Гусли

«Исследователи, изучающие историю православия на Руси, обнаруживают необъяснимый феномен — негативное отношение церкви к традиционному славянскому музыкальному инструменту, к гуслям. Вот например из  12-го века: проповедник Кирилл Туровский грозит муками тем «кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». в требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: «ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?». Игумен Памфил ругал псковичей за то, что «они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным». Исторические документы показывают, что во времена Романова Алексея Михайловича гусли изымались у населения возами и жглись на кострах. Почему так не ясно? Так получилось, что за рубежом символом русской народной инструментальной музыки является балалайка. Балалайка инструмент очень яркий и хороший , но легкомысленный. В русских же сказках очень трудно найти что-нибудь про балалайку. Она безусловно встречается повсеместно в нашей фольклорной традиции, но в пляске или танце она свободно заменяется любым другим подходящим инструментом. Невозможно отыскать даже намёк на то, что балалайка в славянской мифологии является или являлась каким бы то ни было символом. Балалайка  —  символ веселья и праздности. Балалайка — это очень хороший (особенно в умелых руках) и самобытный русский народный инструмент, балалайка, безусловно, характерный атрибут традиционного праздника и веселия, однако в качестве символа русской национальной музыкальной традиции она явно сейчас занимает не своё место. Совсем другое дело — гусли. Гусли укоренены в русской истории и мифологии, они зарождаются вместе нашими преданиями и одновременно с нашей историей. Легендами о гуслях пронизана вся русская мифология. В славянских языках остались следы представлений о гуслях как об инструменте, связанном с чудом, волшебством, чародейством: «Язык немедленно указывает и на ближайший круг значений, соотносимых с гуслями: польск. gusla — «колдовать», guslarz и guslarka — «колдун», «колдунья», луж. gusslowasch — «языческий обряд, жертва, колдовать», gusslowar — «колдун», сюда же примыкает и литовское goslus — «чародейство». Стоит отметить, что связь гуслей с колдовством на языковом уровне прослеживается лишь у западных славян в ареале Балтийского моря». Иными словами, в очень далёкие времена гусли уже были не просто музыкальным инструментом, а инструментом священным, связанным с ранней натурфилософией и духовными исканиями древних мыслителей.»

Читать подробнее на: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/russkie-gusli.html .

--------------------

Объясняется все это достаточно просто.

Сколько на современный миллионный город есть оркестровых залов, театров? Не один, не два, разумеется, но это современный мир, где искусство имеет важное культурологическое фундаментирование, социально взвешенную значимость, и что более примечательно, рациональную форму.
В противовес высокой культуре, классической музыке, имеется и т.н. «попса», «тяжелый рок», «эстрада», и это так же необходимые для культурного развития, в основном в рамках молодежных движений, формы, только имеющие некое переходное состояние, хотя и есть понятие, например, «классический рок». Но классическая музыка весома именно на уровне высоких конструктивов цивилизации, она действительно претендует на «строителя будущего», в одном ряду с наукой, искусством, религией, философией, предпринимательством и т.д. — с максимальным охватом жизненно важных ориентиров цивилизованного роста. Рок, в музыке, это инструмент «простукивания» тенденций. И это все так же важно, но ведь так же ясно, что «всему свое место».
Стонуще-визжащая толпа молодежи, даже подростков фактически, на концерте под звуки тяжелого рока (или попсы), может вызывать беспокойство общества, а духовные структуры общества, т.е. церковь, тем паче реагируют особенно живо. Но во всем есть своя мера и аспект окультуривания, посему, даже самый «забойный» рок-концерт не обязательно должен выглядеть шокирующе для прогрессивного и культурно развитого общества. Надо понимать, что во многих сферах жизнь экспериментирует, и большей частью именно в лице молодежных движений, главное, как мы понимаем — культура. Тогда вопросов нет. Но если течение принимает громоздкую, аляповатую, и плюс к этому доминирующую общественно форму, то социум от сего напрягается. И прежде всего внимание на такое обращает церковь.

Правда заключается в том, что сразу после крещения Руси и далее, церкви не было никакой нужды или надобности «преследовать гусли». Более того (!) известно как церковь сама же ставит «на службу Господу» музыку, причем, выискивая для этого наиболее ортодоксальные, исторически и нравственно значительные варианты, такие как орган, например. То есть, получается, гусли и мастерство гусляров было нужно самой церкви...
Мысль же, что культура этого великолепного музицирования с песнями и преданиями, мешала церкви «завоевывать позиции» не выдерживает критики: у гуслей и у церкви различные совсем социальные платформы, они не состыкуются чтобы мешать друг другу. Все равно как утверждать,  что частый звук клаксона автомобиля мешает работать полицейскому-регулировщику.

Ответ кроется в том нюансе, который был показан в начале статьи: культурная доминанта. Либо она облагораживает, будучи утонченной и нравственной, либо, грубая и плохосформированная, ведет к общественной деградации, оказывая психоментальное влияние.

Культура гуслей была развита на Руси очень сильно и, что примечательно, высоко, наподобие как ныне развита культура классической музыки (которую даже пытаются повторять в формате рока). Культура эта развивалась веками, если не тысячелетиями. Соответственно, как сегодня человек не мыслит себя без телефона, так русич времен крещения Руси... не мыслил бытие без гуслей.
Откуда мы это знаем или понимаем?
Отсюда: «Исторические документы показывают, что во времена Романова Алексея Михайловича гусли изымались у населения возами и жглись на кострах.»
Мы читаем: ВОЗАМИ.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ.

Конечно, можно представить, что в некий населенный пункт, типа города, свозятся за много верст из других таких городов возами гусли. Но скорее всего, из-за затрудненной коммуникации в то время, есть смысл подразумевать, что «возами», во время акции «чистки» собирали... из одного н/п. Потом из другого. Тоже возами. Вот об этом и сказано в древних документах.

«Точная численность населения Древней Руси неизвестна. Согласно оценкам историка Вернадского, общая численность населения составляла 7,5 миллионов человек, из которых 1 миллион проживал в городах, число которых ко времени татаро-монгольского нашествия достигало 300». Википедия.

/Округлим/ до 1000 число жителей в некоем городе (где-то было больше, где-то меньше; а миллион поделить на триста это порядка трех тысяч).
Сколько оркестровых инструментов, именно тех, с помощью которых создается массовая культура на концертах классической музыки, есть в миллионном городе? Мы наберем воз, наверняка, даже целый вагон, тем более что один контрабас места займет не мало.

И вот в этом сравнении возможно представить как сильно было развитие культуры гуслей в Древней Руси.
Гусли были чуть ли не в каждой семье. Мастерство гусляров было доступно для освоения и широко распространялось. Если представить, что в каждом современном дворе многоэтажки есть свой виртуоз-гитарист, то... в древности на Руси в такой «двор» сходились под вечер чуть ли не из каждой «квартиры» неся гусли, садясь в большой круг (или как-то еще)... и начиная концерт.
Стоит послушать современного профессионала-гусляра, дабы смочь представить... ЧТО это был за КОНЦЕРТ.

Слушатели «падали в обморок», то есть... ими овладевало нечто... слишком чрезмерное для чувств и разума, которое... и опьяняло, и возвышало, и воздвигало на волну самых необъятных рассудком мистерий. Наверное, современный слушатель в концертном зале от такой (небесной) симфонии не плакал бы, а — безостановочно и с надрывом рыдал — если особо впечатлителен.

И только нарождающаяся русская церковь того времени, глядя на это, видимо, склонна была полагать то же самое, что полагает современное культурное и прогрессивное общество... глядя на визг и сумбурное поведение молодежной толпы на рок-концертах. Не смотря на то, что культура гуслярной музыки была, конечно же, высока. /Музыка богов/...

Но во всем важна мера. Практика увлеченности такой... избыточной феерией прекраснейшей музыки в явном «передозе» возвышенных на слух вибраций, могла поколебать целевой ход развития русского народа, пошатнуть, исказить. Церковь призывала чувствовать прежде всего сердцем: самой глубокой и тонкой струной разума... а не взъерошенными, вздыбленными чувствами неуемной «прекрасности».
Народ впадал «в прелесть» и прогрессивные умами люди Руси, осознавая проблему, взялись ее решить.

Дело, скорее всего, вообще не в крещении Руси, наиболее вероятно то, что «проблема сборищ музыкальных» была подмечена уже давно, только вот путей решения не было. Да и осмыслить (происходящее) толком никто не мог, да недосуг было (князьям).

Однако, все это прежде всего говорит о мощи культурно-нравственного развития определенного народа.

Однако, у всех народов мира свои, исключительные, особенности и примечательности.

А церковь... Прежде чем осуждать и ругать, следует глубже и вдумчивее взвешивать проблематику. Либо не спешить высказываться. А не то вон есть сентенция анекдотичного формата: «если бы ты молчал, то остался бы философом».
Сказано мудро, хотя и «с избытком смысла». Но такова жизнь...


Как возник струнный инструмент?
Охотники-кроманьонцы проверяли таким образом «игру тетивы» для стрелкового лука. В этом определении («игра тетивы») слишком много смыслов, чтобы их было возможно так просто понять (и не поймем). Проверялась и прочность, и натяжение, и особая упругость... — на звук: опытным слухом старого охотника, мастера стрелковых орудий.

Это приспособление выглядело как инструмент в нашем понимании.

«Археологические раскопки и сохранившиеся письменные источники свидетельствуют, что луки, бывшие в употреблении у славян, а также у арабов, персов, турок, монголо-татар и других народов Востока, значительно превосходили западноевропейские — скандинавские, немецкие, английские и иные — как по уровню своего технического совершенства, так и по боевой эффективности.»
http://rusdarpa.ru/?p=363


Рецензии