В библиотеке запрещено говорить о книгах?

В советский период во всех библиотеках работали библиотекари. То есть специалисты с соответствующим образованием. Основная цель библиотеки - это помощь родителям и учебным заведениям: познакомить детей с книгой, научить любить книгу, работать с ней, находить необходимую информацию, дать сведения об авторах - в общем, открыть для детей мир литературы и научиться в нем ориентироваться. Для того, чтобы заинтересовать, увлечь ребят, информация преподносилась самыми различными методами, в различных формах: игры, выставки книг, выставки рисунков и поделок, библиотечные уроки, веселые праздники и даже кукольные спектакли... Было непременное условие - все мероприятия были привязаны к Книге: либо творчество какого-то писателя, либо книги отобранные по тематике: о временах года; о птицах; об истории Отечества; мир сказок; мифологические герои и т.п. И, разумеется, все мероприятия были бесплатными.

По мере утверждения "рынка" и его "идеалов", капитализма, торжества бизнеса (не знаю, как выразиться) профессионалы из библиотек уходили. Пришли люди либо только со средним образованием, либо с образованием очень далеким от педагогики и литературы. И если прошлые годы они лишь учились у профессионалов, работали под их руководством, охотно следовали их советам, то по прошествии времени и в связи с переменами в стране, они взяли инициативу в свои руки.

Мероприятия стали платными. То есть не все дети на них могли попасть. А только те, чьи родители заплатили. 2.Мероприятия стали просто увеселительным времяпрепровождением, проводимым массовиками-затейниками. Связь с Книгой стала не только необязательной, но даже нежелательной. К книгам сами новоявленные "библиотекари" стали относиться пренебрежительно, насмешливо; ничуть не стесняясь своего невежества.

И всё это вместо того, чтобы в связи с появлением в жизни общества компьютеров, усилить просветительскую работу, активизировать ее: привлечь в библиотеки лучших специалистов, наиболее талантливых людей, расширить подписку, увеличить количество новых книг... Ведь в настоящее время главное - дать понять детям, что компьютер - это ОДИН ИЗ источников информации, причем наиболее вредный для здоровья. И что главным в образовательном процессе остается книга.

Всё происходит в соответствии с целенаправленной политикой "рыночной" власти, рыночной идеологии. Воспитание "грамотного потребителя", а не творца и созидателя как в советский период; ненужность массового образования, а опора лишь на интеллектуальную элиту и т.п.

Но вот какие записи я нашла в своих старых тетрадях (я в "нулевых" годах работала в библиотеке).

1."Наука и жизнь", №6, 1994г. О проблемах школьной реформы в США.
Из доклада государственной комиссии 1983г.
 - потеря ряда позиций США на мировом рынке;
 - грядущее отставание США от других развитых государств в области информатизации;
 - время, когда общество могло опираться лишь на интеллектуальную элиту, прошло. Конкурентоспособному государству нужно массовое образование;
 - качество образования в США в начале 21 века должно быть самым высоким в мире. А само образование - главным показателем уровня жизни, основой экономической мощи и безопасности государства.

2.Книгу, причем качественную книгу, литературу, не может заменить компьютер. Примеры отрицательного влияния на психику, зрение, сердечно-сосудистую систему и вообще на здоровье можно приводить бесконечно. В частности, Дарья Донцова в книге "Золушка в шоколаде" пишет о том, что дети путают виртуальный мир с настоящим и не могут в нем ориентироваться. Восьмилетний мальчик говорит: "Надо было ему убить не простого дядьку, а милиционера. За убитого гаишника 500 очков дают, а за обычного прохожего только 100"..."Надо вон ту бабушку обшарить, небось у нее можно разжиться хорошим оружием, золотыми монетами или чудодейственной микстурой"...

В книге "Безумная кепка Мономаха" Донцова также рассказывает о компьютерной зависимости и детей, и взрослых, погрузившихся в виртуальный мир: они "живут" в виртуальном городе, в "своем" доме, у них есть муж, дети, вечеринки-тусовки, свой бизнес... И они это воспринимают как нормальную жизнь, до такой степени необходимую, что при разлуке с компьютером у них случаются нервные срывы. А те, кто не отходит от компьютера, забывают есть, спать, мыться...

Сообщения о смерти детей у компьютера мы слышим в новостях. Хотя думаю, что на эту тему (компьютерной зависимости) существует запрет.

О детских фильмах на кассетах я уже писала (отрывки из книги Д.Донцовой "Филе из золотого петушка"). В этом же произведении автор рассказывает и о современной детской литературе. Например, о развлечении богатой дамы, которая заказала девочке-швее платье. Девочка, закончив работу, умирает от голода. А дама очень рада: наряд готов и не надо никому платить.

Андрей Кивинов в книге "Умирать подано" так описывает детские игры. Два пацаненка лет шести играли с куклой: одевали ее, кормили; уложив ее в кровать, пожелали спокойной ночи и с радостным смехом подожгли. Увидев взрыв, обломки, восхищенно закричали: "Клёво!" "Селёга, я тащусь, в натуле! клуто!".

Перешла ли Америка на массовое образование - это отдельный вопрос, вскользь об этом не скажешь. Хотя описание жизни в США в книге Донцовой меня очень удивило. Неужели это правда?! "В седьмом классе умножение в столбик проходят. По географии - только Америка, физики, химии просто нет"... "самая прикольная шутка - кто-нибудь пукнет, а остальные - ржут - не дети, а дебилы. Жирных полно, прямо слоны по улицам ходят, едят всякую дрянь из коробочек и всё время друг с другом судятся..." В метро "сядут в вагон, супчик в картонном стаканчике вытащат или чипсы - и ну наворачивать, а пустую упаковку потом на пол швыряют. У них в подземке такая грязь! Стены все исписаны, скамейки измазаны - сесть противно".
 
Я в США не была, что думать - не знаю. Вероятно, прежде чем кого-то "догонять", надо бы поинтересоваться, в какую сторону они бегут. (отрывок из книги "Обед у людоеда")

Какие же выводы можно сделать. Дети должны учиться читать, работать с компьютером, играть. Но! под руководством нормальных, образованных взрослых. До тех пор, пока самостоятельно не научатся отличать, что такое хорошо и что такое - плохо.





 


Рецензии
Мы приняли болонскую систему образования, В ней много недостатков.

Кимма   09.09.2018 20:49     Заявить о нарушении
Да, я тоже читала и слушала о болонской системе на странице Андрея Фурсова - очень известный ученый, к его оценке я отношусь с большим доверием. Он анализирует, сравнивает и приходит к выводу, что болонская система - это крест на образовании в России.
Спасибо за отзыв.

Нина Мелодина   10.09.2018 13:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.