Дорогая Елена Сергеевна

Прочитала пост Тани Танк о роковых женщинах-Музах (Лиля Брик, Гала Дали) - tanja-tank.livejournal.com/169374.html#comments.
Удивительно мне, что в список роковых не включили Елену Сергеевну Булгакову (третью и последнюю жену Михаила Булгакова). Нарциссическая акцентуация там налицо, достаточно почитать ее дневники:
- лейтмотив: я Муза гения, это все я, я намузила, а бывшие конкретно недомузили;
- болезненная потребность в постоянном блеске, кураже, пребывании на людях, ужинах с шампанским и икрой (а это Москва накануне ВОВ, разгар сталинских чисток!), тусовках в американском посольстве, ресторанах и прочих злачных местах,  ежевечерние гости;
- коллекционирование знакомств со знаменитостями, постоянная охота за "трофейными" - талантливыми и статусными - друзьями.
Замужем была трижды, от первого мужа - адъютанта - ушла к его командиру, от второго (того самого командира, крупного военного специалиста Евгения Шиловского) - к Булгакову, который - о чем она откровенно пишет - привлек ее талантом, известностью, пусть и несколько скандальной, и возможностью развернуться на поприще музы. Неработающие генеральские жены мало кому интересны, а вот жена гениального писателя - это слава!.. К тому же Булгаков был истероидом и невротиком (что сам, как врач, понимал и признавал), всю жизнь мечтал припасть к сильному женскому плечу и с готовностью подчинился Е.С. во всем (она стала фактически менеджером проекта "Великий писатель", и очень эффективным менеджером). Т.е. вот вам и нарцресурс (несомненный яркий талант), и власть, и возможность вести блестящий светский образ жизни, вращаясь среди писателей и актеров МХАТ (муж-военный как раз светской-то жизни избегал, будучи занят делами службы и ежедневно ожидая ареста, как кадровый царский офицер).
После смерти Булгакова Е.С. сняла сливки - я имею в виду славу Музы, Маргариты и  Вдовы. Выступала всюду с воспоминаниями, причем даже о периодах жизни М.Б., когда он был женат на Татьяне Лаппа и Любови Белозерской (т.е. с воспоминаниями о событиях, очевидцем которых не была). Была "консультантом" режиссеров Алова и Наумова в работе над фильмом "Бег" (чудовищным), несмотря на то что пьесу "Бег" Булгаков писал с помощью своей второй жены, эмигрантки-сменовеховки Любови Белозерской, побывавшей в белом Крыму, Константинополе и Париже (самого-то Булгакова за границу не выпускали).
Все знавшие Е.С. отмечают ее невероятное обаяние, шарм - и настойчивое стремление завоевать, очаровать, покорить любого случайного знакомого. Любила напускать на себя таинственность, флер роковой мистической женщины, ведьмы, подчеркивала, что именно она - Маргарита, Вдова и Муза. Открытым текстом говорила, что Булгаков постоянно передает ей свои послания с того света.
Фам фаталь, классика жанра. Каждый последующий муж круче предыдущего по количеству и качеству нарцресурса (первый, адъютант, тоже был не прост - сын знаменитейшего актера Маманта Дальского, это как сейчас за сына Михаила Боярского выйти замуж). В юности стремилась к красивой, беззаботной и светской жизни, а когда выросла, оперилась - к славе Музы.
Она хозяйка положения во всех трех браках, всегда и во всем, она выбирает мужчин, утилизирует их и диктует им условия. Первый муж, Юрий Мамантович Неелов, был утилизирован, как только на красивую жену адъютанта обратил внимание командарм. Второй муж, генерал Шиловский, был утилизирован (невзирая на наличие двоих детей, уж не говоря о каких-то там чувствах, тьфу), как только на горизонте замаячил статус писательской музы.
Типичное для НРЛ поведение: бывшие любимые обесцениваются и выбрасываются на свалку истории, как только появляется более "трофейный" и богатый нарцресурсом объект.
Кстати, Булгаков, хоть и псих-псих, наивным отнюдь не был и иногда троллил супругу. Представлял в лицах, как она овдовеет, его начнут посмертно издавать, поднимется шумиха, ажиотаж, и она будет востребована как Вдова и Муза. Будет выходить на сцену, вся такая прекрасная, в вечернем платье, эффектным жестом простирать руки в пустоту и стенать: "Отлетел мой ангел...".
Так оно потом все и было. Е.С. оказалась вдовой-профессионалом высокого класса. Раскрутила покойного супруга, создала моду на него, была мастерицей перформансов (вроде знаменитого эффектного появления в гостях через пару минут после звонка - я же Маргарита, я же ведьма, прилетела на помеле!), рассказывала одни и те же истории разным слушателям по-разному, поддерживая интерес к теме и атмосферу загадочности (ну, например, эпизод знакомства с Булгаковым существует в двух-трех  версиях)...
Булгаков любил повторять народное присловье, что первая жена - от Бога, вторая - от людей, а третья - от дьявола. Ему импонировал "ведьминский" имидж Е.С.
В "Дневниках" Е.С. описывается забавный эпизод. Младший сын Е.С. Сережа (супруги поделили детей, младший жил с матерью) спросил у М.А., что такое риск. Тот пустился объяснять:
- Вот смотри, Сергей, твоя мама благополучно жила с твоим папой, а потом встретила меня, рискнула - и как замечательно мы теперь живем вместе!
Пацан картаво ответил:
- Смот,и, Потап (он звал отчима Потапом), как бы она еще ,аз не ,искнула...
Настроение у Булгакова заметно испортилось.
Устами младенца.
Поражает самоуверенность, с которой она делится "воспоминаниями" о том, чего помнить не может, и "свидетельствует" о том, чего не видела. Например, о периоде гражданской войны, о родовой семье Булгакова, о его киевских друзьях и т.д. - как в период "консультирования" Алова и Наумова. Хотя были живы и в здравом уме  Татьяна Кисельгоф-Лаппа, первая жена, прошедшая с Булгаковым период морфинизма, гражданскую, первые голодные годы в Москве, и вторая жена - Любовь Белозерская, помогавшая ему в работе над "Бегом", разделившая с ним первый успех и первые поражения! Но пьедестал Вдовы и Музы был обжит Еленой Сергеевной и прочно за нею закреплен. А "недомузившие" - оттеснены на задний план, как ошибки молодости гения.
Примечательный эпизод.
Когда Шиловские получали ордер на квартиру, Е.С. больше понравилась другая - та, которую отдали Уборевичу, занимавшему более высокий пост. То, что пережил бедняга Шиловский, иначе как "пятиминуткой позора" назвать трудно. Нет, не подумайте, она не бросилась выносить мужу мозг - она просто отправилась к Уборевичу и стала щебетать и кокетничать, уговаривая постороннего человека с каких-то щей уступить им с мужем квартиру. Такое нахальство красивой, сознающей свою привлекательность молодой женщины Уборевича позабавило, и он скомандовал грузчикам выносить мебель.
Такова особенность людей с нарциссической акцентуацией - они не видят границ дозволенного, уверены, что "весь мир для них", и в любом возрасте ведут себя как капризные избалованные (а часто и довольно гадкие) дети.
Мне вот просто интересно, как она мотивировала свою просьбу? Чем обосновывала то, что начальнику мужа следует уступить ей лучшую квартиру и переехать с семьей в ту, что поменьше и поплоше? Видимо, в манерах Е.С. было что-то гипнотическое, ей было действительно трудно противостоять - недаром Шиловский, человек чести, тоже поддался ее чарам, хотя романы с замужними дамами были совершенно против его правил (а в офицерской среде отбить чужую жену вообще считалось сугубой низостью).
Е.С. ушла к нему от первого мужа, Юрия Неелова (Дальского). Красный командир, притом из "бывших", а не какой-нибудь пугающе непосредственный пролетарий, - это был выгодный и перспективный брак, который дал ей все: статус, материальную обеспеченность, комфорт, возможность вести беззаботную "светскую" жизнь. Муж ее ни в чем не ограничивал, не контролировал, полностью освободил от забот о домашнем хозяйстве и детях (в то время считалось, что интеллигентная женщина ни в коем случае не должна всем этим заниматься, неважно, работает она или нет, - во всех мало-мальски достаточных семьях держали прислугу). И тут она заскучала. Оказалось, что возможностей для развития хоть отбавляй - деньги есть, времени вагон, муж поддерживает, - а развивать-то и нечего, талантов никаких нет, не хочется ни учиться, ни работать. И к тому же выяснилась неприятная вещь: оказывается, прорваться в фарватере мужа в московский "высший свет" - полдела, в качестве тусовщицы ты никому не интересна, интересны лишь те, кто сам из себя что-то представляет - например, Екатерина Ворошилова, строившая партийную карьеру, или Ольга Буденная, талантливая оперная певица.
Тут и подворачивается Булгаков. Талантливый, популярный, эпатажный (один монокль чего стоит), имеющий вес в тех богемно-творческих кругах, куда Е.С. настойчиво  стремилась. Вполне себе "трофейный" и перспективный. Еще и женат на настоящей звезде - Любовь Евгеньевна, урожденная Белосельская-Белозерская, красавица, в эмиграции познакомившаяся со многими знаменитостями, на Родине - спортсменка (конник), завсегдатай Московского ипподрома, талантливая и остроумная писательница - ей сам Булгаков советовал писать профессионально. Е.С. навязалась Л.Е. в задушевные подруги и в этом качестве постоянно бывала у Булгаковых дома, а после развода на голубом глазу уверяла всех, что "с Любашей у нас самые тесные и любовные отношения". В действительности бывшая жена очень страдала, когда любимый муж и подруга (Л.Е. серьезно относилась к дружбе, она была ранена поступком Е.С.) предали ее. Племянник Любови Евгеньевны, И.В.Белозерский, вспоминал: «Любовь Евгеньевна, как всякая оставленная женщина, была оскорблена, и это чувство она сохранила надолго". Думаю, не столько как "оставленная", сколько из-за неблагодарности бывшего мужа, который при разводе унизил ее: сначала вообще предложил жить всем вместе, с новой женой Еленой Сергеевной (вы же подружки, ачётакова?) - первой жене он то же самое предлагал при разводе: "А Люба будет жить с нами!" Видимо, была у него... кхе-кхе... фантазия на тему "Неплохо очень иметь две жены". Потом снял комнатушку и отселил, и вплоть до покупки Булгаковым однокомнатной квартиры "бывшая" мыкалась в коммуналке с соседями. И радостная Елена Сергеевна в это самое время пишет родственникам про мимими и "теплые и любовные отношеньки" с "Любашей", тьфу. Хоть на минуту поставила бы себя на место женщины, которая была хозяйкой в своем доме, жила с мужем, и вдруг в эти родные стены, которые она обжила, надышала, обустроила, муж приводит новую жену!.. Хотя благородный Шиловский, случись ему разлюбить-полюбить другую будучи в браке, оставил бы бывшей жене всё. Так что ей такое не грозило.
У меня ком в горле, когда я представляю, как Л.Е. собирала вещи, чтобы покинуть свою квартиру, освободить место для Люсеньки (квартира была приобретена в браке, Л.Е. имела полное право судиться за нее с Булгаковым, но была горда). Вообще, выставить бывшую жену из дома - это за гранью. И опять-таки: если бы Шиловский встретил-полюбил другую "при живой жене", он бы на вокзал жить ушел. Л.Е. знала, что Булгаков - эгоцентрик, мнительный, болезненно самолюбивый, нервный, желчный... Но что способен выставить ее из дому - такого даже предположить не могла.
Хотя Булгаков был болен - в 1929-м году у него началась клиническая депрессия "с приступами предсердечной тоски" (из его письма; предсердечная тоска - это медицинский термин, симптом); развилось психическое расстройство - агорафобия, из-за которого он боялся выходить из дома, и Любовь Евгеньевна водила его за руку. Потом наступила ремиссия и длилась несколько лет, но вот последние два года жизни в браке Л.Е. провела с психически больным человеком. И кто знает, как он чудил за закрытыми дверями - ведь дневников Л.Е. не вела.
Так что, может, Булгаков и анонсировал ей кое-что из последующего бенефиса.
Да, можно разлюбить жену и полюбить не жену. Нельзя вычеркнуть из жизни человека, который нянчился с тобой, когда ты был болен и неадекватен. Который водил тебя за руку, когда ты боялся выйти из дома. Который не бросил тебя, когда ты каждый день ждал, что за тобой придут.
Гордая Любовь Евгеньевна сделала вид, будто у нее роман с каким-то военным, находящимся в служебной командировке в Монголии, и б. муж вместе с б. подругой радостно поверили.
А жаль, что не было романа.


Рецензии