Тёзка

 


   Вообще-то, он мой тёзка, но мы с ним очень непохожие люди, но работали вместе, даже, в двух разных организациях, вот такая у нас судьба. Володей я называть его не буду, так не ровен час, нас спутать, могут, или посчитают, что я прячусь за чужим именем, как самолёт разведчик, с южно-корейским пассажирским самолётом. Буду называть его, -  «Тёзка».


   Мой тёзка, был моложе меня на пять лет, имел высшее образование, свою и родительскую квартиру, жену, с которой почему-то одно время не жил вместе, двух детей о которых заботился, несмотря на то, что это было не просто, в период, перестройки. Тёзка отслужил срочную службу в пограничных войсках, ещё до перестройки, был физически крепок, строен и никогда не унывал.


    Были у него и странности, он много и громко говорил не по делу, про себя я звал его, - «теоретиком», потому что его слова зачастую расходились с делом. От этого больше всего страдало дело, которым ему приходилось заниматься. Причём любое дело, и на любой работе, в любой организации, где ему приходилось работать.


  Лучше всего, ему подошла бы работа лектором в обществе, - «Знание», но оно приказало долго жить, как будто в знаниях наши граждане больше не нуждались. Преподаватель любого уровня из него бы не получился, так он был далёк от практики и не всегда знал, для чего вообще нужны знания, если не для общих разговоров, о чём угодно, и беспредметно.


    Имея образование инженера-механика по специальности, станки и обработка металлов, он не мог работать ни конструктором, ни технологом, ни даже станочником, на металлорежущих станках. Берясь за эти работы, он всегда походил на школьника, первый раз, подошедший к любому оборудованию, включая кульман или компьютер.


    Что-то внутри его тормозило, в овладении опытом, опыт не накапливался, хоть ты умри. Про таких людей говорят, что руки у них растут не оттуда, но как сказать про голову? Я даже ума не приложу? Нельзя же сказать, - что и голова, растёт, тоже оттуда? Откуда руки расти, не должны, были бы. Встречаются в жизни чудеса, даже такие. С одной стороны жалко человека, и готов ему помочь, но дело это бесполезное, завтра опять будет то же самое.


   Самая лучшая работа, которая была в его жизни, это быть ответственным работником Госприёмки, на одном крупном заводе нашего города. Это нововведение «умников», устроивших перестройку. На каждом заводе есть ОТК, - Отдел Технического Контроля, который проверяет качество изготовленной продукции, но качество от этого не улучшалось. Вот и придумали, ещё один контроль, за Отделом контроля.


     Есть разные виды контроля: входной и «выходной», разумеется, что в нашей стране они работать не будут, особенно при плановом хозяйстве. План, по количеству выпущенной продукции нарушать нельзя, а вот планов по качеству этой продукции просто не было. То есть, был нарушен закон перехода количества в качество,  и наоборот, кстати, это, по-моему, из марксистских теоретических наук.


   Скорей всего, коммунисты, которые всем заправляли в стране, книг по марксистским наукам не читали, да они и своё написанное не читали. Под лозунгом, - «Борьба с бюрократией», начиналась перестройка, на примере Госприёмки, можно сделать заключение, что всё делалось для того, чтобы количество бюрократов увеличить. Можно подумать, что-то изменилось с окончанием перестройки, совсем наоборот, количество начальников только увеличивается.


    Если материалы, инструменты, оборудование, и даже специалисты, поступающие, на производство не будут соответствовать, мировым уровням качества, наша продукция, всегда будет хуже. Можно сколько угодно писать лозунгов, - «Догнать и перегнать!», проводить собраний и изучать стандарты, ужесточать дисциплину, воз качества и конкурентной способности, будет стоять на месте. То есть входной контроль, определяет несоответствие выходного контроля с предъявляемыми требованиями. Всё это называется технологией, той самой которую продают иностранцы, но мы не в состоянии обеспечить входной контроль. Даже с иностранной технологией, но нашим отношением к ней у нас ничего хорошего не получится.


     Поняв это руководство страны, этот нарост бюрократии в виде Госприёмки аннулировали, так мой тёзка, лишился работы. Судьба, в виде начальника отдела кадров, забросила его к нам в НИИ, как не забросить, сам мой тёзка его сосед, а его покойный отец, был другом этого кадровика. Наш город маленький всего полмиллиона жителей, каждый кому-нибудь: сосед, друг, родственник, сослуживец.


    Кстати, мой тёзка, был сослуживцем в армейском карантине моему другу Вячеславу, но он не знал его раньше. Запомнил, только по тому, что командиры, всегда требовали вынуть руки из карманов, Карманову, такую фамилию носил мой тёзка. Правда, служить на границе им пришлось по разному, Вячеславу на заставе, а моему тёзке, в какой-то службе отряда, оказалось это большая разница.


    Я, впервые увидел и подружился с Вячеславов в этом НИИ, куда только потом, судьба забросила моего тёзку. Меня удивляли люди, творившие эту перестройку, хорошие специалисты уходили сами, а плохие цеплялись за любую соломинку, чтобы остаться. Уволился мой друг Вячеслав, даже я ушёл, не найдя общего языка с начальством. Не знаю когда уволился и мой тёзка, ни он, ни я уже не искали работу инженера, лишь мой друг стал начальником одного подразделения в организации связанной со строительством.


   Я потому, что был не плохим токарем, а мой тёзка не очень хорошим инженером. Не сразу, но оба мы стали работать под началом моего друга, я раньше, а мой тёзка позже на несколько лет. Когда мой друг спрашивал меня, стоит ли его взять в нашу организацию, я молча улыбался, потому, что не мог сказать про него ничего хорошего, но и ничего плохого.


    Да, и Вячеслав, никогда бы не послушал меня,  однажды я уже советовал не брать на работу мастером одного человека, но он всё равно его принял. Хорошо что, потом, когда Вячеслав был в отпуске, рабочие взбунтовались против этого мастера, подали «телегу» управляющей, и она уволила его по собственному желанию. Я тогда ещё не работал в этой строительной организации «Хорошо» бы, я выглядел, если бы уже работал?


     Мой тёзка, не очень хорошо показал себя в качестве специалиста рабочих профессий, нам в ту пору приходилось быть универсальными работниками. Половина коллектива была с высшим образованием и некоторым опытом работы. Мой тёзка во многом отставал от своих товарищей, но был впереди, по глупому применению мускульной силы. Я всегда боялся за него, несчастных случаев у нас на работе хватало, бывало, что по голове нечаянно ударит, чёрным прокатом металла, так что в глазах потемнеет.


     С пальцами вообще беда, изогнёт так, что только врач может выпрямить, а то и врачу не под силу, так потом и ходит с загнутыми пальцами, не на гитаре, ни на рояле не сыграть. Один чудак, сам себе палец оторвал, не отдал вращающемуся шпинделю сверлильного станка, случай хоть и несчастный, но затейный. На ноги тяжёлое железо часто падало, один пожилой работник сам, запинаясь о металлические конструкции, часто падал, но никогда ничего себе не повреждал, вот это опыт!


   Я же хочу рассказать о целой серии несчастных случаев случившихся в один день с моим тёзкой, но, слава Богу, не на производстве, а в быту. Он тогда ещё не работал в нашей строительной организации  и не жил вместе со своей женой, по неизвестной мне причине, мало того, перед этим случаем он сломал себе ногу. Лежал дома один, с загипсованной ногой, ни то скучал, ни то наслаждался, гордым одиночеством.


    Стояло жаркое лето, никто за ним не ухаживал, но захаживал, как он мне рассказывал, особенно одна подруга, сильно желавшая сексуальных отношений. Она приходит, а он в гипсе, он в отчаянье отказывает ей, но она берёт всю возню на себя. Благополучие оказалось не долгим, и коварным, после её ухода стала сильно чесаться нога, особенно под гипсом. Потом из-под гипса стали вылезать странные насекомые, бывалый сосед сказал, что это лобковые вши.


    Бывалый сосед посмеялся и посоветовал ему купить  мазь, - «Двух сестёр», помочь соседу отказался, говорит: «Дело сугубо личное, хотя придётся мазать ноги и между ними». Тёзка засобирался в аптеку и забыл закрыть, свой застеклённый балкон второго этажа, на подоконники которого, стояли его любимые кактусы. На костылях он вышел на лестничную площадку, снизу дунул ветерок, и дверь захлопнулась, а в кармане не оказалось ключей от неё.


    Ситуация описанная во множестве литературных произведений, но даже она была усилена наличием вредоносных насекомых, которые не давали ему покоя. Тёзка решил что, сначала аптека, а потом всё остальное, громыхая по лестнице костылями, он поспешил за мазью. Деньги были, мазь купил, потом попросил соседа, снять большую лестницу и крыш гаражей,  и установить её перед его балконом. Хороший был сосед, помог во всём, но тоже торопился.


   Наш несчастный с загипсованными лобковыми вшами торопился тоже. До балкона он поднялся, но перелезть в таком состоянии было не просто. В результате его упражнений, лестница поехала в сторону, а он лицом воткнулся в самый длинно-игольчатый  кактус. Мой тёзка, удержался руками, но от обиды, что в один день на него свалилось, столько несчастий  он заплакал. Его слёзы, моего тёзки, капали прямо в маленький цветочный горшочек, который никак не мог  оторваться от его лица, хотя он и мотал головой.


    Помог опять сосед, подставил и придержал лестницу, он только не стал ловить оторванный от лица моего тёзки колючий цветок вместе с горшком, но это уже мелочи. Заплаканный хозяин перелез через ограждение балкона, намазал линейку мазью и стал выгонять насекомых из-под гипса. Оказывается, это хороший сосед направил озабоченную подругу, моему тёзке, чтобы ему не было скучно. Видит Бог, скучно не было, всем было весело кроме самого пострадавшего.


   Я заметил одинокий мужчина, всегда разводит цветы, ему надо за кем-то или за чем-то ухаживать.


Рецензии