Про Менделеева в далёкой галактике

Эссе предвзятого читателя

Знак информационной продукции: 12 +

ВНИМАНИЕ: Если Вы не знакомы с фильмами о «Звёздных войнах», читать данное эссе не имеет смысла – очень многое останется непонятным.

1.

Моя очередная экспедиция на север Омской области, в Усть-Ишимский район, ознаменовалась не только общением с хорошими людьми, изучением бывшей Мало-Бичинской узкоколейной железной дороги и радостью пребывания в тайге. Она ознаменовалась и потрясающим подарком от моего друга – Александра Сергеевича Голубева – целых трёх книг из серии «Звёздные войны» (далее в тексте - «ЗВ»).
Моё знакомство со знаменитой кинофраншизой состоялось давно, ещё в 1992 году, и началось всё с эпизода IV «Новая надежда». Спустя несколько месяцев я купил полупиратскую книгу за авторством якобы самого Джорджа Лукаса «Звёздные войны» [2], в которой шёл пересказ фильмов классической трилогии. При этом третья часть книги – «Возвращение Джедая» была столько коротюсенькой, что иначе как рассказом её назвать было нельзя.  Книга эта не произвела на меня должного впечатления, не раскрыла ничего такого, чего не было бы в фильме. А уж сравнивать её с работами таких фантастов как А.Азимов, А.Кларк, или классиком «космической оперы» Э.Гамильтоном было просто смешно. Разочарование, да и только. Я даже не верил своим глазам: неужели это те самые «ЗВ»?
 В общем, если кинофраншиза «ЗВ» вызывала у меня восторг и трепет, то  её литературная составляющая утратила всякое доверие. Книгами по «ЗВ» я не интересовался, на книжных полках их не искал, и если где-то они мне и попадались – я не обращал на них никакого внимания.
 С тех пор прошло почти 30 лет, уже миновала эпоха «приквелов», которые я принял вполне позитивно, за исключением разве что самого первого и самого «сказочного» эпизода. И вот наступило время Диснея. И только сейчас я стал замечать целые полки в книжных магазинах, заставленные книгами о «ЗВ»!
Про кого тут только не было, но, помятуя детский опыт, я не торопился тратить на них свои кровные, хотя любопытству моему не было конца…
И тут – такой подарок от лучшего друга!
В общем, первую книгу – «В поисках Силы» (хотя, как оказалось, в хронологии из подаренных она не первая) я начал читать ночью перед возвращением в Омск, но ограничился лишь первой главой. Едва закрылись двери автобуса, и мы ехали ещё по Усть-Ишиму, я продолжил чтение. И оторваться уже не мог.

2.

Какое счастье, что эта книга не попалась мне до выхода седьмого эпизода «ЗВ» «Пробуждение Силы»! Иначе моё разочарование, которое итак было безмерно и велико, достигло бы поистине вселенских масштабов! И я до сих пор пребываю в полном недоумении: как сценаристы Диснея, зная о книгах-сиквелах проигнорировали содержащиеся в них замечательные идеи?
Итак, автор книги – Кевин Андерсон, название – «В поисках Силы», перевод С. Фроленок, издана в Санкт-Петербурге издательствами «Терра»  и «Азбука» в 1996 году [1]. События книги разворачиваются через семь лет после гибели Императора Палпатина и, соответственно, через десять лет после битвы при Явине (во вселенной «ЗВ» это вроде как «от Рождества Христова»). Люк Скайуокер убеждает руководство Новой Республики в необходимости возрождения Ордена Джедаев и отправляется искать будущих подаванов. К концу книги он найдет двоих. Хан Соло с Чубаккой отправляются по заданию Леи Органы Соло (она уже жена Хана, и у них трое маленьких детей) на Кессель – наладить контакты с местной элитой. Но там героев встречает некий ящероголовый Морус Дул, бывший гангстер, подельник Джаббы Хатта. Он ненавидит Соло и сажает того вместе с Чубаккой в бывшую имперскую колонию – добывать спайсы в подземных рудниках. После подземных приключений Хан и Чубакка сбегают, угоняют космический корабль, но их затягивает в «Дугу Кесселя» (в книге её называют Чёрной Провой), представляющую собой уникальный галактический феномен: несколько чёрных дыр, окружённых гигантскими газовыми туманностями. И тут оказывается, что в этих туманностях скрываются три имперских крейсера, персонал которых ничего не знает о гибели Империи, и разрабатывает сверхмощное оружие, ещё более страшное и разрушительное, чем  предыдущие «Звёзды Смерти»! Пережив массу приключений, Соло, Чубакка и бежавший с ними с рудников мальчик Кип Даррон, обладавший Силой, вырвались из этой западни, и, чудесным образом, столкнули  между собой флот Моруса Дула с недобитыми имперцами.
Книга не блистает художественностью, диалоги и описания тривиальны, а порой и откровенно глуповаты, но… это вполне интересное, логичное, кстати, почти не клишированное продолжение, с массой отсылок и «пасхалок», участием любимых героев. Тут и Си-Три-Пи-О, и R2-D2, и генерал Акбар, и Лэндо Калриссиан, и многие другие! Ощущение, как будто знакомый рисунок перерисовали в иной комбинации, добавили новых красок, неожиданных деталей, и он стал смотреться свежее, по-новому! Роман даёт именно то, что мы ждём от новых кинофильмов. С одной стороны – дань классике и масштабный фан-сервис, с другой – новые события, развитие сюжета и персонажей (а здесь, кстати, развиваются образы и Леи, и Люка!), а не топтание на месте и переливание из пустого в порожнее. И уж нем более не копирование старого в новом формате…

3.

Вопреки традиции начнём разбор книги с её недостатков.
Наиболее абсурдной сценой, по-нашему мнению, стало сражение Люка Скайуокера с гигантским огненным червём, обитающем в лавовой реке на планете Эол Ша. Прилетевший сюда Люк собрался обратить в Джедая местного вождя Ганториса. Ганторис, будучи человеком суровым и недоверчивым, подверг Скайуокера опасным испытаниям. Последним из них стал переход через гиганский лавовый поток. Люк прыгал через лаву с одного торчащего камня на другой, как вдруг из лавы появилось змееподобное чудовище с треугольной головой, покрытое кристаллическими чешуйками. Люку достаточно было повредить световым мечом одну из таких чешуек, чтобы лава сожгла это фантастическое чудовище изнутри. Однако испытание ещё не закончилось, впереди у Люка больше не было камней и он… «ступил в огненное море. Он не думал о том, что под ногами лава расходилась в стороны, избегала соприкосновения с его подошвами. Только Сила сияла и полыхала вокруг» [1, с. 151]. В общем, тут наш Великий Джедай окончательно уподобился Христу.
Не надо быть геологом, чтобы не увидеть абсурдности всей этой сцены даже для суперфантастического мира «ЗВ». Плыть по лаве (или в лаве, как треугольноголовый змей) было ещё простительно героям Жюля Верна в романе «Путешествие к центру Земли», написанном в 1864 году. Но уж никак не героям романа конца ХХ века, когда свойства лав, их химический состав, происхождение, плотность – вещи общеизвестные и доступные для всеобщего понимания. В том же третьем эпизоде «ЗВ» - «Мести Ситхов» - Анакин Скайуокер, попав в раскалённую лаву Мустафара, обгорел со всех сторон. Отчего же он, как его будущий сын, не встал и не прошёл сквозь беснующееся пламя? В общем – очередной курьёз, в духе способности Джедаев исчезать с места сражения, которая больше никогда и нигде не проявлялась.
Другие – менее серьёзные пассажи книги – это бесконечные отсылки к разным земным вещам. То «сардины в бочке», то «слажены хуже чем солдаты стройбата», то дроид Си-Три-Пи-О «точно граф Дракула в гробу, привскочил в своём аккумуляторном ложе» [1, с. 173].
Недоумение у меня вызвали и какие-то дроиды-терминаторы, передвигающиеся на балансирующем колёсике и выполняющие функции официантов. «Терминатор», это в буквальном переводе – «ликвидатор» («terminate» (англ.) - «ликвидировать»). Зачем этот каламбур в книге – непонятно. Может у них железные черепа были вместо голов? Так хоть бы написали тогда об этом.
Но самый абсурдный момент – это высказывание генерала Виджа Атилеса, упоминающего… таблицу Менделеева (!!!) [1, с. 56]. Я бы, наверное, упал на пол, если бы не сидел в кресле большого автобуса, с которого упасть невозможно. «ЗВ» тем и прекрасны, что здесь нет даже упоминаний ни о Земле, ни о Солнце, ни о Млечном Пути, не говоря уже о представителях человеческой цивилизации. Люк, Лея, Хан, Лэндо, Оби Ван – это всё инопланетяне-гуманоиды не имеющие никакого отношения к Земле! Если бы это был авторский текст, то можно предположить, что так пытаются донести информацию до читателя, в понятных ему терминах. Но откуда же Видж Атилес может знать о Менделееве? Действие, на минуточку, происходит «давным-давно в далёкой-далёкой галактике». Здорово, конечно, если наши выдающиеся учёные станут известны представителям других миров, но здесь это, прямо скажем, неуместно. Они бы ещё Теорию Относительности Эйнштейна вспомнили!

4.

Теперь об интересностях книги. Один из них – это оригинальный способ отравления недругов, придуманный имперским фанатиком Фурганом. Он замыслил подмешать главе Новой Республики Мон Мотме зелье, превращающее живое существо в… растение! Но по нелепой случайности, выпил его сам, помчался в туалет – прочищать желудок, но:
«Зрелище, представшее их глазам, могло восхитить любого ботаника: уцепившись мясистыми корнями за гладкую поверхность, из унитаза торчало кустистое растение. Листья его, толстые и продолговатые, напоминавшие человеческие пальцы, тряслись и изгибались. Лепестки огромного бутона орхидеи размером с капустный кочан или человеческую голову зашевелились, и в воздухе раздалось еле слышное:
 - Поливайте меня почаще…» [1, с. 354].
Ещё одна интересность – спайсовые рудники Кесселя, на которых работали Хан Соло и Чубакка, имперская тюрьма и чудовища кесселевых недр. Впервые эти рудники кинозрители увидели лишь в последнем фильме франшизы - «Хане Соло». Но там иллюстрируют скорее борьбу пролетариата с буржуазией, нежели битву повстанцев против Империи. Вообще, идея всех этих книг-сиквелов шестого эпизода – это последние этапы галактической гражданской войны. Ещё не все имперцы сдались, не на всех планетах навели порядок, ещё сильны преступные синдикаты. Вот и атмосфера рудников Кесселя – о том же.
Совершенно потрясающий метод поиска Силы придуман был Кевином Андерсоном. Любители «ЗВ», конечно же, помнят о пресловутых медихлорианах, дружно осмеянных всем фанатским сообществом. Так вот, вместо определения количества медихлориан в крови, Люк Скайуокер проверял наличие Силы в человеке следующим образом: он проникал в сознание, в область первичных инстинктов, и потенциальный Джедай инстинктивно отбрасывал его назад. Отбрасывал физически, не прилагая никаких усилий. Впервые это свойство Силы Люк случайно открыл в самом начале романа, работая с Леей. Затем он проверял его на двух будущих подаванах. И в самом конце книги – на новом приятеле  Хана мальчике Кипе с рудников Кесселя: «… его отшвырнуло, точно пушинку в воздушном шторме Беспина. Он упал плашмя наземь аж на другой стороне комнаты, с трудом переводя дыхание…
-  …Но что за сила в этом человеке… Восхитительная силища!» [1, с. 457-458].
Вот бы Квай-Гон Джин так проверил юного Анакина на Татуине в начале первого эпизода. И никаких тебе медихлориан!
И, наконец, главное, что может действительно удивить современного читателя – это сверхоружие, разработанное секретной имперской лабораторией в Дуге Кесселя. Слово героине романа Кви Ксукс:
« -… Мы назвали его «поджигатель» - он маленький, но невообразимо мощный. Такой неуязвимый корабль может проникнуть в звезду и выстрелить в неё резонансной ракетой, что вызовет цепную реакцию в ядре, возбуждая вспышку сверхновой даже в звездах с небольшой массой. Просто и гениально.
В ужасе Хан потерял не только дар речи, но и мысли. То, что Звезда Смерти делала с планетами, поджигатель сможет творить с целыми солнечными системами» [1, с. 373].

5.

А теперь, дорогой читатель, давайте подумаем, отчего же это в «Диснее» отбросили идею столь мощного звёздного оружия и снова показали в седьмом эпизоде усовершенствованную Звезду Смерти «образца 1977 года»? Да, она выкачивает энергию из звёзд и сбрасывает её на несколько планет одновременно, но, согласитесь, в сравнении с идеей Андерсона всё это выглядит несколько архаично. Ремейк вместо оригинальности и новизны. Гибель планет от Звезды Смерти уже показывали, и в «Пробуждении Силы» мы не увидели ничего нового. А вот взрыв Сверхновой, да со спецэффектами, да в 3D – вот это было бы зрелище! Или, может, не захотели платить К. Андерсону за идею? Так ведь проще – заявить, что всё прочее не канон и смести все эти идеи и работы с «шахматной доски». С другой стороны, Си-Три-Пи-О с красной рукой в «Последних Джедаях» - это прямая отсылка к комиксам. Дешёвый детский комикс про приключения дроидов – канон, а добротный незаурядный роман с интересными сюжетными поворотами и перспективными персонажами (Кипом Дарреном, Кви Ксукс и другими) – нет.
И грустно мне не столько от сценарных решений, сколько от ощущения того, что для «Диснея» «ЗВ» - это вроде как недовыкачанная нефтяная скважина. «Хан Соло», ставший первым финансовым провалом «ЗВ» с 1977 года, задел тревожные ноты. Словно шагающий экскаватор скребнул по пустопорожнему дну.
Меня очень беспокоит судьба будущих «Историй ЗВ», «зависших» в диснеевских офисах из-за этого провала. А ведь так хотелось их продолжения, новых сольников Оби Вана, Боба Фетта, Дарта Вейдера…
Хуже того – не стал бы IX эпизод вообще последним в этой Великой Саге. Ведь интерес зрителей к бездарности и плагиату – штука весьма исчерпаемая…

Использованная литература:

1. Андерсон К. В поисках Силы. – СПб.: Терра-Азбука, 1996. – 464 с.
2. Лукас Д. «Звёздные войны»: Звёздные войны. Империя наносит ответный удар. Возвращение Джедая: Романы. – М.: МП «Энтальпия», 1992. – 336 с.


Рецензии