Таланту Н. П. Задорнова. Как с чертями воевать?

/Роман «Амур-батюшка» рассказывает о прошлом Приамурья, о тяжелых условиях жизни крестьян-переселенцев в 60-70-е годы XIX века, об освоении ими дикой природы края и, конечно, о дружбе с местными народами, без которой невозможно было бы выжить на новом месте. В 1952 году роман был отмечен Государственной премией СССР./

– Спокойно не живётся?
– Улугу ответил: Нет!
– На русских и русским же жалуешься? – молвил Федя.
   Улугу не получил ответ.
   Уральцы были ему соседи, к ним уже все привыкли, с ними можно дружить
и они, по убеждению Улугу, не считались теми русскими, которые мешали жить.
    – У нас бога нету, что ли? Чё наш бог худой? – вдруг с обидой обратился Улугу к деду.
– Бог на небе живёт, – ответил дед, - всё видит, ему каждый рад.
– Наса маленький бубен играли, ево всё равно слышит.
– Бог-то всё слышит, – с угрозой отвечал дед Кондрат.
– Конесно, бог один.
– Бубном - чертей гонять, а не богу молиться, – сказал Федя.
– Всё равно, - подхватил Силин, - колокол тоже помогает. У-у, черти колокола боятся, ка-ак ударит –
и враз чертей отбивает.
Они, знаешь, черти эти, на приступ лезут, человечью душу схватить,
а он их - как крупной дробью. Заметь, стало почище у вас на озере-то жить!

____
Николай Павлович Задорнов. Амур-батюшка. Книга первая. Глава 42 (отрывок)
– Спокойно не живется?
– Нет!
– На русских и русским же жалуешься, – молвил Федя.
Улугу не ответил.
Уральцы были ему соседи, к ним уже все привыкли, и они, по убеждению Улугу, не считались теми русскими, которые мешали жить.
– У нас бога нету, что ли? Чё наш бог худой? – вдруг с обидой обратился Улугу к деду.
– Бог на небе живет!
– Наса маленький бубен играли, ево все равно слышит.
– Бог-то всё слышит, – с угрозой отвечал дед Кондрат.
– Конесно, бог один.
– Бубном чертей гонять, а не богу молиться, – сказал Федя.
– Всё равно! Колокол тоже помогает, – подхватил Силин. – У-у, черти колокола боятся, ка-ак ударит – и враз чертей отбивает. Они, знаешь, черти эти, на приступ лезут, человечью душу схватить, а он их как крупной дробью. Вот заметь, парень, стало почище у вас на озере.
_________
   Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь (за начало реки принято считать восточную оконечность острова Безумный). Высота истока - 304 м над уровнем моря. Длина реки - 2824 километров от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Амурский лиман.
   Наименование реки произошло от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы амар, дамур — «большая река». Китайцы называли Амур «Хэйхэ»  — «чёрная река», затем «Хэйлунцзян» —  «Река чёрного дракона». Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. Победитель остался жить на дне реки в районе Хинганских щёк, что на границе Амурской и Еврейской автономной областей. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона.
«Хвост» Чёрного Дракона находится в степях Монголии и Даурии, «туловище» лежит в четырёх российских регионах и в одной китайской провинции. Две левые «лапы» дотягиваются до самого Станового хребта, где берут начало притоки Амура — Зея и Бурея, а две правые «лапы» — притоки Сунгари и Уссури — в Китае и в Приморье. «Голова» Дракона упирается в Охотское море, и он «пьёт воду» Татарского пролива. Длина «тела» Чёрного Дракона от «хвоста» до «головы» — более 4500 км, а площадь его (бассейн Амура) достигает 1,8 млн кв. км.
У монголов Амур назывался «Амур Хара-Мурэн» — «чёрная широкая река». По-маньчжурски река называется «сахалиян ула», где сахалиян означает «чёрный», а ула — «вода». Собственно река Амур начинается после слияния рек Шилки — «узкая долина» по-эвенкийски и Аргунь — «широкий» (ергунь) в переводе с монгольского.


Рецензии