Тревожный месяц февраль...

Февраль – месяц бесноватый, то морозами одарит жителей средней полосы, то метелями. В ту, предвесеннюю ночь Геннадию спалось тревожно – будильник на тумбочке чеканил секунды, оставшиеся до суматошного перезвона. Проснулся он чуть раньше – минут за двадцать, так в подсознании срабатывает некий механизм пробуждения, настроенный на конкретное время. Стараясь не тревожить спящего соседа по комнате, Бурцев отключил суматошный звонок, наскоро умылся в бытовке и одевшись, вышел на улицу. Колючая метелица змеилась вдоль дороги, общежитие находилось недалеко от дежурки локомотивного депо, где Геннадий работал машинистом тепловоза. Дежурный по депо сходу его "обрадовал" : - Бурцев ! Помощника твоего я спровадил на "горящую" точку отправления, теперь – жди, вызвали другого, из резерва … Через полчаса объявился и помощник – скуластый паренёк в спортивной шапчонке, с которым Геннадий Иванович пройдя медкомиссию, принял тепловоз и вскоре отправился из нечётного парка, с поездом ульяновского назначения. За окнами промелькнули две станции, следуя по мосту через Волгу, машинист вдруг вспомнил, что сегодня – День Советской Армии и Военно – Морского флота, он хотел спросить у напарника, довелось ли тому носить армейские погоны и "драить" полы в казарме, но впереди загорелись два жёлтых огня на входном светофоре и женский голос предупредил по радиосвязи – поезд номер 2807 принимается на первый боковой путь, на стоянку. Под тревожные свистки локомотивной сигнализации, машинист отточенными действиями остановил многотонный состав метров за тридцать до "выходного" светофора и взялся оформлять маршрутный лист. Помощник же, соскочив на землю, стал осматривать ходовую часть локомотива, подсвечивая фонариком и постукивая молоточком по бандажам колёсных пар и узлам механических креплений.

Вскоре зажглась комбинация огней на выходном светофоре и сипловатый голос дежурной объявил, что поезду 2807 разрешается отравление с первого пути станции на перегон. Геннадий, получив подтверждение от помощника о наличии разрешающего показания светофора, плавным набором позиций контроллера привёл в движение тяжелую громадину поезда, по направлению чётной горловины станции, за которой пролегал однопутный участок ульяновского хода. В то же самое время, с двухпутного московского направления к роковой точке приближался одиночный локомотив – толкач, управлял им (как оказалось, уже не управлял) машинист Иван Удотов, отключивший без ведома и приказа поездного диспетчера неисправную автоматическую локомотивную сигнализацию, призванную дублировать показания светофоров и постоянно проверять тревожными свистками* бдительность локотивной бригады. Но – заснули на подходе к станции и машинист, и помощник. Тепловоз разогнался до скорости свыше семидесяти километров и проскочил входной светофор, горящий красным огнём. Напрасно захлёбывалась тревожной нотой по радиосвязи дежурная по станции Свияжск, пытаясь "достучаться" до спящего машиниста, грохотал в динамиках голос поездного диспетчера Ильина, всё – зря. Геннадий Иванович не сразу понял приближение трагедии, да и времени на это почти не было, резкой вспышкой ослепил сознание прожектор толкача, следом – чудовищный скрежет металла, он за секунду до удара успел приподняться с кресла и сделать шаг влево. Видимо, этот шаг в сторону оказался спасительным, далее – острая боль, ощущение полёта и … тишина.

Бурцев не скоро узнал о гибели машиниста Удотова и обеих помощников, а сам он – от удара перелетел сквозь два оконных и один дверной проём, оказавшись в в дизельном помещении толкача, откуда его извлекали с помощью газорезочного аппарата. Лечение было долгим и мучительным, Геннадий испытал на себе множество болезненных процедур, препаратов, а в провальных, полуобморочных снах являлись к нему видением и паренёк в шапчонке, и машинист злополучного толкача, и его помощник. Они жестами пытались что-то объяснить, но понять их было невозможно сквозь вспышки прожекторов, скрежет металла и брызги огней газорезки команды спасателей. Однако, время – лечит и Геннадий Бурцев постепенно восстанавливался, на момент трагедии он только что "разменял" четвёртый десяток. Через несколько лет его снова допустили к управлению локомотивом, правда только для маневровой работы, где он и "дошагал" до пенсионного возраста. Довелось мне однажды встретиться с Геннадием в больничной палате, с вопросами я не приставал, историю его злоключений представлял, поскольку работали мы в одной системе. Некоторые подробности событий той февральской ночи он поведал мне сам, в минуты откровения. Крепкий парень ростом под метр - девяносто, читал газеты и книги, рассуждал здраво на любые темы – вполне обычный человек, только прошедший все круги ада ещё при этой жизни …

Необъяснимое : Одного помощника машиниста - судьба пощадила и отправила в противоположном направлении; она же - позвала в последний путь другого парнишку; если бы машинист поторопился при отправлении, или чуть затянулся - неуправляемый тепловоз мог ударить в вагоны, либо проскочить "горловину" станции раньше; погибший машинист мог запросить приказ на отключение неисправного устройства, тогда диспетчеру "светил" бы срок - лет на пятнадцать ...

                1977 год


*- Кроме дублирования сигналов светофоров, устройство периодически издает резкий свист и если не нажать в ответ "рукоятку бдительности", произойдёт экстренное торможение. Однако, машинист без согласования с диспетчером отключил аппарат, цена - три жизни ...


18.08.18 г.             6:43            


Рецензии