Баянисты

 Шли шестидесятые годы и баяны были очень популярны в народе. Немало было и
хороших баянистов. В нашем рабочем поселке есть фабрика, а в ней несколько цехов.
И в каждом цеху был свой хор, своя художественная самодеятельность и свой баянист.

Между цехами устраивали соревнования и конкурсы по художественной самодеятельности, выступали на праздниках. Народу это чрезвычайно нравилось и местный клуб всегда был забит до отказа во время выступлений художественной
самодеятельности фабрики. Исполняли замечательные душевные песни, которые были
популярны в то время, исполнялись танцы, сольные номера.

 В одном из цехов был уникальный баянист. Его ранило на войне, и, в следствии ранения, его правая кисть была обезображена: три пальца руки, кроме мизинца и
большого пальца были обрубками, а человек изумительно играл на баяне. Звали
его Виктор Петрович. Все удивлялись искусству этого баяниста и спрашивали его:
- Как это ты научился играть с такими пальцами?
Он отвечал, что прибыв с фронта, ему очень хотелось доказать самому себе и людям,
что можно научиться играть на таком сложном инструменте и с его травмированной
кистью. Если бы не было такого ранения, то может быть он бы и не стал баянистом.
И он научился играть, да так играл душевно, что дух захватывало.

Кроме того, что Виктор Петрович был баянистом одного из цехов, его охотно приглашали на свадьбы и различные мероприятия, где требовался его талант.

 Игру Виктора Петровича я услышал мальчишкой, когда он играл на баяне, сидя
вместе с неразлучным другом на высоком берегу речки, которая течет вдоль поселка.
Невозможно было наслушаться его игре, душевной и красивой. Пела его душа, а
пальцы исполняли мелодию. Вот и говорят, что человек поет душой. Виктор Петрович
играл именно душой, поражая слушателей мелодиями необыкновенной красоты.

 Я учился самоучкой с семи лет на аккордеоне, а в десять лет отец принес домой
баян и сказал:
- Аккордеон сейчас не в моде, попробуй играть на баяне, может понравится.
 Недели через две я научился играть на баяне простенькие мелодии, какие умел
на аккордеоне. Какое-то время у меня были оба инструмента, а потом отец сказал:
- Выбирай, какой инструмент у тебя останется! Баян все-таки популярней. А на
двух сразу учиться - ни на одном как следует не научишься. Учиться нужно на одном.

 Хоть мне и жалко было аккордеон, я оставил баян. Аккордеон продали.
Музыкальная школа была только в районном городке, а ездить туда не
представлялось никакой возможности.

 Как-то отец взял меня с собой. Когда зашли в дом, я увидел, что все местные
баянисты здесь в гостях, и каждый по очереди что-то исполняет. Был здесь и
Виктор Петрович. Было очень интересно послушать этих знаменитых в поселке
баянистов, а я думал, что никогда не научусь так играть, но очень хотелось
научиться. Баянисты послушали и меня, и сказали, что из меня вырастит хороший
баянист.

 Когда мне исполнилось тринадцать лет, в школе открылся кружок баянистов,
которым руководил Владимир Тихонович, приятель отца. Был он также баянистом
в одном из цехов фабрики.

 Научить играть человека по нотам на таком сложном инструменте далеко не просто.
Нужно время, кропотливая работа и огромное желание. Дела у ребят, впервые
взявших в руки баян, шли тяжело.

 Владимир Тихонович, по просьбе отца, занимался со мной еще и индивидуально.
Это дало быстрый рост моих успехов в игре. Владимир Тихонович научил меня
играть по нотам довольно сложные вещи и на пальцах очень красивые мелодии
с вариациями и аккордами, за что я боготворил своего учителя, что я могу играть
такие прекрасные мелодии, которые под силу опытным баянистам.

 Вскоре Владимира Тихоновича перевели с повышением по должности, и он уже не
мог уделять и кружку, и мне своего времени.

 Эти прекрасные мелодии дали мне толчек и желание к изучению сложных вещей, они
у меня стали получаться. Однако кроме отца с матерью и деда с бабкой слушателей
у меня не было, а о моих успехах мало кто знал в поселке. Теперь меня не надо
было заставлять играть как прежде. Я сам стремился выучить красивые и сложные
мелодии, которые я слышал от баянистов в клубе, и по радио.

 Шло время, я взрослел, а моя игра оставалась в неизвестности, и лишь только
по прибытию в Армию мой талант нашел применение.

 Давно уже нет тех замечательных баянистов. По радио и телевидению не услышишь
игру на баяне. В моде гитары, рок, поп музыка. В магазинах не увидишь баянов,
только в комиссионках бывает встретишь как ненужный хлам.

 Мне в какой-то мере повезло. Я был востребован, как баянист, помимо своей
основной профессии. Работал в разное время с двумя художественными
коллективами, играл на свадьбах и разных праздниках. Теперь играю для себя,
близких друзей и родственников.

 Игра дает мне сильный положительный настрой и прекрасные эмоции, красивая
музыка буквально лечит от всяких неприятностей и облагораживает душу.
А когда случается, что нет настроения, стоит поиграть полчасика-час, куда все
девается, настроение неизменно становится хорошим, а во мне еще долго звучит
прекрасная музыка.


Рецензии