Школьникам - Последние каникулы Ч. 13

Про Луну

      - И о чём ты с ними разговариваешь?
      - Да, о разном.
      - А всё же?
      - Ну, например, почему Кеннеди дал себя застрелить, или почему японцы войну проиграли, или кто кого «сделает» в лунной гонке...
      - Что это ещё за гонка?
      - Ну, кто первым на Луну высадится, мы или американцы.
      - А что, скоро высадятся?
      - Скоро, в течение года точно.
      - А откуда ты знаешь?
      - Это все знают, кому интересно.
      - Мне тоже интересно, давай рассказывай...
      - Ну, ты даёшь...
      - Я слушаю.
      - Ну, что с Гагариным мы их обставили и сорвали банк, ты знаешь?
      - Про Гагарина знаю, а про банк нет.
      - Если бы американцы первыми запустили, они бы заработали, а так мы.
      - А разве на этом можно заработать?
      - Ещё как можно, не зря же в это дело столько денег «вбухивают» и жизнями рискуют.
      - За счёт чего же, интересно?
      - А за счёт того, что так называемые третьи страны покупают оружие и другие товары теперь у нас, а не у американцев.
      - А если бы американцы были первыми, покупали бы у американцев?
      - Правильно.
      - А с Луной мы их перегоним?
      - Не знаю, пока отстаём.
      - Но можем всё же перегнать?
      - Шансы ещё есть.
      - Значит, перегоним?
      - Не знаю, с Луной намного сложнее. В пять или в шесть раз сложнее... Сначала нужно вывести аппарат на околоземную орбиту, аппарат очень тяжёлый, и для этого нужна новая ракета, та, что Гагарина запускала и остальных не потянет… Потом аппарат нужно разогнать до второй космической скорости и трое суток лететь до Луны, причём во время этого полёта нужно лунный модуль, ну, тот блок, что будет садиться на Луну, от аппарата отсоединить и в автономном полёте развернуть его на сто восемьдесят градусов... ну, вверх тормашками то есть, и опять пристыковаться.
      - Это ещё зачем?
      - Затем, что его на околоземную орбиту выводят в положении вниз тормашками, чтобы направление перегрузки соответствовало силовой схеме. А на Луну он должен опускаться уже другой стороной…
      - Ах, вот зачем, и как это я сразу не догадалась...
      - Потом нужно попасть на нужную окололунную орбиту. Если промахнёшься, топлива не хватит, чтобы прилуниться. Но это ещё полбеды. Тогда можно будет с окололунной орбиты вернуться на Землю. А вот если ошибёшься во время прилунения, тогда «кранты».
      - «Кранты» - это катастрофа? Со смертельным исходом?
      - Ну, да… В нужном месте «лунник» отделяется от аппарата и включает периодически тормозной двигатель, и падает на Луну по параболе. Чтобы выбрать место посадки, у пилота будет всего пару минут, с высоты деталей местности не видно. Не успеет выбрать место и затормозить вовремя - врежется и разобьётся, или сядет на неровности - «лунник» тогда перевернётся и взлететь уже не сможет.
      - А разве нельзя садиться на автоматике, как на самолёте?
      - Можно, когда она есть, но её пока нет, не успевают сделать… Если повезёт и посадку удастся проскочить, ещё не факт, что удастся взлететь. Обратно «лунник» стартует не целиком, а только частью, пироболты должны сработать, хоть один не сработает, опять «кранты». И это от пилотов не зависит... Потом нужно попасть в блок, который остался на орбите, пристыковаться к нему, это уже «на автомате». Потом «лунник» отделяют, а возвращаемый аппарат разгоняют, чтобы он с орбиты Луны полетел к Земле, причём по нужной траектории, у Земли ведь атмосфера, если траектория будет излишне крутая, корабль сгорит при посадке, если слишком пологая, пролетит мимо Земли и вернуться уже не сможет. А перед посадкой ещё отсоединяют спускаемый аппарат от возвращаемого блока… В общем, фантасты отдыхают... Всего лет пять назад задачка считалась абсолютно нереальной.
      - А ты, случайно, на Луну не собираешься?
      - Нет, только на Солярис.
      - А, если серьёзно.
      - Я могу куда-нибудь собраться не раньше, чем лет через семь, а тогда уже ничего этого не будет, всё закончится. Года через полтора-два всё это прикроют. Луна нужна только для того, чтобы поразить воображение, практической пользы от неё никакой.
      - Чьё воображение?
      - Да миллионов, точно так же, как с Гагариным.
      - И потом она станет не нужна?
      - Абсолютно. Дорогостоящее шоу, которое может окупиться только один раз.
      - А другие планеты, я про Марс слышала?
      - На ближайшие сто лет все они только для фантастов.
      - И что же, совсем ничего такого больше не будет?
      - Ну почему же, вокруг Земли много чего будет, сотни спутников, станции, в том числе с персоналом.
      - Это уже не интересно.
      - Ну, да. Обычная работа.
      - И ты мечтаешь об обычной работе?
      - Я не мечтаю, я выбрал лучшее из возможного. А, кроме того, космос это только верхушка айсберга.
      - А что в основании?
      - Ракетные войска… Они всегда будут приоритетом гонки вооружений… Всё обозримое будущее, и для их развития нужна конкурентная среда, то есть, в этой отрасли есть шансы пробиться за счёт мозгов… И ещё… те, кто распределяют деньги, прекрасно знают, чем им лично может грозить отставание в этой сфере, и поэтому там всегда будут деньги, чтобы ни случилось, и будет конкуренция, иначе деньги неэффективны, а стало быть, и обновление кадров.
      - Я читала, что американцы могут потратить на Луну гораздо больше денег, чем мы.
      - Ну, да. Только в этом деле деньги не главный фактор. Можно потратить очень много денег и ничего не добиться. Тут очень многое зависит от человека, который всем заправляет. От него одного. А у нас там сейчас новый, тот, что Гагарина запускал, тот уже умер, поэтому и ясности никакой. А у американцев всё тот же фон Браун, они его не скрывают. Это серьёзный козырь.
      - А наш засекречен?
      - Ну да, эти же программы побочный продукт оборонки.
      - А ты откуда всё знаешь?
      - У моего отца есть приятель в Москве, в МАИ работает и ещё кое-где, вот он в курсе всех этих дел, где, когда и почём. Он меня и «затравил» …
      - Так ты в МАИ поступать будешь?
      - Есть несколько вариантов, такие специальности есть ещё в «Бауманке», в Куйбышеве, в Воронеже... Лучше всего, конечно, «физтех», но мне туда пока не светит.
      - Что ещё за «физтех»?
      - Да конторка такая, учебная... инкубатор небожителей...
      - Что ещё за инкубатор, где он?
      - В Долгопрудном...
      - А это что такое?
      - Да городишко такой... в Московской области.
      - Значит, ты уедешь после школы?
      - Уеду.
      - В «общаге» будешь жить?
      - Как получится, родители мои тоже переезжать собираются, они давно хотят вернуться в Россию, их ностальгия заела, ждут, когда я школу закончу. А ты решила, куда двинешь?
      - В медицинский. По стопам, так сказать.
      - По стопам, это разумно.
      - Биологию уже зубрю.
      - И что, противно?
      - Зубрить всё, что угодно противно. Ты, наверное, математику зубришь, тебе не противно?
      - Я не зубрю, я задачки решаю, математическое мышление так развивается, по двадцать задачек в день из конкурсных сборников. Чтобы гарантированно попасть нужно два сборника по математике и два по физике перерешать. И самоконтроль довести до кондиции.
      - Что ещё за самоконтроль?
      - Ну, научиться заставлять себя делать всегда то, что нужно и не делать то, что не нужно. И не зависеть совсем от других людей.
      - И ты довёл?
      - Нет, тут мне ещё пахать и пахать.
      - А откуда ты знаешь, что нужно делать?
      - Да мне этот же, из МАИ который, разжевал, он ещё и психолог отчасти, и альпинист, я сам раньше не задумывался.
      - Так в чём там суть?
      - Ну, например, я себя уверенно чувствую, когда я с кем-нибудь один на один, вот как сейчас с тобой, хотя бы, а в толпе, ну, допустим, в школьном коридоре при толчее, уже неуверенно. А нужно добиться, чтобы в любых ситуациях быть самим собой. Это нужно тренировать. Когда я сюда уезжал, меня мой друг провожал, и когда он был со мной в вагоне, всё было великолепно, я был и непринуждённым, и наглым, тогда я с твоим Олегом познакомился и ещё кое с кем.
      - С той толстой девицей-воспитательшей из младшего отряда?
      - Неважно. Важно, что когда он ушёл, я сразу «сдулся», значит у меня от него зависимость, а это плохо. Это надо искоренять.
      - Как?
      - Я сам всего ещё не знаю. Я в августе не сюда, а в альплагерь в Приэльбрусье должен был ехать, к этому из МАИ, он там инструктором на лето. Вот он должен был нам, с его сыном, ещё одним моим другом, ликбез по этой теме провести, но он руку сломал не вовремя и пару рёбер, сейчас в больнице в Нальчике лежит. Ну, и у меня «накрылось». Список литературы он мне дал, приеду домой, начну «рыть».


Рецензии