Стихи, 1971 г. Русская идея. Свой путь России

Русская идея. Пути России. Эссе. Стихи. Поэмы/ Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2018. –194 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3703/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/evak/
_______________________________________________


Лунное вино

Ай, Луна!.. Что за Луна!
В ночь на полнолунье
Зацелую допьяна
Милую-колдунью!

Зацелую допьяна,
Наведу румяна…
Я от лунного вина
Сам сегодня пьяный!

Серебрятся облака,
Как седые горы.
То ли это просто так,
То ли – наговоры…

И везде играет свет.
Ночь, а будто ясно.
Мне вот так бы много лет
Жить и не погаснуть!

Ой, Луна! Свети, молю!
Не води в бурьяны…
С милой колдовство люблю
Шёлковой поляны.



На Родине. Есенинские мотивы

Брат мой, ветер, бродяга-странник,
Помнишь низенький этот дом?..
По-есенински там кустарник,
Наклонился над сонным прудом.

Это то, что давно знакомо,
И чему от рожденья рад -
Золотая в сенях солома,
За окошком вишнёвый сад…

Тянет с детства меня в деревню -
Поле чистое, тёмный лес…
В каждом русском есть что-то древнее,
От времён колдовства и чудес.

Это всё… Это наше - Россия!..
И, хоть бейся в стихах до слёз,
Невозможно создать красивее
Опустившихся в воду берёз.

Потому и люблю дорогу
И привык, позабыл зачем,
Журавлиную чтить тревогу
На уставшем за день плече.

Возвращаясь к родному дому,
Как мальчишка, увидеть рад
Золотую в стогах солому
И заснеженный вишней сад…

Расплескавшее счастье небо,
Где – взахлёб, с мечтою вдвоём!
. . . . . . . . . . . . . . . .
Ночью звёздной с девчоночкой вербой
Танцевать над зеркальным прудом…



Сказка

По проспектам вечером
Светлячки в домах.
Ты купаешь плечи
В тоненьких шелках…

Шелестит листвою
Наш влюблённый май.
Только ты с тоскою
Глаз не опускай!

Загляну я нежно
В синие глаза.
Ты сама в подснежники
Позовёшь меня!

Улетим с последней
Электричкой в путь.
Ветер ли весенний
Нам не даст уснуть?..

Только утром ранним
С проблеском зари
Скажешь на прощанье:
«В солнце не сгори…»



Вечер в деревне

Вечер, слепой и низкий.
Вечер и грусть в глазах.
«Милый… Ты - самый близкий!» -
Просится на губах.

- Хочешь, пойдём на речку!
Ладно? Пойдём?..

- Пойдём.

Кутаю - зябко!- плечи,
Греюсь твоим пиджаком…

- Слушай, Серёг, а помнишь?
В прошлом году, вот так,
Шли мы здесь как-то…
Повторишь
Разве такой закат?
Солнце, как ковш с металлом,
Расплавленным до красна;
И всё полыхает алым -
Поле, и лес, и дома!
Метался огонь, и блики
Играли на быстрой воде…
Тогда ещё мы гвоздики
Нарвали вон в том дворе,
И было немного страшно -
Поймают…
Весёлый страх.
Как всё это,
Словно вчерашнее,
Так и стоит в глазах!
Помнишь? -

Мы шли устало.
Устали за трудный день.
Уборка. Работы навалом
В каждой из деревень.
И сердце вздыхало невнятно,
Хотелось уйти от дел…
Бывает забыть приятно
Про жизнь свою и удел.

- Помню.

- А помнишь тоже?
Нежно шумела река,
И были на птиц похожи
Белые облака,
Бежали, спешили в сини,
Плавно и так легко…
Не помню, в какой картине
Видела я давно
Такое же синее небо -
Бездонное, как мечта.
Тогда отмечали Победу,
Смеялась и пела толпа…
И плакала женщина, горько
В синь эту бросив взгляд.
Сын ее – лётчиком…
Сколько
Было тогда утрат!

- Зачем ты?

- Да, так… Ты знаешь,
Видится мне порой
В облачно лёгких стаях
Женщины этой боль…

Холодно как-то стало…
Низкие облака
Давили сердца устало.
И наплывала тоска.

- Чудная ты… Поэтесса.
Я так не могу.

- И что?

А ветер всё нёс из-за леса
Громадины облаков…
И чувства -
Тоска и мука.
В глазах - голубая тьма.
Бывает вот так в минуты,
Когда ты совсем одна.

Но что-то во мне вскипело.
Хотелось чего-то сказать,
Такое, чтоб прозвенело,
Такое, чтоб прокричать!
И вырвалось, как - не знаю,
И сразу в огонь лицо…

- Ты знаешь,
Я всё мечтаю…
И вижу себя - бойцом!
Если сейчас бы снова
Гроза над родной землёй,
Я бросить себя готова
Самою первой - в бой!
Слышишь?..
Ну, что молчишь ты?!
Ну, смог бы ты жизнь отдать?..
Какие вы все, мальчишки…
Просто не передать!..

Он посмотрел удивлённо.
Видно, не ожидал.
Шумели зелёные клёны,
И ветер одежду рвал.

- Знаешь! –
Сказать хотел я,
Только ведь на войне
Дед у меня в сорок первом
Погиб, как и все, - в огне!
Просто - шальная пуля.
Романтики ни на грош!
Не знаю,
Вот так смогу ли я
Падать спиною
В рожь!

Глянул в глаза волчонком
И замолчал опять.
А я…
Ну, совсем девчонка! -
Не знала, чего сказать.

А вечер, слепой и низкий,
Мигал огоньком в глазах…
И в сердце рвалось:
«Ты близкий!» -
И пряталось на губах.

Река колыхалась плавно.
Откуда-то падал свет…
Было всё самым главным
В наши четырнадцать лет!..



Цветок

Я в вазу поставил цветок полевой…
Он вырос с высокой, густою травой.

Меж синих озёр, где леса и поля,
Его родила и вскормила земля.

Он солнце любил и любил облака,
И шёпот весёлый любил ветерка.

А к ночи, когда собирается тень,
Любил он смотреть на огни деревень…

И очень любил в предрассветное «Быть!»
О чём-то далёком и светлом грустить

И пить, улыбаясь чему-то, росу,
Когда заплетает берёзка косу…



Из земли прорастая до неба

«Душа грустит о небесах…»
Сергей Есенин

Нёс ветер стройный шум берёз,
Все звуки, запахи земли...
А я душой, казалось, рос
До неба, к горизонту… И

Смотрел, как тени облаков
Летели в травах и лесах,
Лежал средь полевых цветов
И размышлял о небесах…

Я понимал язык берёз,
Со мною звёзды речь вели...
И знал, до неба я дорос
Из глубины родной земли!




Сила родной земли

Я выйду из дому, лишь как слегка
Зарозовеют на востоке облака.
Пусть спят ещё до света тополя,
Я убегу по улицам в поля.

И встречу солнца первый луч я там,
Где сердце покоряется цветам!
Где самый алый пламень от небес…
Где изумрудом блещет лес!..

В раздолье трав, усыпанных росой,
Как в озеро, нырну я с головой,
И вновь напьются помыслы мои
Живящей влагою родной земли!

Так силами наполнюсь я, набрав
С душистой свежестью холодных трав
Букет цветов, неброский и простой,
Сияющий прозрачною росой!..



Сны о прошлом и будущем

Я не рождался, вроде, пессимистом…
Но такова, наверное, судьба,
Что по ночам, за пламенем лучистым,
Мне видится крестьянская изба.

Простая жизнь, с удачами и горем.
И счастья неуёмного глотком -
Та девушка вчера на косогоре
Приветливо махала мне платком.

И вдруг исчезла… Из лесу кукушка
Запуталась, кому считать года.
Качался ветер в липах у опушки,
И перезванивалась в ручейках вода.

Шумели травы, пенились озёра…
Но где-то за потоками годов
Мне виделись покинутые сёла
И суетливость обречённых городов.


 


Рецензии