Бальзам на раны

Служба на Преображение. Все идет хорошо. Порою мне кажется, что мы приближаемся к спокойному неторопливому и благодатному Богослужению, которым оно и должно быть у православных. Конечно, все еще тараторим. Конечно, у кого-то застыл вопрос: "Когда же это все кончится?" Конечно, порою служим, как будто опаздываем на работу: "Надо успеть к ... часам". Забываем, Богослужение - это лучшее, что мы сегодня можем совершить. Да быть может и вообще в жизни.
После заамвонной молитвы на Преображение освящение винограда и других фруктов. Виноградная лоза   символ Христа, из винограда делается вино, которое идет и на православное жертвоприношение,  на Евхаристию. Поэтому освящение плодов играет важнейшую роль в Православной церкви. Хотя для наших широт оно имеет чисто символическое значение. Плоды давно уже происходят не от нашей земли. Но все равно народ приносит его на освящение в благодарность Богу.  Преображение Господа перед учениками произошло незадолго, до начала пути Спасителя на Голгофу. Важно было, чтобы ученики увидели Господа, как Царя и Победителя, услышать свидетельство Самого Бога Отца, чтобы пройти вместе с Ним по пути самоуничижения перед принесением Себя в жертву, хотя, несмотря на такие знамения, вера их все равно была поколеблена. В действительности привязка Преображения к освящению винограда не случайна, как этот дни приуготовлен человеком и природой, и далее начинается его путь к Евхаристии: из него делают вино. Так же и на Преображение Господь уже приуготовляется к Голгофскому пути... Церковь не историческое общество и Она отказывается от хронологии ради  символического смысла.
 И вот мы в конце Божественной Литургии выходим в центр храма к приготовленному столику с плодами. Но, с приуготовлением столика несколько затянули и выставили его прямо перед выходом. И народ  с небывалым для нашего времени ажиотажем стал выкладывать на этот столик плоды. О Богослужении было на пару минут забыто. Нам  просто некоторое время не давали совершить каждение плодов. Мне вспомнились 90-е, когда на Крещение тебя могли просто в "случае движения" народного могли просто снести с положенного места. Вспомнилось  то время своеобразной дисциплины: Если опоздал на 5 минут в храм: внутрь уже просто не войдешь. Конечно, спокойствие и размеренность сегодняшнего времени тоже хороша, когда можно спокойно постоять в храме. Но плохо когда спокойствие превращается в холодность, которая так свойственна католицизму. Холодность - важнейший симптом смертельной болезни, если не сказать смерти.  И пусть темные массы горять желанием освятить, невыращенные ими плоды. Но хотят же освятить и на Преображение! Это жизнь, пусть не совсем правильна, порою смешная, но жизнь!
Далее после первого порыва. Обстановка вроде нормализуется. Но у какого-то дяденьки заставили тарелку с яблоками. Он возмущен, что-то бормочет. Настоятель пытается его успокоить: все освятим достойно, даже  и утех, кто не поддался ажиотажу, а просто держит корзиночку с заветными плодами в руках. Но  перед самым освящением мужичок поддается искушению, пытается поднять свою тарелку с яблоками, и задевают чью-то корзиночку. Из нее выкатывается несколько яблок. Молитвы прочитаны, плоды на столике тщательно окроплены. Мужичек с тарелкой бежит за батюшкой, обходящим с кропилом весь храм, - кажется, что на его яблочки попало слишком мало святой воды. Тем временем бабуля яблочки, которой выкатились из корзиночки, забывает обо всем, подскакивает к столику, становится перед праздничной иконой, спиной к алтарю и начинается ликвидация последствий аварии. Но, увы, в этот момент начинают петь величание и священнослужители должны прикладываться к иконам, но бабуля перекрыла доступ настоятелю, который пытается вразумить ее, чтобы она пропустила его к иконе: "Хотелось бы к иконе приложиться". Бабуся не понимает ироничного намека, и, не сходя с места, поворачивается на 180, прикладывается к иконе, и невозмутимо продолжает собирать плоды. Наконец ее удается убедить, что к праздничной иконе надо прикладываться не только ей, но и всему храму и мы все возвращаемся  в алтарь. Конечно, сегодняшние нестроения были подвергнуты разгромной критике в проповеди настоятеля, которую я не мог прослушать, потому что занимался потреблением Святых Даров. Говорят, что бабуля потом продолжила обсуждение в частной беседе настоятелем. После того как я потребил дары ко мне подошел бледный алтарник: "Вашу корзинку украли". Дело в том, что моя дочка, которая живет с нами, уехала в отпуск, а супруга заболела и не смогла пойти в храм на праздник, и семейные обязанности по освящению пришлось выполнять мне. Была вручена корзинка, которая была мною передана самому надежному алтарнику. И вот, что получилось: украли. Выходим  в храм, на столике победно стоит одна единственная моя корзинка с освященными плодами. Смешно, но сколько переживаний из-за купленных в магазине плодов. Именно потому, что они освящены. Волнения свойственны тем, у кого есть сердце. Тут мне вспоминается один эпизод, описанный в воспоминаниях митрополитом Вениамином (Федченковым): " Да, у них  (католиков) больше дисциплины, у нас - сердца. Припоминаю, например, такой случай. В храме нужно было совершить выход из алтаря. Служитель должен был идти впереди со свечей. Но, он забыл вовремя зажечь ее, а между тем священнослужитель  уже торжественно шествовал за ним. Ну, что было у нас, русских, в подобном случае? Разумеется, церковник бросился бы  исправить свою оплошность и зажечь свечу, а батюшка подождал бы эти десять - пятнадцать секунд. Но у них иначе: остановиться было уже нельзя, так как это нарушило бы дисциплин и чин, поэтому служитель пронес свечу незаженной. Маленький случай, но характерен для католицизма". Прочитав давным-давно эти строки, я  внимательно наблюдаю за этой периодически повторяющейся на службе сценой. Что для нас важнее дисциплина или сердце. Освятить по традиции плоды или махнуть рукой на эту отжившую традицию?


Рецензии