен, а мы
принимаем его? Когда мы делаем выбор?
Во-первых, этот важный этап имеет совершенно четкое
название — микрокризис. В течение жизни в силу возрастных
закономерностей мы переживаем несколько кризисов. Кризис
новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет,
подростковый кризис, кризис среднего возраста… Каждый такой
период связан с тем, что возникает разрыв между тем, что мы из
себя представляем, и теми задачами, которые мы должны/хотели
бы и могли бы решать.
К примеру, смысл кризиса трех лет состоит в том, что ребенок
впервые выделяет себя из окружающего мира, формирует свое «я»
и свои желания, учится их отстаивать, при этом он не всегда спо-
собен реализовать свою независимость.
Смысл подросткового кризиса заключается в том, что ребенок
становится взрослым. Он впервые выстраивает свою систему цен-
ностей, дает свои ответы на вопросы о добре и зле, размышляет о
том, что такое хорошо и что такое плохо. Формирует собственные
связи со сверстниками и перестраивает отношения с родителя-
ми, переходя от позиции ребенка к позиции взрослого. Молодой
человек старается жить в соответствии с этими новыми представ-
лениями, делая свои ошибки.
В основе любого кризиса лежит конфликт. Конфликт между
желаемым и возможным. И эмоциональный фон, сопровожда-
ющий такой конфликт, по силе всегда прямо пропорционален
масштабу происходящих в нем изменений.
Но кроме кризисов глобальных, мы имеем дело и с кризисами
локальными, так называемыми микрокризисами. Их запускают
такие вот задачи-вызовы, порождающие разрыв между нашими
желаниями в стремлении быть лучше, чем мы есть сейчас, уметь
что-то, чего мы сейчас не умеем и даже не знаем, как научиться.
И все, что мы переживаем в кризисной ситуации, переживается
и в условиях микрокризиса. Конечно, если мы туда все-таки идем.
Потому, что и здесь присутствует выбор: принять этот вызов
или нет?
2.2. ЛОВУШКИ ВЫБОРА И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ
На этом этапе нас часто тормозит отсутствие гарантий
и рациональный расчет, сделанный в пользу нового выбора.
Важно понимать, что гарантий в этой точке никто не даст — их
нет. И не будет. Здесь невозможно рационально просчитать
последствия и результаты принятого решения, сделать разумные,
математически выверенные или хотя бы базирующиеся на опыте
и статистических фактах шаги. Я выступаю перед аудитория-
ми, веду тренинги, принимаю в своей жизни многие решения и,
конечно, знаю много способов расстановки приоритетов, а так-
же учу людей ими пользоваться. И многие из таких способов
прекрасны! Но все они будут работать только после того, как
выбор сделан. После.
Никакая модель не позволит вам отказаться от выбора и
переложить ответственность с себя на нее. Выбор делает сам чело-
век. И очень часто он застревает на этом этапе, пытаясь найти
лучший вариант, получить гарантии или вообще избежать
выбора, не будучи в состоянии расстаться с тем, что у него есть.
В этот момент, как ни странно, худшими вариантами поведения,
удерживающими нас от движения и создающими препятствия,
становятся три «капкана».
ПЕРВЫЙ КАПКАН: ПОИСК СОВЕТА
Мы приходим к друзьям-знакомым, родственникам, женам
и мужьям, старшим товарищам. Делимся своими планами
и сомнениями, мечтами и намерениями и получаем от них об-
ратную связь или советы. И, как это всегда бывает, человек дает
совет или высказывает мнение, исходя из собственной модели
мира, установок и ценностей. Из своих, а не из ваших. Кроме того,
все идеи о том, как изменить жизнь, как правило, наталкиваются
на сопротивление окружающих. Это происходит по разным
причинам. Например, потому, что вы — часть системы.
И система против того, чтобы вы единолично менялись: ведь
тогда придется меняться и ей. Либо вы перестанете быть ее
частью.
Кроме того, есть еще и обычная зависть. Гадкого утенка не
любили за слишком длинные крылья, Золушку — за трудолюби-
вый и покладистый характер. Желание отойти от привычного,
подняться над ним вызывает ответное желание — миру хочется
поставить вас на место или хотя бы дать вам оценку, классифици-
руя как не вполне нормального индивидуума.
Давно, когда я сама еще была на этапе создания собствен-
ных компаний, в одной из книг, посвященной созданию бизнеса
и реализации в нем своих идей, я встретила интересную мысль
о том, как оценить перспективу своей бизнес-идеи. Суть была
в том, что как только вам в голову пришла идея, поделитесь ею с
окружающими. И если они дружно покрутят у виска и скажут, что
это чистый бред и безумие, после чего начнут вас отговаривать,
значит, идея и вправду блестящая! В любом случае, какова бы ни
была причина реакции окружающих на ваши рассказы о жела-
нии что-то изменить, — это всегда история про них. Но не про вас.
Что же эта ситуация говорит о вас? Ведь в такой момент за
советом мы часто обращаемся не только к ближайшему окруже-
нию. Мы посещаем семинары и тренинги, спрашиваем мнения
гуру, читаем книги, ищем примеры.
Подобные ситуации есть во всех сказаниях, они актуальны
для всех героев. И они ведут себя так же, как мы: идут к гадалкам
и колдуньям, ведьмам и оракулам, просят избушку повернуться
к лесу задом, а к ним передом, пытаются заручиться поддерж-
кой волшебных сил, предсказаний или богов. И всегда остаются
с ощущением эфемерности обещанной им помощи.
Да, к сожалению, это все та же история. Мы пытаемся перело-
жить ответственность за свой выбор на других, более или менее
разбирающихся в этом. То есть мы хотим избежать самостоятель-
ного выбора, не делать его.
Грамотный консультант или коуч в этой ситуации сделает все
возможное, чтобы выбор сделали вы сами. Потому что на ком вы-
бор — на том и ответственность, тот и управляет как ситуацией,
так и всей вашей жизнью. И было бы здорово, если бы этим кем-
то оказались вы сами. Ведь есть только один голос, который имеет
смысл слушать в таких условиях, — и он ваш собственный. И что-
бы его услышать, нет нужды в сложных математических расчетах,
не требуется и много времени. Так не тратьте же его понапрасну!
ВТОРОЙ КАПКАН: ПОСТРОЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
Да, с одной стороны, я много, очень много времени посвящаю
планированию. Планированию своей жизни, в которой всегда
были дети, работа (много разной работы!), необходимость решать
большое количество вопросов с жильем, школами и детскими
секциями плюс все остальные моменты, за которые ответствен-
ны взрослые люди, а также все взрослые люди, имеющие детей.
И если все это помножить на количество детей, вычесть второго
родителя, добавить чужой город, в котором нет родных, знакомых,
связей, когда часто просто не знаешь, кому задать элементарный
вопрос…
Да, моя работа как коуча часто начинается с того, что у меня
спрашивают: «Как организовать самого себя? Как все успевать
и верно расставлять приоритеты…» И я не только знаю, но и, что
важнее, применяю почти две дюжины способов расстановки
приоритетов и планирования — для долгосрочных целей, для
того, чтобы сделать выбор в многофакторной среде, для расста-
новки приоритетов в быстроменяющейся или неопределенной
ситуации и так далее.
С другой стороны, я прекрасно понимаю, что разум и те знания,
которые в сегодняшнем мире являются основой оценки одно-
го человека другим и стали одним из самых социально значимых
ценностных критериев, на самом деле сильно переоценены.
В психологии есть одна, на мой взгляд, очень верная теория.
В ней говорится о том, что человек стремится не к богатству.
И не к социальному статусу, путешествиям, успехам или победам.
И не к браку. Не к отцовству или материнству. Все проще: каждое
из этих состояний маркировано для нас определенным пережива-
нием, часто комплексным и сложным, но поддающимся анализу.
Так вот, человек стремится именно к этому переживанию. Пере-
живанию, которое, как он думает, наступит только тогда, когда он
достигнет цели: новой должности, статуса, квартиры, возможно-
сти путешествовать… Но наша умная голова не понимает, что все
мы — охотники за переживаниями. Она наделяет нас рациональ-
ными, социально приемлемыми целями, и мы послушно киваем
головой: «Да-да, нам туда!»
Для каждого это состояние будет разным. Кому-то нравится,
когда жизнь бьет ключом, а за каждым поворотом ждет приклю-
чение. Кому-то хорошо в атмосфере покоя и релаксации, где все
предсказуемо, а кому-то — в ситуациях, сменяющих друг друга,
как узоры в калейдоскопе. Кто-то любит свободу и готов за нее
многое отдать, а кто-то прекрасно себя чувствует в регламентиро-
ванном социальном окружении с привычными и уже ставшими
родными ритуалами и правилами.
Я сама очень люблю все планировать, раскладывать по полоч-
кам и приоритезировать. В общем, приводить свою жизнь
в порядок, строя различные модели. И я с уважением отношусь
к этому инструменту, равно как и к тем людям, которые не жале-
ют сил на его применение для управления собственной жизнью.
Плохая новость заключается в том, что для рассматриваемой
нами ситуации выбора этот инструмент не подходит. И причин
много.
Не подходит хотя бы потому, что доля рационального, присут-
ствующая в выборе, намного меньше, чем нам бы этого хотелось.
И невозможно учесть все. И жизнь будет идти не по нашей
модели. А ведь мы рискуем. Рискуем превратить свою жизнь в по-
строение модели, оправдывающей эту жизнь! Рискуем с головой
уйти в бесконечный сбор, поиск и анализ как можно более пол-
ной информации, которая никогда не будет достаточно полной.
Начинаются игры разума, происходит подмена цели, заключаю-
щейся в реализации себя, на другую. На ту, где процесс построения
модели сам по себе является самоцелью.
Я знаю многих невыдающихся спортсменов, которые часто
используют гаджеты. И я не против спортивных гаджетов, нет.
Напротив, очень их люблю и, конечно же, хочу, чтобы у меня бы-
ли самые современные их версии. Данные, полученные с них,
я использую в тренировках, и каждый раз тренер пишет мне свое
заключение, опираясь на те параметры, которые можно получить
только благодаря этой технике. И свои отчеты тренеру я тоже
пишу на языке полученных мною цифр.
Но есть и те, кто проводит много часов подряд, выкладывая
цифры, строя графики, синхронизируя показатели приборов,
анализируя и выстраивая на основе полученных данных будущие
модели своей эффективности, пытаясь спрогнозировать успехи
на будущих стартах. И наступает такой момент, когда не гаджеты
служат нам, а мы начинаем ставить эти показания и закономер-
ности на пьедестал и безропотно подчиняться им. Они начинают
управлять нами. Причем не только в тех вопросах, в которых они
могут помочь: например, реально понять, когда мы набираем
форму, а когда нужен отдых, а вообще в том, что только они
и отображаемые ими цифры являются гарантией того, выиграем
мы гонку или нет.
Не буду углубляться, хотя, конечно, всегда приятно выглядеть
умным и при этом самому не принимать никаких решений. Но мо-
гу сказать, что если бы я создавала формулу своего успеха в спорте,
то в ней было бы две переменные. Первая касалась бы верно по-
строенной программы тренировок и физической подготовки. Она
определяется тренером в соответствии с его знаниями и опытом,
а также их верификации на основе показателей, получаемых
мною на тренировках. Вторая же была бы обусловлена тем, что
я обладаю знаниями в психологии и огромным профессиональ-
ным и личным интересом к психологии достижений и мотивации,
а также развитой рефлексией, позволяющей мне на каждой гонке
быть не только атлетом, преодолевающим дистанцию, но и на-
блюдателем, исследователем, ученым, следящим за самой собой,
движущейся по трассе. И пока это так, я точно знаю, что не гадже-
ты определяют результат. И не кроссовки, не форма спортивной
бутылки или стоимость гидрокостюма. Нет. Это делаем мы сами.
Идет мастер-класс. Я вкратце рассказываю о себе, работе, де-
тях и спорте. Мужчина хватается за ручку: «Так, значит, сколько
часов в день занимают ваши тренировки? А работа? А дети? Нет,
не сходится!» Конечно, не сходится. Наши мечты и амбициозные
цели не укладываются в привычные модели. Все то, что необходи-
мо сделать для их достижения, нельзя уложить в двадцать четыре
часа — это вообще нереально и несовместимо с «нормальной»
жизнью. И только тогда, когда из точки А в точку Б нет рацио-
нально просчитываемого маршрута, путь теряется в четвертом
измерении, а ресурсы отсутствуют или вовсе неизвестны, только
тогда можно говорить о возможности качественных изменений
и трансформаций. Во всех остальных случаях мы просто гово-
рим о тайм-менеджменте, при всем моем уважении к нему. Но это
другая тема.
И мне не нравится, когда в этом смысле используется термин
личная эффективность. Именно слово «личная» не нравится.
Личная эффективность — совсем другое уравнение. Это не задача,
вопрос в которой звучит так: «Как бы вы могли в рамках уже
существующих обстоятельств и задач вырабатывать больше
на единицу времени?» Да, это отличный вопрос для тайм-
менеджмента, но он не имеет отношения к личной эффективно-
сти. Никакого!
Для меня здесь присутствуют совсем другие переменные.
Так вот, на своих тренингах я часто задаю людям вопросы.
Людям, которые уже многое могут рассказать про свои достижения.
И один их них обычно такой: «На сколько процентов вы оцени-
ваете свою самореализацию на сегодняшний день? Насколько
реализовано в вашей жизни то, что вам дано, — ваши способности,
таланты, личностный, духовный и интеллектуальный потен-
циал?» И ответ «20%» является достаточно распространенным.
К сожалению, на вопрос: «А насколько вы сейчас выкладыва-
етесь, сколько тратите сил?», я часто слышу ответ: «На 120%»
И это плохая пропорция, совсем неправильная.
Реализовывать свой потенциал на 20%, тратя 120% усилий? Для
меня это и есть уравнение личной эффективности. И хорошим
оно станет тогда, когда будет сбалансированным. В идеале — когда
в правой и левой его части будет стоять цифра, приближающаяся
к 100%. Это произойдет тогда, когда мы найдем в себе смелость
отойти от рациональных моделей и разумных советов, которые
сыплются на нас со всех сторон. Нужно слышать собственный
голос и поступать в соответствии с тем, что он говорит. Да, это
очень сложно. И требует огромной смелости, о которой я буду
еще много писать. Но только тогда, когда мы перестанем перекла-
дывать ответственность за наш выбор на рациональные модели
и, кроме головы, подключим к процессу сердце, только тогда мы
начнем слышать себя. И только тогда степень нашей реализации
и количество прикладываемых усилий совпадут. Потому что чем
больше мы делаем того, для чего предназначены, того, что по-
зволяет нам реализовывать наш потенциал и способности, тем
у нас появляется больше сил и желания для движения по этому
пути!
Знаете, я очень энергичный человек. При этом я уверена, что
сейчас, когда мне почти пятьдесят лет, энергии у меня намного
больше, чем в двадцать пять. И я вижу вокруг много людей, соблю-
дающих принцип уравнения личной эффективности, которые
и в семьдесят остаются юными, а их энергия просто бьет ключом!
Забегая вперед, скажу, что у желания построить рациональную
модель есть еще одна важная причина: это хороший инструмент
если не по нейтрализации, то, по крайней мере, по уменьшению
нашего страха и тревоги. Без них был бы невозможен ни один
выбор, ни одна качественная трансформация. А тревога — сила
очень важная. Как и с любым чувством, мы можем поступить с
ней тремя способами: избежать, подавить или трансформировать.
Избежать тревоги в ситуации выбора очень легко. Нужно
просто выйти из этой ситуации, признав, что она не для вас.
Прекратить процесс развития и трансформации, сведя его
к поддержанию и воспроизведению нажитых моделей. То есть,
к банальной стагнации.
Подавить тревогу проще всего за счет включения головы,
полной рациональных моделей. А иногда и иррациональных.
Поход к гадалке тоже снимает тревогу, а подсказанная ею
модель — пророчества, обещания — действует успокаивающе.
Мы вписываем страх и тревогу в систему. Отделяем их от себя.
Наделяем смыслами. И наше рацио на какое-то время берет верх.
Порой, это лишь вопрос подавления страха и тревоги, который
временно можно решить даже медикаментозными средствами —
вам в помощь таблетки, БАДы, алкоголь и все такое прочее.
Они приглушают страх и могут стать временными, но очень
неверными помощниками, за действия которых потом придется
обязательно заплатить. Причем заплатить дважды.
Первая расплата подкараулит довольно быстро: рано или
поздно встанет вопрос «А как жить без них, как научиться вновь
смотреть на мир глазами, не затуманенными вымыслом или
алкоголем?»
Второй «платеж» имеет отсроченный характер, но его размер
часто бывает огромен. Наступит день, когда нас разбудят позабы-
тые вопросы: «Кто я на самом деле? Чего я достиг в жизни? Что
успел? Сделал ли все, что мог?» И нам придется отвечать на них.
И это может оказаться намного страшнее и тревожнее, чем раньше.
Гораздо страшнее той, забытой истории десяти-, двадцатилетней
давности, когда надо было просто сделать выбор. Сделать шаг
в неизвестное и не упустить себя-настоящего.
Трансформация страха — вот основная задача следующего
за выбором этапа.
Страх — сильное чувство. Это переживание, которое может
овладеть нами и потом управлять нашим поведением, уводя его
в сторону избегания или подавления. Но если посмотреть на
свой страх со стороны (а еще лучше — сверху), если найти в себе
силы и мудрость принять его, то откроются совершенно другие
его ресурсы! И станет понятно, что под маской этого переживания
нам дарована огромная энергия. И только от нас будет зависеть,
как мы распорядимся ею. Сделаем бомбу, на которой взорвемся
сами, или превратим его в кураж, в драйв, в космическое топли-
во, что позволит нам порвать путы и преодолеть притяжение.
Притяжение прежних привычек, устоев, ментальных ловушек
и излюбленных лабиринтов, чтобы вырваться и по неразгадан-
ным картам долететь до новых планет, где мы еще не бывали.
ТРЕТИЙ КАПКАН: СОЗДАНИЕ «ПОДУШКИ
БЕЗОПАСНОСТИ» И ПРОЧИХ ГАРАНТИЙ
Итак, про гарантии. Первое, что хочу сразу сказать: поиск
гарантий — это поиск такого решения, которое позволит нам
не делать выбор.
Вот вы занялись, к примеру, спортом. После работы, вместо
того, чтобы идти домой готовить ужин и проверять уроки, вы
бежите на тренировку. И в седьмом часу вечера на совещании,
которое длится с утра, вы твердо заявляете: «Знаете, у меня тре-
нировка в семь. Я, пожалуй, пойду!» И вместо новых туфель/
кастрюли/телефона покупаете кроссовки и регистрируетесь на
старт. И встаете на час раньше. И питание свое меняете. К слову,
это еще очень мягкая картинка. Это даже нельзя назвать
полноценным выбором: вы просто вписываете, к примеру, бег —
элемент здорового образа жизни — в свои повседневные планы.
Так вот, где гарантии, что ребенок, который из-за ваших тре-
нировок остался с непроверенными уроками, не нахватает двоек?
Что муж будет мириться с отсутствием ужина? Что руководитель,
проводящий собрание, с которого вы ушли, не сделает соответ-
ствующих выводов? А главное, где гарантии, что вес точно уйдет,
что жить вы будете дольше и счастливее, что здоровья прибавится,
а на ближайшем забеге вы не перейдете на шаг и не финиширу-
ете с местом, до обидного близким к последнему? Правильно —
их нет!
Мне очень нравится, как отражен этот момент в русских
народных сказках. Там герой, как только отправляется в путь,
непременно оказывается на развилке. Развилка — символ выбора.
И сказки, вобрав вековую народную мудрость, очень точны в опи-
сании этого выбора.
Первое, о чем мы узнаем, стоя на развилке, — дорог у нас три.
Это важный момент. И важный вот почему: обычно человек устро-
ен так, что он не в состоянии сделать рациональный выбор из трех
вариантов. Только из двух. Мы способны выбирать, объектив-
но сравнивая что-либо между собой и только попарно. Наличие
трех дорог — своеобразный намек на то, что любой наш выбор
иррационален. Иррационален в том смысле, что ни точный рас-
чет, ни предсказания великих футурологов, ни опыт предыдущих
поколений не даст нам ни гарантий, ни точного прогноза. Выбор
всегда приходится делать в ситуации, когда нет полной инфор-
мации, четких ориентиров, выверенной схемы и безукоризненно
работающей модели. И в этой ситуации следует реагировать спо-
койно и понимать, что подобное случалось много раз и не только
с вами.
Я не призываю вас выключить голову. Она в нашем деле
довольно ценный инструмент. Я просто призываю включить все
остальное.
Например, интуицию, которую мы зачастую считаем какой-то
хиромантией и недостоверной ерундой. Хотя это не так: это
ценный ресурс. И его происхождение и функционирование со-
вершенно понятны. Ведь все, что поместилось в нашей умной,
хорошо и логично оценивающей ситуации голове, было заложено
в нее лишь на протяжении нашей жизни! А сколько это? Трид-
цать лет, сорок? Пусть даже пятьдесят или шестьдесят. Но это, как
вы понимаете, незначительный срок. Столь незначительный, что
его даже нельзя сопоставить с тем, сколько по времени формиро-
валась наша эмоциональная сфера. А ведь, в отличие от знаний
в голове, мы рождаемся, уже обладая ею. И этой сфере много
сотен или даже тысяч лет. Мы наследуем ее вместе с ее древнейшей
историей, которая не была историей случайностей, исключений
и нелепостей, а имела свои законы и давала людям возможность
лучше понять это мир. Позволяла более точно и избирательно
реагировать на него.
Впоследствии человек научился уже не просто правильно реа-
гировать, но и осознавать свои реакции и даже управлять ими.
И мозг — его рациональная часть — в ситуации выбора нам нужен
в первую очередь именно для того, чтобы анализировать чувства,
осознавать их. И в случае необходимости непременно учитывать
эту информацию.
И даже если мы возьмем современные исследования по всеми
уважаемой теме лидерства в любой сфере — бизнеса или спорта,
политики или духовного наставничества, — мы увидим, что вы-
воды везде получаются одинаковыми.
Лидер — человек с высокоразвитым EQ (эмоциональным интел-
лектом), состоящим из девятнадцати развиваемых компетенций
(качеств). И базовой среди них является доверие к собственной
интуиции, то есть способность понимать свои чувства и созна-
вать то влияние, которое они на нас оказывают. И тогда доверие
к своей интуиции оказывается не более чем признанием наличия
у нас эмоциональной сферы, пониманием ее действия и законов.
Мы допускаем ее мудрость, осознаем масштаб и важность и по-
нимаем историю ее развития в сравнении с историей накопления
знаний в нашей голове. Приходит понимание и принятие того, что
чувства не могут врать, — в отличие от мыслительных заключе-
ний, каждое из которых всегда может быть опровергнуто другим,
более изощренным.
И хороший контакт с самим собой, умение слушать и пони-
мать себя, свой внутренний голос — единственная гарантия того,
что вы на верном пути. Ведь, как сказано выше, люди ищут не де-
нег и славы. Не большой квартиры и дорогой машины. Они ищут
счастья. То есть человек хочет ощутить переживание, которое
последует за тем фактом, что машина/квартира/обеспеченная
жизнь/власть у нас появились. Они — лишь оболочка, придуман-
ное нами условие, гарант того, что мы сможем пережить то самое
чувство счастья!
Поэтому не стоит все усложнять. Не нужно подменять вы-
бор умными моделями, математическими расчетами, условиями
и предметами. Мы можем заплутать на пути к себе, сворачивая
на боковые тропинки, ведущие к красивым и дорогим вещам или
высокому социальному статусу. Или можем просто заменить эту
цель на другую: к примеру, стать наиболее квалифицированным
экспертом, с научной позиции доказывающим, почему то или
иное делать не следует.
Второй символ выбора, запечатленный в традиционных сказ-
ках, касается описания этих трех дорог. Информация, которую
получает герой на развилке про каждую из дорог, на первый
взгляд звучит просто ужасно. Если не брать в расчет незначи-
тельную фольклорную вариативность, суть примерно такова:
«Направо пойдешь — коня потеряешь. Прямо пойдешь — себя
потеряешь. Налево пойдешь — всем погибель будет». Нормаль-
ный такой выбор. Но, надо признать, честный.
Конечно, Иван-царевич спрашивает у сидящего на камне
ворона о том, куда поехали его братья. И получает уже знакомый
нам ответ: «А братья твои прочь повернули!» То есть выбор они
делать не стали, сбежали от него. И если мы движемся дальше,
а не уходим прочь, то давайте разбираться с этими посланиями.
А мне они, надо сказать, весьма симпатичны. Иногда ис-
кренне хочется, чтобы взрослые люди внимательно перечитали
некоторые детские сказки. Потому что на практике я все время
сталкиваюсь примерно со следующей ситуацией.
Человек делает выбор. Он находит много подтверждений вы-
бранному варианту, снабжает его длинным списком плюсов. При
этом, оценивая другие варианты, — другие дороги, идущие от
развилки, — он приписывает им такой же длинный список ми-
нусов. И когда оба списка готовы, получается, что один состоит
из очевидных преимуществ одной дороги, другой — из минусов
остальных путей. И герой делает выбор.
Здесь имеет место некая психологическая подтасовка, которая
рано или поздно становится очевидной. И человек остается один
на один с тем, что в выбранном им варианте оказалось множество
неучтенных и непрогнозируемых на этапе выбора минусов. Тог-
да как отвергнутые пути-дороги имели неочевидные в ситуации
выбора плюсы. И тогда мы сталкиваемся не только с отрица-
тельными последствиями сделанного выбора, но и сожалеем об
упущенных возможностях других вариантов. Печально, не так ли?
Но в сказке ясно говорится: каждая дорога имеет минусы.
И точка. Каждая дорога — потеря. Это надо понимать очень четко.
Если, конечно, мы и вправду выбираем, а не ждем, что «приле-
тит вдруг волшебник в голубом вертолете» и волшебным образом
уберет из нашей жизни все, что нам не нравится, и даст все, о чем
мечталось, просто так. В этом и заключается драматургия выбора.
Выбора партнера, профессии, места работы и проживания. И во-
прос верности своему выбору. До тех пор, пока не настанет черед
следующего выбора.
На самом деле, мы осуществляем выбор не между хорошим
и плохим или важным и не важным. Тогда это и не выбор вовсе —
а что тут выбирать-то? Выбор всегда происходит между очень
важным и… очень важным. Причем чего-то одного очень важ-
ного в жизни не будет. А все остальное к выбору отношения
не имеет.
И это самая опасная с точки зрения выбора и наиболее ярко
проиллюстрированная в сказке ситуация.
Ведь на развилке, кроме трех дорог, правдивого описания по-
терь и советов в;рона о том, что выбора можно избежать, если
осознанно повернуть назад, имеется еще один важный символ.
Это камень. Камень с надписью обо всех горестях на всех доро-
гах важен не только предупреждением о том, что любой выбор
обернется потерей. В самом камне, как в сказочном объекте,
заложен огромный смысл. Ведь были и есть те, кто повернул назад.
Они свой выбор сделали, и не будем оценивать его качество,
а оценим сам факт наличия выбора. За то, что выбор сделан, —
пятерка! Это встречается очень часто. И не всегда люди, разво-
рачивающие коней, по характеристикам идентичны сказочным
персонажам.
Например, мужчина в возрасте за тридцать рассказывает, что
свою способность зарабатывать он оценивает низко. Задаем во-
прос: «А что ты делал вместо этого?» Если твоя цель — заработок,
то, надо признать честно, — она довольно проста. Вот воспитать
хороших детей — сложно. Выстроить прекрасные отношения —
сложнее некуда! Но цель заработать — куда более простая, чем
большинство других. На этом пути всегда есть три дороги. Вы-
бирай и шагай! Потери будут, но заработаешь ты с высокой
вероятностью. С намного более высокой, чем, скажем, напишешь
хорошую книгу. И если мужчина неглуп, образован, физически
здоров, обладает хотя бы средними способностями и не стремит-
ся заработать «еще вчера», значит, вместо денег он делал что-то
другое. С этой развилки он повернул не в их сторону, сделал
какой-то другой выбор. И тут надо разбираться, какой.
В описываемой ситуации тот мужчина ответил: «У меня двое
сыновей. И даже живя в провинции, где возможностей зара-
ботать несколько меньше, я мог взять вторую работу и вечером
идти на нее. Или же найти более высокооплачиваемую должность
с большим количеством командировок. Но я шел домой. Играл
с ребятами в футбол, ковырялся вместе с ними в машине, зимой
катался на лыжах, читал им книги…»
Отлично! Вот и искомый ответ — ты просто выбрал быть
хорошим отцом для своих сыновей. И теперь прими свой выбор.
Да, ты решил быть хорошим папой со скромным доходом.
Ты сделал так, как внутренне считал правильным. И даже если
сейчас ты сожалеешь о преимуществах других вариантов, кото-
рые тогда предлагала жизнь, просто прими то, что ты выбирал
каждый день, как лучшее. Или ищи другое решение.
Бывают и другие ситуации.
На тренинг по развитию управленческих компетенций, пред-
назначенный для молодых руководителей, пришел молодой
мужчина тридцати лет. Говорит, что сейчас он пока еще не руково-
дит, но очень хочет. На вопрос, как давно он этого хочет, отвечает,
что вот прям с института. На вопрос, а что он делал вместо это-
го, отвечает, что работал специалистом. А на вопрос, что им уже
сделано для того, чтобы стать руководителем, отвечает: «Вот, на
тренинг пришел». Сейчас. Когда ему уже тридцать. Конечно, очень
хотелось сказать ему: «Не поможет!»
Т. е. мой однодневный тренинг стал единственным событием
за десять лет, выбранным им (да даже не им — работодатель
сделал это за него), чтобы стать руководителем. И это не поможет
ему стать руководителем, если только он не уяснит для себя, какую
роль в сказке играет камень. Потому что он и есть этот камень!
Этот мужчина пришел к развилке и простоял на ней десять лет,
ничего не делая. И окаменел, так и не сделав выбор. Ожидая, что
кто-то сделает это за него. Что кто-то заметит, продвинет, нау-
чит… Он не сделал и шага ни по одной из дорог.
Правда, счастье в том, что все мы находимся в сказке. Правда-
правда! И камни здесь тоже оживают. И ожить они могут в любое
время: то есть в любом возрасте не поздно сделать любой выбор.
Надо только сделать его, а значит, начать действовать. И я точно
знаю — результат будет!
В сорок пять лет я занялась триатлоном, а до этого не имела
какого-либо спортивного или даже физкультурного опыта,
не умела ничего ни в одном из трех видов спорта, составляю-
щих эту дисциплину. А в сорок девять я прошла одну из самых
сложных в мире гонок на выносливость в этом виде спорта —
Swissman и стала первой в России среди женщин, кто преодолел
эту дистанцию. В этом же возрасте я выиграла соревнования
Ironman 70.3 Lanzarote, отобравшись на чемпионат мира.
Я просто действовала. И я знаю — чудом это точно не было.
Про то, как избежать этой ловушки и не стать камнем, скажу
еще только одно: «Живи прямо сейчас так, будто выбор уже
сделан. И будь верен ему!»
У описанной ситуации много сторон, и примеров можно
привести множество. Я бы даже сказала, что б;льшая часть тех
случаев, когда человек неэффективен по жизни, как раз про это.
Про невыбор. Про его избегание. Про окаменение. Окаменение
психологическое.
Допустим, человеку не нравится его работа. Но он каждый
день приходит туда и проживает там по восемь-десять часов
своей единственной жизни. И все это время он ее не любит.
То есть вместо того, чтобы сделать выбор, — принять сущес-
твующую ситуацию (и неважно, какую: свою страну, работу,
место жительства, окружающих людей, школу своего ребенка
и так далее), или выбрать что-то другое, поменять жизнь — мы
застреваем в роли жертвы.
Да, нам что-то не нравится. И мы не выбираем то, что не
нравится, — мы просто там оказались и существуем. И мы его
не любим, боремся с ним, всем на него жалуемся — сюда и уходит
наша жизненная энергия.
При этом ничего другого мы тоже не выбираем. Всё так же
жалуемся всем и вся, что в выборе мы, якобы, ограничены:
«Если бы я мог… Но обстоятельства, понимаешь, сильнее!»
А жизнь-то проходит.
И мы живем в страшной усталости от этой борьбы. Живем
жизнью, которая нас не устраивает, которую мы не принимаем
и не меняем, а просто ругаем, жалуемся и находимся в состоянии
непрерывной войны с ней.
Это действительно крайне распространенный сценарий со
своими законами. И если бы все было не так, то принцип «Если
выбрал — просто прими и живи этим, а если не выбрал — найди
себе то, что тебе по душе» всегда бы работал.
Будучи в должности руководителя, я могла добиться лучшей
эффективности работы — как в плане результатов, так и в плане
отношения сотрудников к работе — только тогда, когда доноси-
ла до них простую мысль: «Ты сегодня уже пришел на эту работу.
И пробудешь здесь минимум восемь часов. И это не срок, который
ты отбываешь, после которого начнется твоя настоящая жизнь.
Это и есть жизнь. Это восемь часов твоей жизни. Проживи их
так, чтобы они были достойны тебя. Ты каждый день проживаешь
свою жизнь. И этих дней не так уж много. Не так, как кажется в
твои двадцать лет. И если ты будешь стремиться прожить каждый
день так, чтобы потом не было стыдно перед твоими будущими
биографами, начни прямо сейчас! Пусть этот день будет образцом
лучшего тебя. Или уходи. И прямо сейчас иди и выбери то, что
тебе по душе, то, чему ты будешь предан. То, чему ты будешь готов
отдаться полностью, а не на 20%».


Рецензии