Переменная облачность

Фото: Я у себя дома. Москва. 2017                Ирина Ракша

                ПЕРЕМЕННАЯ   ОБЛАЧНОСТЬ

                (Кое-что из дневников)

                Х   Х  Х

23.11.2017.   Порой от неопытных пишущих слышишь самодовольно-уверенное: « Хочу вас порадовать. Написалось буквально с первого раза». Но я не радуюсь, я сразу печалюсь. И сказать хочется - окстись. Ведь истинный писатель начинается только тогда, когда начинает переписывать, сокращать, дорабатывать свой текст. А если он не видит своих изъянов, несовершенств – надо оставить перо и плакать, а не радоваться, тем более не гордиться. К идеалу путь бесконечен, как к горизонту. Даже Толстой свои рукописные тексты марал, переписывал по 7-8 раз. А пушкинские черновики  сплошь «грязные»–сплошь перечеркнуты, переписаны и закапаны. Чернилами ли? Или слезами?
Да, русский язык упоителен. Но и взыскателен. А уж упоителен, как ни один другой. Поверьте мне.
 
                Х   Х   Х

Наверное я умею чувствовать. Нынче это всё чаще называют эмпатией. Чувство и в творчестве первично. Это не мои «хотелки». Это от Бога. И когда я пишу свою прозу, ищу слОво, словА, я подтягиваю свое писательское словесное мастерство до уровня первоначального чувства. (В конкретном сюжете) Чтобы моё словесное мастерство там  Наверху, на высоте слилось с уровнем  чувства воедино. Вот тогда и достигается в тексте гармония. Слово стало как бы оплодотворено. Или чувство оплодотворило словом, и слилось с ним. И Слово стало теперь полноценным. В нем родилась, закрепилась, затрепетала жизнь. Родилась живая Душа.

                Х   Х   Х

Там за рекою лошади бредут,
Они на том, а я на этом берегу.
И книгу мудрую я медленно листаю.
А по траве, и по страницам – тут
Так медленно они переступают.
И гаснет день…
Закат, прохлада, тень…

         (Деревня Шишкино-Лужки.
          Высокий берег верхней Волги.
              Начало 80-х годов, ХХ век.)
                Х   Х   Х

Мы летим, летим, летим...
Что внизу так много значит
Сверху выглядит иначе.
Ничего вверху не значит.
Мы летим, летим, летим.
      (Как правильно и хорошо).

                Х Х Х

Он бросил её открытку (ядовитый глянец южного моря и солнца) в ящик стола, как нечто приносящее сердцу боль и страдание. (Вставить в рассказ «Окно в океан»).

                Х Х Х

Мое назидание всем, берущимся за перо: писать – трудно, а хорошо писать убийственно трудно… И ещё вновь напомню – если можешь не писать – не пиши.

                Х   Х   Х

Белый генерал Н.В. Скоблин в 1937-ом был уверен, что его в самолете хотят (как обещал ему генерал КГБ Павел Судоплаптов) доставить из Парижа в революционную Испанию – помогать мятежным испанским  революционерам в борьбе с фашизмом, в борьбе с Франко. И где он мог бы встретить русских. Однако, КГБ и лично Павел Судоплатов должен был его ликвидировать. И Николая Скоблина, мужа моей бабушки Надежды Плевицкой выбросили из летящего в ночи самолета. Предварительно сорвав с пальца (и предъявив в доказательство) золотое фамильное кольцо-талисман с инициалами «Н.В.» (Надежда Васильевна Винникова (Плевицкая), была  в неведении, оставленная дома в Париже,(Затем она была арестована, как якобы соучастница, и во французской тюрьме отравлена)  Да и его инициалы были тоже «Н.В.», Николай Владимирович) Так погиб военоначальник белый генерал Николай Владимирович  СкоблИн, кавалер орденов святого Геогрия, никогда не изменявший своей присяге, своей чести, своей Родине. Будь она красная или белая.
   PS
   Сейчас (по прошествии 70 лет) наконец для широкого доступа открыты архивы. И вскрылась истина. Правда. Наконец стало известно кто и как "похитил" и погубил руководителя РОВС в Париже. Фамидия этого советского опера-невозвращенца - ШПИГЕЛЬГЛАС. А псевдоним, то есть кличка - ДУГЛАС. Это он, Дуглас      организовал и осуществил похищение генерала Евгения Миллера из Парижа. А подставлен был (по сценарию и подсказке опытного сексота Павла Судоплатова - помошник Миллера, тоже эмигрант,  генерал Николай Скоблин и его жена певица Надежда Плевицкая). Миллера же, усыплённого хлороформом, в деревянном ящике доставили в порт на судно, отходящее в СССР. И уже там на Лубянке, после многих допросов, он был расстрелян. Но и Дуглас пережил Миллера всего на пару месяцев, Тело его со следами пуль было обнаружено в лесу в Швейцарии. Павел же Судоплатов за удачную операцию по разгрому парижского РОВС (Русского обще-воинского Союза) и уничтожению его руководства был в Москве удостоен звания генерала. 
                Х   Х   Х

«Блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою»
                А.С. Пушкин

                Х   Х   Х

Мой девиз. Благодарить и прощать. Это трудно. К этому не сразу приходишь И ещё -никогда никого не стоит обвинять. Жизнь так переменчива. Да и с годами познала главное – Господь все управит.

Своих проблем ни на кого не вешаю, Мне никто ничего не должен, ничем не обязан.
 А вот я сама и должна, и обязана. И потому всю жизнь что-то делаю, исполняю и созидаю. («Помирай, а хлеб сей»). И личных «хотелок» у меня уже давно никаких нет. Просто  уже устала. И помудрела.

                Х   Х   Х

Чужое мнение обо мне  меня давно уже не интересует… Вернее, почти не интересует.

                Х   Х  Х

Помню (была малышкой) когда, вернувшись с войны, мой папа-танкист (заслуживший и ордена и медали) с опаской, с оглядкой, тихо, но уважительно рассказывал маме и гостям – фронтовым друзьям, посетившим наш дом в Останкино, какое страшное оружие стали применять гитлеровцы в конце войны против наших танков. Это были знаменитые Faust – патроны. И даже показывал, как фашисты из них стреляли, положив эту ракету с длинным «хвостом» себе на  плечо. Оружие было смертоносное, страшное, убойное. Много друзей отца погибло. Много наших танков сгорело. Но война была  уже почти окончена. Гитлер с этими fausta-ми опоздал на несколько месяцев (Разговаривали при мне, и я малышка, все это навсегда «в картинках» запомнила. И офицеров всех за столом в военной форме с "золотыми" пагонами, орденами - летчиков, пехотинцев, разведку. И маму у пианино.). Потом, когда все расходились, мама ругала папу за язык, за эти откровения. Боялись ареста. Но пронесло. На папу никто не донёс.
               
                Х   Х  Х

18.10.2017

Есть проза написанная, а есть проза– рожденная. Это  разные прозы. Совсем разные.
А порой бывает и так – начинаешь писать, например,  рассказ и вдруг постепенно он начинает как бы рождаться сам собой. Как дитя. И вот наконец, дитя твоё рождено, оно на свободе, но само задышало.. Однако, все равно потом, потом, налюбовавшись, нарадовавшись новорожденному приходится все же доводить его до ума. Приходится и помыть его, и протереть, и причесать, и пригладить, и уж потом, потом…поцеловать. Нарадоваться ему вдосталь. Нацеловаться.

20.10.2017
Делая кому-то мирские подарки или даря храму лепту – лепточку, отдавая ее батюшкам, я всегда радуюсь многократно больше, чем сама получая подарок. И так, насколько помню себя, было всегда, с детства. Очень любила делать подарки. Порой заранее продумывая, готовила их или покупала. И даря, всегда испытывала ликование души. Особенно, если видела взаимную радость. А если её, взаимной радости не было -– огорчалась…Порою до слёз. А ведь это не хорошо, это  искушение…И всё же всегда очень хотелось видеть на лице человека радость или, хотя бы улыбку, Не ради благодарности. А ради взаимного сострадания, сочуствия, соучастия в радости. ,Это так хорошо душе…Но только потом узнала, что все люди разные. И ждать не надо взаимности. «Пусть правая рука не знает, что делает левая».

2017 октябрь

Любовь – это не вещь в себе, или для себя. Иначе это не любовь. Любовь обязательно должна на что-нибудь или на кого-нибудь изливаться, кого-то одарять, одаривать!
Об этом когда-то хорошо написала поэтесса Маргарита Алигер, с которой я была знакома, несмотря на большую разность в возрасте. Вот её мудрая строка; «Мне невозможно в жизни счастье/ Не разделенное с другим…»
Когда я в какой-то писательской поездке, кажется, в Среднюю Азию, к президенту Рашидову, на Дне литературы напомнила ей эти же ее давние строки, старушка Маргарита очень удивилась и очень возрадовалась. «А я думала меня уж никто не помнит, не знает, и не читает, особенно молодые». А я её обожала. И не только за поэму о Зое Ксмодемьянской, которую со школы знала наизусть, но и за дивную лирику. И за тяжкую жизнь. За смерть дочери. За неожиданный брак в 70 лет. Горжусь. Она – молодец.

                Х   Х   Х

« И ныне и присно…» Да. Пожалуй, так я и назову свою новую книгу. То есть, это значит – «И сегодня, и вечно». А, может, и не назову.

                Х   Х   Х

« И ныне, и присно, и вовеки веков» - строка из Евангелие. Можно, пожалуй, даже рассказ так  назвать.Или книгу.  А почему бы и нет?

                Х   Х   Х

Как сумрак неба грозен и серьезен.
Идём туда, куда глаза глядят.


                Х   Х   Х

Обманувший раз, обманет и дважды. Солжет и вновь, и опять.. (И дочь и зять, и внуки мои к сожалению, часто лгут. Раньше Анечка такой не была. Но мой муж Юрочка рано умер,оставив меня на земле одну, а мой зять оказался фарисеем. А это заразно. И дети их заражаются).

                Х   Х   Х

 Я – скорпион, хотя, и православный. (Шучу, конечно). А скорпионы, как говорят учёные, могут два года не есть. Надо попробовать.

                Х   Х   Х

Сумма чисел на игровой рулетке равна 666, а это число зверя, сатаны. Потому я никогда не играю. Лишь однажды в Монте Карло в казино поиграла  с «одноруким бандитом». Немного выиграла. А вот много выиграл, целую звонкую кучу франков, писатель из нашей советской делегации Гена Ненашев, рабочий, неказистый паренёк  с Чукотки, из Анадыря, не плохой кстати прозаик, (к тому моменту издавший пару книжек), тоже бывший в нашей писательской делегации. Он даже не знал куда всю эту звонкую денежную тяжесть засунуть. Как рассовать по карманам. Или в свой школьный рюкзак? И как потом это тратить. В Анадыре у него остались жена и мать. Жили они в одной комнате в общежитии. А членство в Союзе Писателей давало ему возможность улучшить жилплощадь. Веселился он в казино страшно, но смущался. «Теперь будет что о поездке в Европу написать»… Участь его печальна. Третьей книжки
он так и не написал, спился… А я его очень, очень в Москве в приёмной комиссии поддерживала. (И ещё Инна Гофф помогала мне в приёмных делах. Мы всегда были с ней заодно, справедливы и голосовали вместе. Рекомендацию в Союз писателей я Гене дала от души. Хорошие были рассказы. Он тонко чувствовал слово... Сколько по Руси погибло, сколько сгинуло от пьянки  таких Ненашевых. А был он очень, очень НАШ.

                Х   Х   Х

В словарном запасе обывателя, среднего человека, около пяти, шести тысяч слов. А интересно, сколько десятков тысяч слов у Пушкина, Толстого? Это известно. Надо только в инете посмотреть. Это давно подсчитано.

                Х   Х   Х

Известно, что, чем более велик человек,  тем более он скромен и прост…Однако, японский режиссер Акира Куросава, с которым мы с Юрочкой много общались, и дома в Москве, и у нас на даче, и на Мосфильме, и на востоке на натуре» во время работы над к/ф «Дерсу Узала», и во всё  его пребывание в России, (мой муж Ю.Р. по выбору самого Куросавы,  был главным художником-постановщиком  этого фильма) сказал однажды, что «В наше время быть скромным категорически нельзя. Скромность ведет к безвестности». Так что вот я и не знаю теперь, в чем истина. Просто живу и живу. Без пиара, без выпендрёжа. И оттого как-то спокойно.

                Х   Х  Х

Цветаева: «Я одна с моей любовью к собственной моей душе». И ещё: «И лишь низверженный Иисус молчит перед Пилатом».
                Х   Х   Х

Лучшая реакция на вражескую критику – улыбнуться и забыть. Это – обожаемый мной В. Набоков. Что я уже давно и делаю. Забыла например, напрочь некогда влюблённых в меня и стихи мне писавших, но очень злых и завистливых «критиков» - В.Бушина и В.Бондаренко. Где они? Иных уж нет, а те далече. На всех бушинских книгах, мне им подаренных, он, приходя ко мне в гости, писал восторженные четверостишья. Вроде…(Найти на полке эти его книжки)… Ну вот, нашла.В его книге "Сталина на вас нет№. "Милой Ирочке Ракше, которую я всегда любил больше, чем Светлов. Влд. Бушин. 2004. 151-33-9... " Или вот. "Неизвестный Солженицын" "Милой Ирочке _ старому другу с нестареющей душой. Влд.Бушин. 2006. Или вот ещё. На книге "Гении и прохиндеи".  "Милой Ирочке Ракше./ С ней бы - рай и в шалаше./ Но поезд мой ушел уже./ О чём рыдаю я в душе" 6 янв. 2006. Черняховского 9.
                Х   х   х

«Космополит, нео-либерал  говорит сегодня: "Где  хорошо, там и Родина. Истинный патриот говорит, где Родина. там и хорошо.»   Точней  не скажешь.
                Х  х  х

   Творчество Это работа, труд, это создание и созидание. А потому вещь страдательная. Затратная. Игра же в присательство - вещь развлекательная, освободительная, потребительская. И потому - отдыхательная.
 И путать это нельзя.

   Х Х Х

   Думаю, меня. как писателя, (не смотря на какую-то даже давнюю популярность) широко и достойно ещё не открыли. Но это и не важно. Распространять, продавать книги я не умею. Но мне важно, чтобы меня читали. И важно качество этого читателя. А ведь читать - это работа и работа трудная, это почти соавторство. И потому я радуюсь интернетовскому проекту «Проза.ру» Я туда ставлю всё, что хочу, без малейшей цензуры. Я тут совершенно свободна, как летящая птица. Ну, а широко меня открывают, пусть хоть через сто лет. «К тебе, имеющему быть рождённым столетие спустя как отдышу….своей рукой пишу…»  И это будет уже не моя радость, а их, тех человеков вдруг меня себе открывших, приобретших, обретших. Ибо слАва истинная (не эстрадно-телевизионная) приходит к серьёзно пишущему автору не вдруг. А медленно, исподволь… Зря забытый поэт Лев Халиф, мой приятель, писал «Из незваных гостей хороша только Слава одна. Иногда это чайка, крылом не доставшая дна..» - Это он в 70-е годы написал. В единственной своей книжечке «Стиходром». (Он сбежал в Штаты с чудесной женой Милой и сынком Тимуром один из первых в нашем Союзе писателей. Ещё до Гладилино-Аксёновых. Талантливый был мачо, красавчик и… жуткий лентяй, сибарит. Потом жил в Штатах на еврейские пособия. Колоритная была фигура. И правда - мачо. Я о нём написала немного в своём романе «Письма чужой жене». Публиковать всё это уже пора. Отлежалось уже. И многие о многом уже узнают.

Х Х Х

Великая Анна Андреевна Ахматова (А-А-А !)когда-то сказала о небезизвестной Лиле Брик: "На потасканном лице наглые глаза". И эти глаза у Брик были всегда, на любой фотографии, кто бы рядом не находился. Но была в ней некая неистребимая сексуальная манкость. На грани с гипнозом. На которую попадались многие. Даже кэгэбешники её друзья. Чем она собственно и Маяковского держала. Даже жили они втроём. С Осей Бриком. А ведь Маяковский был очень, очень брезгливым. Мне об этом и Светлов говорил. Не любил даже за руку здороваться. Потом всегда бегал руки под краном мыть. Когда-то его отец наколол чем-то палец. В ранку проникла инфекция. Началось заражение крови. Гангрена.  Оттого он и умер. Этого Володя и боялся. А вот Лилей Брик не брезговал. Видно, крепко она его сексом своим держала. Только дважды он от неё всерьёз вырывался. Уехав в Париж, и ещё в Штаты. При чём и там, и там чуть не женился. В Штатах даже заимел дочь. (Будущую долгожительницу). Но к Лиле всё же вернулся, приполз на пузе с повинной, да ещё и с подарком в виде автомобильчика. Так что стихи его - "Мне и рубля не накопили строчки/ Краснодеревщики не слали мебель на дом./ И кроме свежевымытой сорочки/ Скажу по совести,/ Мне ничего не надо" - всё это блеф, враньё. Он любил роскошь и деньги.

Х Х Х
      
  А вот прекрасные строки Ахматовой:
   "Все души милых/ На далёких звёздах./ И хорошо, что некого терять." Очень глубоко.

Х Х Х
                Х   х   х
   2017 октябрь.
 Солнышко у нас в России играет в двух случаях. На два чудесных праздника. И это я заметила. Сама наблюдала. На Николу Майского, и на Серафима Саровского. И в эти дни даже радуга бывает в небе. Солнце играет, радуга сияет. А в Дивеево, говорят, бывает такое и на 1 августа.  Всё, всё сияет, играет.

             Х Х Х

 По Божьему промыслу, могу нынче, в конце жизненного пути, сказать, что я писатель. Настоящий писатель. И потому  - научилась. могу, умею - мгновенья останавливать. «Мгновенье остановись, ты прекрасно!»  Писать о них. И даже жить, существовать 
в них. И именно это спасает меня И продлевает моё сегодня, мою жизнь. Из прошлого выбираю любое – и живу в нём.. И это, конечно, Чудо.
                Х  Х  Х

   Московские колокола задумчиво, бархатно, мягко звонят над улочкой моей – Землянкой, над Николо-Ямской – эхом Богородичной Успенской печали. Ближайшей у Яузы церковки. Чудом не взорванной, не разоренной. И душа моя с ними поёт, и кажется дед и бабушка живы (у Бога нет мертвых). Как жив и дом их трехэтажный кирпичный, вернее, наш дом, сегодня. Только расселён теперь и принадлежит Яузской ьольнице.Лаборатория в нём.
                Х Х Х

В Магадане этот чудесный огромный бивень мамонта лежал на маленькой кухне, от плинтуса до плинтуса, в пятиэтажке, у «чукотского»  писателя Алика Мефтохутдинова, что вечно ходил в белом вязаном вечном свитере. А рядом под гитару пели вечерами Игорь Кахановский, Женя Берлин и др. – литературная элита заполярная. У меня там, на магаданском ТВ одноактную пьесу ставили. В Москву привезла от них подарок – бивни моржа.
                Х Х Х

 «Любовь не может быть без уважения» Николай Лесков.
 Воистину. Иначе это что угодно, но не любовь.
                Х Х Х

 «Мы люди – это пепел второго потухшего поколения звезд» _ сказал какой-то великий ученый. Вот что такое мы – человеки.
 Но почему «второго», и «потухшего», и почему «пепел»? Нет ответа. А страшновато.

                Х Х Х

Вечно задумывалась - откуда все мы и вообще все живое? И учёный Куликов тоже вот спрашивает. Правда, я не верю, что это всё какое-то соотношение гелия и кислорода, и чего- то ещё прочего, что всё родилось из какого-то космического бульона. И вот оттуда-то и выползло это нечто родное нам, небольшое и скользкое… Страшно – аж жуть.

               
Х Х Х

Истинный писатель – это во-первых не информатор, а всегда художник. Изображенное словом, должно быть объёмно, Ярко, живо, слышно, видно и ароматно. А главное зримо. Словно картина. Например, как у моего Юры.
                ХХХ

Потому-то мне так мучительно трудно и почти не доступно написание каких-то казенных бумаг, заявлений, ходатайств, прошений…Мне гораздо легче рассказ написать, чем в контору бумагу о неисправности какой-то трубы. Воистину правая половина мозга лучше работает.

               
Х Х Х
               
Мама его… порою ходит в Обыденский храм, чтобы помолиться за своего Лелика, который после ВУЗа зачем-то на Чукотку махнул. (Вставить в рассказ «Окно в океан»).

                ХХХ

Но по милости Божией, после безвременной смерти дочки Анечки в прошлом году (аневризма), я вот опять спасена. А погубила, погасила её - её же ошибка замужества... И в молодости нельзя ошибаться.
В молодости даже опасно особенно. И надо как было на православной Руси - родителей слушать. Благословения брать. Хотя и это не всегда спасает.               
                ХХХ


Он проникновенно смотрел на неё.
Добавить в рассказ «Окно с видом на океан».    «Он всматривался в ее полумертвое замерзшее личико – какая все-таки тайна «есмь человек». И эта девчушка тоже. Прошла первое своё крещенье Чукоткой. А ведь могла, буквально сегодня, буквально сейчас навеки исчезнуть, сгинуть в торосах. Словно такой никогда и не было». 
                ХХХ

Вглядывался проникновенно, как в тайну, в ее промезшее в белых обмороженных пятнах личико, которое нынче должно было сгинуть в океанских торосах, в белых льдах навсегда.

                ХХХ

Юлия Жадовская, 19 век «Я все еще его, безумная, люблю... Я за него создателя молю». О Мерзлякове, ругавшем Пушкина, о имении в Жодичах я написала новеллу.
                Х Х Х

 Мое назидание всем берущимся за перо. Писать – трудно, а хорошо писать убийственно трудно, почти невозможно.

                Х Х Х

Арсения Тарковский:
 «Неужели вы думаете, что я бы написал хоть одну строку, если бы я не думал, что я велик?»
 Его дивный портрет, написанный с натуры моим Юрой в Переделкино уже 40 лет в Третьяковке.
                Х Х Х

Мы уже были
Но мы еще будем.
Потом…
        Юрий Левитанский,
 превосходныц поэт, моим приятелем был.
 В личной жизни своей поналомал много дров. А жаль. И зря. Но, видать, на роду так было написано. Зато остались три дочери.
                Х Х Х

«И вечность прорастает сквозь время…»  (Добавить эти слова в рассказ о бивне мамонта)
                Х Х  Х

«Жизнь прошла, как и не было,
Не поговорили…»
              Юрий Левитанский.

                Х Х Х

«Каждый выбирает для себя -
 дьяволу служить или Пророку.

Каждый выбирает для себя
- женщину, религию, дорогу…»
                Юрий Левитанский.
                ХХХ

Третья жена Ю.Левитанского Ирина Мошковская родом откуда-то из Башкирии. Он жил с ней последние десять лет. А я знала его первую жену Марину Падерину, редакторшу на радио, в музотделе. И  вторую знала - но шапошно, наглую студентку литинститута из его же творческой мастерской по фамилии Скарино, окрутившую его и родившую ему трех дочек, скандалистку, даже бившую его фронтовика сковородкой и при этом кричавшую на всю квартиру, на весь писательский "безбожный" этаж, «Я тебе трех жидовок нарожала. А ты...» и т.д. и т.д. (Надо об этом потом эссе написать. Не об этом, а о том, какой Юра был великолепный человек, и поэт великолепный, и не только  «военных лет»)
                Х Х Х

«Демократия – это надутый шарик, и пока вы на него пялитесь, воры лазают по вашим карманам.»
        Бернард Шоу
 Как же прав был мудрый старик.
    Х   Х   Х
 Евгений Винокуров. Я знала его по ЦДЛ. Толстый, грузный, лысый. Скорее серьёзный, чем мудрый и остроумный. Сибарит, любящий жирно поесть...И я не ценила его тогда любившая например Светлова и даже друга его - грубого горластого Смелякова, или скажем, как Левитанского. А зря. Молода была и глупа. А он ведь был не менее значительным и прекрасным поэтом "военного времени", чем они. Чего только стоит его глубокое стихотворение "Пророк". Оно конечно, не глобально как Пушкинское, но...всё-таки...
   И вот я появился на пороге.
    Меня здесь не считают за пророка.
    Я здесь как все.Хоть на меня втроём
    Во все глаза глядят они. Однако
    Высокого провидческого знака
    Не могут разглядеть на лбу моём...

                Х Х Х

Правда – молчалива. Ложь – говорлива и суетлива.

                Х Х Х


Отрицательные эмоции разрушают, старят и даже совсем могут убить душу.
Своим замужеством и его последствиями моя талантливая чудо девочка Анечка украла у меня лет десять жизни. А жаль. Не стоило.И доносы в СП под диктовку мужа, писать и возить их туда не стоило. А меня-таки Господь вразумил, что его иногороднего, всё же не прописала.
   Ну. а свои собственные ошибки (в которых человек не исповедался, не покаялся) убивают еще больше.

                Х Х Х

Своими рассказами и очерками я стараюсь продлить жизнь тех, кто уже ушел, (кого я знала), и, описав их, я как бы дарю им вторую жизнь и продлеваю их существование уже в сегодняшнем дне. К тому же надеюсь, что они Там за меня молятся. Я продлеваю что хочу, как хочу и как умею. И надо всё соединить разумно и правдиво. И работать – писать, писать, писать, пока Бог даёт силы. И, слава тебе, Господи.

                Х Х Х

Истина проста. Я люблю Родину и не люблю тех, кто её не любит!
 2017 Ноябрь Ирина Ракша.

                Х Х Х

Абрам Швейцер.  «Всегда ищите возможность делать доброе дело». – Это и мой извечный девиз. Хоть одно доброе дело в день. Хоть суп свари, хоть кошку погладь.   И.Ракша.

ХХХ               

Жестокая правда показанная в творчестве, но данная без любви к чему-то,к кому-то  это есть ложь. И.Р.

                Х Х Х

   «Хотя и сладостен азарт
   По сразу двум идти дорогам,
   Нельзя одной колодой карт
   Играть и с дьяволом и с Богом».
                (Забыла -кто)


ХХХ               


   Ничто не убивает хорошие отношение двоих, чем полнейшая во всём откровенность. Я благодарна моему мужу, что я категорически ничего и никогда не знала, например, о его романе с Вестой (монтажница на «Мосфильме») и догадалась об этом, только спустя много много  лет после его смерти. Спасибо Юрочке. Он умница и великая душа.

                Х Х Х

   Повторюсь. Именно писатель - на Лествице в Небеса выше всех. Он – Чело Века. И ответственность на нем наивысшая. А потому, берясь за перо, остановись, подумай, надо ли браться? И если можешь не писать, не пиши. Господь глупости не простит. Музыканту, актёру простит. Писателю нет.

                Х Х Х

    Моя мудрая бабушка, Зинаида Ивановна Трошева (урожденная Никольская), не раз предупреждала меня молоденькую студентку «Никогда не заводи отношений с человеком, у которого есть два неистребимых, неискоренимых недостатка - скупость и глупость. Беги от него без оглядки. Это неизлечимо, неисправимо А с годами только усугубляется».
                Х Х Х

   Юра никогда не искал себе любовь. Не истаскался. Ни в школе, ни потом. Был целомудрен. Он нашел меня как-то сразу, во ВГИКе. И во мне одной искал и находил самые разнообразные стороны своей любви и привязанности. Иногда говорил: «Ты сама не знаешь себя. Сколько в тебе одной человек. Ведь ты – толпа. В тебе тысячи женщин. И никогда не знаешь, кто и когда будет лидером. –С улыбкой добавлял: - Тебя не бросишь. С тобой не соскучишься».

                Х Х Х

   Добавить это в роман «Письма чужой жене»… О Господи, когда же я его закончу-то? Точку-то поставлю? Сколько лет уж тяну, всё дорабатываю.

ХХХ

   ... Но тогда в 1972-ом очень быстро наступило время моего отрезвления. Я перестала «заламывать руки».,и мысленно восклицать «Женя, где ты? Как мог ты так надолго пропасть? Так поступить?» Но из Курска в ответ – тишина. И я взяла-таки мою  кроху-Анечку, дочку, за одну ручку, Юра, верный мой муж, взял  за другую,  и мы с ним дружно повели ее, всю наглаженную, в белых бантах - в школу. Первый раз в первый класс. На том и кончился мой яркий роман с хорошим писателем Женей Носовым, человеком вполне приличным, влюблённым и любящим.»
                Х Х Х

 У мужчины (тем более мужа) должны быть три качества: ум,  великодушие и обязательно чувство юмора. Совместно эти качества встречаются очень редко. Мой Юра обладал этими дарами. И романы мои в жизни бывали только с такими мужчинами, людьми очень редких достоинств.
                Х Х Х

   Да. Талант очень редок. Он – Божий дар. И он – талант – это мера.
А вот гений – это Божья щедрость. Это уже безмерность. Это уже сверх всего. Например, Пушкин, Эйнштейн, Набоков, Тесла, Ломоносов, Леонардо Да Винчи и др. (Наверно я повторяюсь. Но это не страшно. От повторения истина только лучше блестит. Запоминается).

                Х Х Х

   Когда нЕкто не способен достичь высот в реализме, он начинает тешить себя в   авангарде, в перформансах разных и прочих ненормальных «изысках». В общем в безбожных деяниях. И это бывает даже по-бесовски красиво.
                ХХХ

  Опять повторюсь и себе напомню. Среди земных искусств писатель  - стоит на Лествице к небу, к Богу выше и ближе всего. Ибо он и Слово едины, а Слово главнее любого звука! Сказал же Иоанн Богослов: «Вначале было Слово». Со слова все и пошло, и начинается.
                ХХХ

   Человек – это Чело Века. Если, конечно это – Человек.
                ХХХ

   Любовь не может быть без уважения, иначе это не любовь. (Вот тебе и начало - стиха ли, прозы)
                ХХХ

   Не лгать, а говорить всегда правду – это трудно, это величайшая, данная тебе Богом ответственность, и даже гордость – говорить всегда правду. Хотя бы стараться.И Бог за это тебя одарит. Вот увидишь.
                ХХХ

    Истинная культура – это инвестиция прошлого в будущее.
                ХХХ

   Не научный прогресс, не экономика. Только культура формирует народ, нацию.
                ХХХ

    Талант– это мера. Гений – это безмерность. (Ирина Ракша)
                ХХХ

      «Я на мир взираю из–под столика.
      Век двадцатый – век необычайный.
      Чем ты интересней для историка,
      Тем для современника печальней».
                Николай Глазков.
(Он, арбатский старожил, был моим приятелем, и мне несколько стихов посвятил. Как-то ездили мы литбригадой в Иваново- выструпать у ткачей,  от отдела Пропаганды СП, чуть-чуть подработать. Как раз был день моего рождения 19 ноября. В Москву возвращались электричкой. После халявного угощения в дирекции завода - конечно, на-веселе. Поздно, холодно, аж жуть. Но смеемся безудержно. И Коля тут же сочинил для меня в подарок. "За лесом солнышко садилось./ Плыло Иваново в ночи.\ Готово! Кажется, родилась!"/ - Кричали пьяные ткачи.) И ещё потом написал мне несколько стихов. Уже в альбоме моём. "Иные славят гидростанции,/ Другим приятен Голубь Мира,/ А мне гораздо больше нравится/ Очаровательная Ира". И даже прекрасный акростих сочинил., где первые буквы каждой строчки по вертикали составляют моё имя.Вот он в моём переплетённом в бордовый бархат альбоме. (Тут много чего и иного интересного. Записи Юрия Казакова. Жени Храмова, Рекемчука, Толи Третьякова,  Люции Джалиль, Покраса,Риммы Казаковой, иностранцев,         актрисы Кюны Игнатовой, и Славы Рассохина художкина - автора этого альбома,да Славы, Славы многолетнего нашего друга):
   А вот опять на голубой страничке Глазков:
     И-ндевелый Дед Мороз
     Р-азукрасил щедро ветки.
,    О-сновательно нанёс
     Ч-ёрно-белые расцветки.
     К-расно - выглядит рябина.
     Е-й сродни закат рубинный.
 (Н.Глазков. Написал в альбом красной шариковой ручкой. 19.11.65.)
 Коля был прекрасный запойный шахматиск, как впрочем и поэт Женя Храмов. Оьа всё время резались в холле ЦДЛ в шахматы. Оба имели какие-то шахматные спортивные награды. А Коля был ещё и острослов. "Жил да был один кувшин./ Он хотел достичь вершин./ Но он не достиг вершин,/ Потому что был кувшин." Помню какое-то его небольшое стихотворение о том, как влюблённые пошли в лес гулять. А заканчивалось оно так:"Её кусали муравьи.\ Меня кусали комары".
     А вот ещё несколько слов про этот самый альбом с зелёными как в бухгалтерской книге листочками. Где, что ни страница, то мне посвящает запись какой-нибудь гость   поэт, художник, режиссер или актриса.
   Мы с Юрочкой были тогда  очень бедны (а я вообще была ещё студентка) и придумывали друг другу подарки-самодельные.  Художники например, дарили этюды. Юрочка писал или рисовал портреты гостей. Сидя за столом он вообще не выпускал карандаша из рук. Много их, бесценных рисунков расходилось тогда из нашего дома по Москве А этот альбом придумал Славик Рассохин - здоровеннный и добрый толстяк (прямо Пьер Безухов). Из листа бронзы он выбил, отчеканил профиль любимого мной Гоголя А обложку обтянул куском бордово-красного бархата - это была пола старого халата его мамы. И на бархат этот на обложку посередине он прикрепил этот бронзовый портрет-барельеф Гоголя. Великолепный получился и богатый мне подарок.И первую запись мне сделал сам Слава.   
     Коля Глазков был неповторим, угловат, чудоковат и потому чуден. С челкой падавшей на лоб (как у Гитлера), выпуклыми черными глазами, ассиметричным лицом. Жена его Галя как-то позвонила мне, просила меня написать несколько страниц о нём для книжки воспоминаний. Я обещала, но, грешная, не исполнила. Скверно конечно..Очень скверно. Каюсь. Часто о великих,(и невеликих), пишут воспоминания вообще непричастные люди. Вроде вездесущей "критикессы" Н.Ивановой. А надо писать  участникам событий, истинным современникам, знавшим героя лично, в лицо. Только это и ценно).
                ХХХ

   «Если бы мне сказали : «Ты умрешь через пять дней»,- писал Гена Шпаликов в своём дневнике, - я бы что-нибудь успел, поговорил со всеми. Но мне не сказали, Я почувствовал, что умру сегодня и вот пишу вам это, все прекрасно осознавая. Меня пугает равнодушие времени и чужие люди.Чем дальше, тем больше чужие, и некому поклониться, и не с кем быть. Велика Россия, а позвонить некому. Я понимаю, что это заблуждение, но совершенно искреннее. Я не знаю зачем жить дальше». Геннадий Шпаликов (запись, как и многие другие, без даты)
   Надо прочесть Лиану Полухину, жену поэта Полухина «Инна Гулая и г.Шпаликов». Она знала их близко. Гулая ведь снималась в к\ф Михаила Швейцера «Время вперёд!», где мой муж Юрочка быд художником-постановщиком, по приглашению самого Михаила Абрамовича. (Я к ним туда прилетела на лето). Тогда снимали много сцен, да почти всё,  в Керчи, где я Анечку и зачала. Там Гулая была в моего Юрочку влюблена. А он в меня. Потом мы долго с Инной приятельствовали…Я должна написать о том, как Гена ушел, то есть покончил с собой.
                ХХХ

  У каждого свое окно с видом на свой океан.     И.Е. Ракша.
    Х Х Х
 Был такой провинциальный писатель Виталий Носков, много раз в лихие девяностые ездивший на чеченский фронт к нашим героям-солдатикам. встречавшимся с матерями погибших православных ребят. и написавшим о них книгу "Любите нас пока мы живы". Она издана была небольшим тиражом. А моя великолепная подруга -певица Лина Мкртчае, она же бессменный автор и ведущая творческих православных вечеров в белом зале Московского Дома кино (по благословению патриарха Алексия II) на два вечера приглашала Носкова на сцену, посвящала ему-герою стрничку вечера. Так что это великие слова "Любите нас пока мы живы". Мне так и хочется прокричать эту фразу моей внучке Маше, зараженной от своего отца болезнью "пофигизма".

                ХХХ

   Когда мой герой рассказа Олег Миронов входил в свою кухоньку, и переступив бивень мамонта,  оказывался в центре круга,  ему казалось, что сама вечность включала, принимала его в себя, как что-то родное и нужное. Как бы в свои объятия. (Это к рассказу «Окно в океан»)
                ХХХ

   Услышала от мужика: «Ты, Вась, не чешись». То есть – не беспокойся. Это хорошо. По русски, по народному.

                ХХХ

   Дед говорит внуку, приложив ухо к земле: «Трык,трык,трык… Это, Митька,   трава растет».
Блеск!

                ХХХ

   Наша планета – это наше великое ОБЕТОВАНИЕ.

                ХХХ

   Самый близкий из людей к Богу должен быть пишущий, но это так редко. Ведь собственно простаки, неграмотные  рыбаки-Апостолы и были (и стали!) Писателями. Величайшими.

                ХХХ

   Надо найти мой очерк в журнале «Иностранная литература № 7, за июль 1988 год. Очерк о Дебройне. Кто-то недавно прочел и мне сказал.
                ХХХ

   01.05.2018
Я что-то долго вожусь с рассказом этим «Окно с видом на океан». Вроде и закончила, но нет и нет. Опять вскакиваю ночью босиком к компьютеру и что-то меняю, переставляю, добавляю, дописываю.
 Сейчас почти четыре ночи, хочу лечь. Завтра закончу на свежую голову. Мой друг, прекрасный стилист покойный Юра Казаков, посоветовал мне когда-то: «Рассказ в середине может быть любым, но начинать и заканчивать его надо блестяще. В этом и есть секрет настоящего мастера» И правда, конец и начало, как две опоры, как мост над рекой.
 И.Р.
                ХХХ

   Словно и кухня его, и дом, и вся Чукотка оказались – именно здесь посередине этого бивня, как  земля  обетованная. (Добавить в рассказ «Окно»)
                ХХХ

   Живу в беспрерывно солнечном дне После больницы и кардиоцентра пишется, работается как-то легко. О еде и прочем даже думать не хочется. И весело. Хоть внучка Маша уж три месяца как не звонит. Наверно больна пофигизмом.


ХХХ               

   И это чудо подарила мне судьба. (О моём Юрочке). Ведь он был человек-праздник! Раньше  при его жизни я существовала в постоянной любви его, в гармонии. И думала - это норма. А это и было счастьем. Только потом поняла.    

                ХХХ

   «Много у нас диковин – Каждый (м)чудак  Бетховен».
 А мой приятель поэт Коля Рыжов, услышав это, добавил6 " А каждая Степанида - Джина Лолобриджида". Хорошо получилось, смешно.

                ХХХ

   Бивень так хорошо лег у него на кухне, словно нашел наконец на земле свое место.(Тоже пойдёт в рассказ «Окно». Говорю же - подолгу не оставляют меня сюжеты)

                ХХХ

   И вечность встанет с нами рядом…

                ХХХ

   «Делай свое дело и не жди похвалы» - Монах Евгений Глинский.

                ХХХ

  Дело не в продолжительности молитв, а в их пламенности. (Святые отцы).
               
                ХХХ

 «Опять по воздуху теченье ароматической струи». Это братья Жемчужниковы.

                ХХХ

   «Нет счастья в комфорте, но купается счастье в страдании».
Достоевский.

                ХХХ

   И пред дыханием времени…
    Он понимал, что теперь, перед лицом вечности он не должен быть хлюпиком.

                ХХХ

   Бивень этот с твердыми, как камень зазубринами.

                ХХХ

   «Своя своих не познаша… Своя своих полюбиша». (Святоотеческая литература)

                ХХХ

 «О чем промолчим на последнем, на главном закате? - Нам хватит…» (из песни какой-то)

                ХХХ

   Какое же это чудо моя профессия! Когда можешь, через слово, вручить себя, отдать себя людям-читателям. Порой безостаточно, целиком... Беззаветно и только правдиво. Конечно это служение, эта профессия первозданна, она ближе других к Богу. Только умей слушать и слышать Его.  Я вдова. Но мне никогда не бывает одиноко. Память воскрешает любое событие прошлого, И я в нем живу  и пребываю  сколько хочу, с кем хочу и когда хочу.

                ХХХ

   Самая страшная вещь – предательство. Это как раскаленный металл на кожу…А сколько Анечка меня предавала…Спасибо Господу – прощать велел.И прощала.     И.Р

                ХХХ

   Любая ценность это – для человека, а не человек для ценности.
 
                ХХХ

   Стержневым для человека должно быть ощущение  Родины. Её ценности. Без этого стержня человек не личность, а просто принадлежность к части, куску географии. К тому, где почему-то сейчас выгодней существовать.
                ХХХ

   В Переделкино, в доме творчества, знаменитая глухая писательница
   Мариэтта Шагинян говорила сидящим за ее столом коллегам: «Вы такую ***ню порите, что на это мне жалко тратить энергию моего слухового аппарата» (круглые дорогущие батарейки-шарики ей поставляли Цековцы из-за границы. Она романы писала про Ленина. Об этом ксть у меня в «Письмах чужой жене»)

                ХХХ

  Повторюсь. Культура прошлого это инвестиции в культуру настоящего и культуру будущего.
                ХХХ

 Употребление силы истинно только во имя добра. Так что думаю всё же - Добро должно быть с кулаками.. Иначе съедят.

                ХХХ

   Повторюсь. – Содержанием истинной личности человека является его любовь к соей Родине. Если этого нет, он лишь приложение к географии, к месту жительства, а не Личность.

                ХХХ

   При всех моих горестях, я человек оптимистичный. И потому мое сердце, в мои-то годы  еще трудится на меня, еще порой, даже радостно бьется. Особенно, когда мне хорошо пишется.

                ХХХ

 И с отвращением читая жизнь мою,
 Я трепещу и проклинаю,
 И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
 Но строк печальных не смываю.
                А.С. Пушкин.
 (И тут всё сказал о себе! Не утаил. Вот это – гений.)

                ХХХ

   Все в душном зале ЦДЛ, на его свадьбе, (Е. Евтушеко) смотрели на молодых с удовольствием, даже с умилением. Думали, ну на конец-то, на конец, хоть с четвертого раза он счастье обрел. И никто в этом переполненном зале даже и подумать не мог, что скоро, очень скоро, он всех их кинет. Попросту говоря- предаст. Всех предаст. До одного. Смоется за океан, в штаты. И новые сыновья его, будут уже американцами. И вся жизнь его расколется, как льдина. И черная полынья будет все шириться и шириться меж прошлым и будущим навсегда, оставляя в дали его былое, его прекрасные некогда стихи, его влюбленных читателей и всю его жизнь. А остаток жизни, осколок что под ногами, будет все таять, пока не исчезнет навсегда. Хотя последним рывком сознания  заставит, завещает-таки тело своё зарыть в России, в Переделкино даже. И главное, «поближе к Пастернаку». И тут прогматик талантливый целью и мыслью не промахнулся.
                04.06.2018
               
                Х Х Х

Меня порой спрашиваю читатели почему я не завожу в интеренете свою страничку? В одноклассниках или фейсбуке. Да не хочу. Не хочу обременять себя чужими вопросами, чужими мысли. Мне знакомых достаточно , хотя бы и по «Прозе.ру»

                ХХХ

Сто раз повторюсь. Культура прошлого это инвестиции в культуру и настоящего и  будущего.

                ХХХ

   Мой памятный и очень любимы звук -  это перестук вагонных колес.  Идущего по рельсам состава. Он сопровождал меня всю жизнь, с детства. И в молодости и далее я много ездила на поездах. Объехала всю страну, да и Европу, пожалуй.

                ХХХ

 Хотя и сладостен азарт
 По сразу двум идти дорогам,
 Нельзя одной колодой карт
 Играть и с дьяволом и с Богом.

                ХХХ

  Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. (мудрая пословица. А я ещё и немецкий знаю, благодаря моему прекрасному деду, профессору МАИ и МАТИ Трошеву Аркадию Ивановичу, воспитывавшему меня в детстве)

                ХХХ

 Где вы теперь служите?
 «- Я числюсь по России»
                А.С. Пушкин
(Гений, он и есть гений)

                ХХХ

 Мы с Юрочкой всегда разговаривали на одном языке. И плыли в одном русле.

                ХХХ

  У меня нет странички на Фейсбуке. Она мне совершенно не нужна. Мне безразлично, что думают обо мне читатели. Я о них вообще не думаю, особенно в моменты труда. Конечно, приятнее слышать о себе вещи теплые, чем ругань, Но еще лучше, слышать вещи конструктивные. Но конструктивных так мало, что жаль времени, выуживать их среди шелухи и всяких глупостей. Так что моя «страничка» в инете - это моя проза и, думаю,  читателю этого вполне достаточно.

                ХХХ

  «Живем в хлеву, а кашляем по-горничному». То есть изысканно, в кулачёк. (Это пословица челяди говорящей на хозяйской кухне у самовара)

                ХХХ

  Социализм с человеческим лицом, впрочем, как и капитализм с человеческим лицом, в России плохо получается. И даже никак.

                ХХХ

  Человек сильный и мудрый всегда прост. Как говорил святой Амвросий Оптинский: «Где просто – там ангелов до ста. Где мудрено – там ни одного».

                ХХХ

  В нашем ЦДЛ, в Дубовом зале, всегда раньше была этакая клубная расслабленная обстановка – «Расслабуха». Всюду сидят и ходят знакомые, все общаются, пьют, едят, перемещаются от столика к столику. Однако, и в те годы всё-таки липли - «левые к левым», «правые к правым». Воистину почвенники и западники - извечный антагонизм..

                ХХХ

  Что такое русофобия? Я думаю, что это либо скрытое, (порой интуитивное), чувство зависти к великороссам и к великой России, либо чувство страха перед ними же А порой и то и другое вместе. И уже в крадрате.

                ХХХ
  Обиженный обижаться не должен, это грех. Но всё-таки должен ответить так, чтобы больше его не обижали.

                ХХХ

  Юра меня постоянно рисовал, постоянно писал, Как любимую модедь, и вообще, как любимую. А я, дурёха, этого не ценила и даже не очень любила. Мне казалось глупо сидеть в неподвижной позе. Когда вокруг так много всяческих дел. И я просила Юрочку:»Ты рисуй меня, когда я работаю или сплю». Он так и делал. Никогда не мучил модель долгими позированиями. Даже героев для больших, программных своих полотен, которые сейчас в ьольшинстве в Третьяковке Даже для триптиха «Поля Куликова» рисовал героев (тех же братьев Рогозиных или Щукина)  сперва в карандаше, «точь в точь» и очень быстро, а уже потом, без них писал саму картину, на холсте в цвете, маслом…Когда он слышал от друзей реплики: «Ты все свою Ирину пишешь?» Отвечал: «Самая лучшая натурщица – это моя жена. И умница и красавица»…И добавлял с лукавой улыбкой: «А главное, платить не надо». (Натурщицы за работу всегда получали много. Во ВГИКе мы девушки-студентки, да и актрисы-красавицы, стоя раз в месяц за стипендией у окошечка кассы, завидовали натурщицам, позировавшим на художественном факультете. Мы получали 200 рублей, а они тут же – 2 тысячи. И перечитывали у нас на глазах).
 
                ХХХ

 Равнодушие ровняется бездушию. Оно убийственно. Думаю, оттого и дочка моя погибла.

                ХХХ

  У нас часто молодежь  путает свободу со вседозволенностью. Полвека назад, некто мадам Новодворская с единомышленниками выходила на Красную площадь, перед мавзолеем, и готова была бензином поджечь себя в борьбе за «свободу». И вот нет уже коммунизма и СССР, мы вляпались в свободу капитализма, и некто «свободный» художник П…обнажившись перед Мавзолеем, совершенно свободно прибил свою мошонку в щель меж брусщаткой, и назвал это «художественным перформансом».  И вокруг никому до этого не было дела. Даже не обратили внимания. Только позже нехотя подошел полицейский и прикрыл бедолагу тряпочкой. Потом этот свободный художник эмигрировал в Париж. И решил проверить свободу на прочность. И совершенно свободно поджечь дверь какого-то банка капиталистов. Но не тут-то было. Сейчас «художник» в тюрьме.  Свободно сидит в свободной французской тюрьме.  А что новодворские-то? Что ж, за что боролись, на то и напоролись.

                ХХХ

  Лимитчики Пасичники из-под Самары - грешники и безбожники – это изначально гнилой генетический материал. Вляпалась Анютка моя в них в молодости. А ошибки молодости порой тянутся долго. Порой до смерти. И даже ранней.
 
                ХХХ

    Последние слова
    На ветер не бросают,
    Последние слова,
    Для Бога берегут
                А. Решетов   
(Хороший уральский поэт)
 
                ХХХ

«Пишу я для себя, для денег я печатаю».
                А.С. Пушкин

                ХХХ

  Если общество почему-то лишилось здравого смысла, общество, в котором практически нет совести, нравственности, сострадания, творчества, вкуса, дара рассудительности и любви, каким же образом можно управлять таким населением?   (Про Украину)

                ХХХ

  Уход человека навеки, поведение, картина его смерти – это и есть зеркало жизни прожитой им.
                ХХХ

   В момент смерти человека, учёные взвешивали тело «уходящего». 21 грамм облегчения. Это, вероятно, и есть вес человеческой души.

 ХХХ

  В СССР, при совершении браке, давали в ЗАГСе нарядную бумажку - вожделенное приглашение. Эта бумажка давала право приобрести в определённом магазине для новобрачных (при диком дефиците в стране на все) купить: две простыни, две наволочки, один пододеяльник, одни трусы мужские (ГДР), одну женскую ночную рубашку хлопчато-бумажную (из г. Иваново) и продукты к столу. В спец. отделе продовольственного магазина по этой бумажке можно было купить продукты: одну «палку» колбасы копченой, одну банку горошка, две банки сгущенки, одну банку кофе растворимого, две банки шпрот. Но у нас, с Юрочкой, купивших обручальные колечки,  на все это смачное раскошество денег уже не нашлось.

                ХХХ

 Есть песенка: «Все зависит от Бога и немного от нас». Но это «немного», в конечном счете, так много.

                ХХХ
Как важно, в последнюю, великую минуту перехода в Вечность, в иное бытиё, понимать – вот вступают в силу  иные, неземные законы. Именно это, незнакомое нам и страшно. Потому и просим, наверно, смерти мгновенной.

                ХХХ

  Мне всю жизнь мешал быт. А в последнюю четверть века, без Юры особенно. В силу своих христианских взглядов и доброго славянского характера я не боролась с бытом, а старалась послушно преодолеть его, справиться или украсить. Все вокруг сделать хорошим, красивым, даже подвал Юриной мастерской на Короленко. Порой получалось, Но всё же шла борьба меж бытом и творчеством. С переменным успехом. Но круг все сжимался…Убедилась. Быт и творчество несовместимы. (Для одного, в одном человеке)

                ХХХ

   
  Более полувека я работаю в литературе. И за эти десятилетия нашла для себя ряд постулатов, на которые следует опираться писателю в его творчестве.
     Повторюсь снова. Среди многообразия земных искусств писательство  - стоит на ступенях Лествицы, ведущей  к Небу, а значит к Богу, выше и ближе всего. Ведь писатель и Слово - едины, а Слово превыше всего! Сказал же Иоанн Богослов: «Вначале было Слово». Со слова все и начинается, а потому, прежде чем браться за перо, каждый пишущий должен осознавать меру и глубину своей миссии. Ибо ответственность его безмерна. И тут на земле перед каждым, и тем боглее Там, на небе.  И  сознавая это, помни…« если можешь не писать – не пиши». Не соблазняйся даже.

 Х Х Х

А вот выбрала лаконичные постулаты на последнюю обложку моей новой книги:

I. Талант – это мера. Гений – безмерность (А.С.Пушкин, Леонардо да Винчи, Тесло,       Гоголь, Эйнштейн, Набоков и др.)

II. Уход человека, картина его смерти – это и есть зеркало прожитой им жизни.

III. Любовь не может быть без уважения, иначе это не любовь.
 
IV. Равнодушие ровняется бездушию, а без души – все мертво.

V. Культура прошлого - это инвестиции в культуру настоящего и будущего.

VI.  Я люблю Родину, а потому не люблю тех, кто ее не любит.

                (Продолжение-таки следует)

 

   


Рецензии
Читаю. Вы щедрая. Столько золота выложено.
Берите люди, читайте, думайте, учитесь...
Здоровья Вам и самого доброго!

Валерий Слюньков   16.04.2020 22:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.