Михайловский перевал

                Михайловский перевал
  Село Михайловский перевал находится в 19 километрах от Геленджика и расположено в районе перевала через гору Михайловскую, из-за которой, оно получило свое название. От нашей Ахтырки по прямой до села 36км.                Гора Михайловская, по одной версии названа в честь Михаила Юрьевича Лермонтова, который некоторое время служил в этих местах, откуда был направлен в район Пятигорска, по другой версии, она носит имя наместника Кавказа, Великого князя  Михаила Романова, сына императора Николая первого.                В селе протекает река Догуаб (переводится с адыгейского языка, как «плодородная долина»или «долина изобилия»), которая является правым притоком реки Пшада. Село славится своими яблоневыми садами, из которых, яблоки зимних сортов, типа Семеренко, поставляются нашим космонавтам на окоземную орбитальную станцию.                Аборигенным населением этих мест являлись шапшуги, которых постигла та же печальная участь, что и всех остальных адыгов. Село основано в начале прошлого столетия. С точки зрения географов, Михайловский Перевал является условной границей между умеренной климатической зоной и субтропиками, которые протянулись по берегу Черного моря от северной границы Туапсинского района, через район Большого Сочи, Абхазию, Аджарию,  до Турции.
                .  .  .
   Много лет назад, когда работал помбуром на буровой, меня, как имеющего удостоверение стропальщика, послали в командировку  в село Михайловский перевал (тогда он имел статус поселка). Надо было демонтировать и вывести на промбазу в Ахтырку несколько жилых вагончиков. В Михайловском перевале ликвидировался участок бурения в виду его безперспективности.
   Утром, я поехал на автокране, впереди пошли два трала, на которых должны были везти вагончики. По пути, крановщик заехал домой в Абинск, забрал свою жену и маленького сына, для которых он решил организовать развлекательную поездку. По пути,  два раза останавливались купаться в море, накупались от души.
   Приехали в поселок  вечером. Гуляя  до ночи по селу, пришел к выводу, что ему больше подошел бы статус, хотя и не большого, но поселка городского типа. Вдоль трассы, по всей длине поселка тянулись асфальтированные тротуары, имелись двухподъездные кирпичные дома, по вечерам, на чисто убранных улицах, включается наружное освещение.                Удивительно мирно пообщался с группой местной молодежи, лидер которых, не без гордости пояснил, что они ходят через горы купаться на море, до которого пять километров, я тогда им поверил и позавидовал такой близости к морю. Значительно позже  узнал, что тогда тот парень лукавил, от них до моря в три раза дальше. С развалом Союза и экономики, совхоз пришел в такой упадок, многие его жители уехали оттуда навсегда.
На следующий день вагоны  демонтировали, автокраном загрузили на тралы, к которым прицепили еще по вагончику, на резиновом ,ходу, получился автопоезд. Чтобы не ехать в ночь, выезд отложили до утра. Вечер провел с местными жителями.
 Утром  выехали. Крановщик сказал, что сегодня разгружать не будет, потому как, тралы с грузом и прицепом будут ехать в Ахтырку до вечера, значит, нам  не стоит торопиться и поэтому надо пользоваться моментом, подразумевая под моментом, купание в море. Естественно, я был не против, а только за. В Кабардинке, оставили автокран на площадке возле поселкового базара, и пошли на море, на котором пробыли до захода солнца.
                .  .  .
    Если проехать немного в сторону Пшады, увидим родник, который называется «Наташа», рядом одноименный ресторан и гостиница. На роднике установлена скульптура девушки, сидящей в арочной нише, которая держит в руках кувшин с вытекающей из него кристально чистой водой.                С С этой скульптурой связана легенда, которую обычно рассказывают туристам:                «Турецкий паша на Кавказе, увидел красивую девушку-славянку по имени Наташа, которая ему очень понравилась. Решил сделать ее женой, хотя в его гареме уже были 300 жен и сотни наложниц. У девушки на родине остался жених, которого она очень любила. От предложения паши она отказалась, ее привели к нему насильно. Поняв, что жестокого пашу бесполезно переубедить ни мольбами, ни слезами, и он не откажется от своего решения, Наташа попросила в последний раз подняться на гору, чтобы с нее посмотреть в сторону своей родины и помолиться. Паша разрешил. В сопровождении охраны, она поднялась на гору и стала истово молиться. Охрана расслабилась и на некоторое время утратила бдительность. Девушка воспользовалась моментом и бросилась с горы вниз и разбилась насмерть. Паша приказал привести его на то место, где лежало тело не состоявшейся жены, и увидел, что вместо тела, появился родник».               
Красивая романтическая легенда. Каждая легенда, какая бы она ни казалась неправдоподобной, имеет под собой, какое-то реальное событие или фактическое действие, которое, со временем, постепенно обрастает сказочными и фантастическими подробностями.                По содержанию легенды, у меня возникает следующий вопрос. Откуда там появилась славянская девушка и что она могла делать на территории черкесов, оккупированной турками. Если у нее на родине оставался жених, значит, в тех местах она появилась, уже, будучи взрослой девушкой, то есть проживала там недолго. Вполне возможно, молодую девушку (может быть русскую, а может быть украинку), силой или обманом вывезли в Черкесию. Но обычно это делалось, чтобы похищенных девушек сделать женами или наложницами, но если это хотел сделать турецкий паша, значит, находясь в Черкесии, до встречи с ним, она была свободной. Значит, версия похищения отпадает. Может быть, ее по морю принесло штормом? Почему бы нет? Пошла на баркасе в море со стареньким отцом помогать ставить или проверять сети, попали в шторм, папашу смыло волной за борт, мачта сломалась, парус порвался, баркас (шаланду) понесло по волнам. Через пару-тройку дней, не управляемое плавсредство прибило в районе нынешних Криницы или Бетты, а может быть Дивноморска. Так и прижилась в будущих курортных местах Наташа, в ожидании попутной оказии на родину.                Добавлю, что там, где находится родник, нет обрыва, с которого можно было бы прыгнуть и разбиться насмерть, зато есть не крутые горы покрытые лесом и густыми зарослями, да и сама каменная девушка, своим одеянием, просто никак не похожа на несостоявшуюся невесту турецкого паша – платье с короткими рукавами,  длина которого, чуть-чуть, ниже колен. Своей одеждой она больше походит на советскую колхозницу, времен, когда вершиной исскуства скульптуры считались «девушки с веслом».               
  И еще, может быть, современные турки взяли имя этой девушки из легенды, чтобы всех молодых российских туристок в Турции, называть Наташами. Шучу.                Как бы там ни было, но по современной традиции, молодожены Геленджика, Дивноморска, Джанхота, Возрождения, Михайловского перевала, Пшады и Криницы, в день свадьбы, после обряда бракосочетания, приезжают к роднику «Наташа», чтобы вместе испить из него воды, тем самым символически подтвердить хранение верности друг другу до конца жизни. Дай то Бог, чтобы так и было в реальности. 
               
               


Рецензии