25. Провокация не состоялась

Я вижу недоумение на твоём, читатель, лице по поводу участия КГБ в игре вокруг фестиваля бардов.

Недоумение – потому что об этом раньше не говорилось и не писалось.

Потому что, если и думали, то помалкивали. А потом всё это как-то забылось.

Но позволь мне сейчас прокомментировать этот вопрос лишь несколькими фразами. Я оставляю за собой право высказаться более полно в подходящем месте в подходящее время.

Я внезапно понял, что у властных структур (или в недрах КГБ) могла зародиться мысль создать всесоюзную структуру клубов по типу клубов Чехословакии, сыгравших значительную роль в «Пражской весне».

Для создания этой структуры использовались (они могли и не знать об этом), как крупные деятели ЦК ВЛКСМ, например, Борис Чурбанов (связанный со Светланой Рожновой), так и , другой пример, Юрий Торсуев (связанный с Василием Димитровым), а в клубе «Под интегралом», для этой работы был избран председатель совета Василий Димитров.

Допускаю, что и деятели ЦК ВЛКСМ, и Василий Димитров искренне стремились создать сеть клубов, не подозревая о целях и намерениях КГБ.

Вася говорил мне об этом, как о главном деле клуба «Под интегралом», которым он и занимался.

Центральным должен был стать новосибирский клуб «Под интегралом». В европейской части страны опорными должны были стать – Московский и Ленинградский клубы,  Урал.скую зону должен был покрывать – уже созданный клуб в Куйбышеве, на Дальнем Востоке – клуб во Владивостоке, который создавался.

Работа по созданию Всесоюзной клубной структуры началась в начале 60-х.

Стремясь взять молодёжь под контроль, направить её недюжинные силы в легальное русло, на самом высоком уровне в политбюро ЦК КПСС было принято решение о создании молодёжных клубов.

Председателем КГБ в те годы был бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ Шелепин.

В 1961 году первый секретарь ЦК ВЛКСМ Семичастный стал председателем КГБ, и Комитет продолжал работу по созданию молодёжных клубов.

Тогда эту идею поддерживал секретарь ЦК ВЛКСМ Лен Карпинский, также бывавший в Академгородке, но это было ещё до создания клуба «Под интегралом».

Куйбышевский ГМК-62 был, пожалуй, самым успешным детищем этой работы.

В 1967 году с приходом на высший пост в КГБ Андропова вопрос о создании клубной структуры повис в воздухе. В то же время появилась информация о деятельности молодёжных клубов в Чехословакии, приблизивших «Пражскую весну».

Поэтому в аналитическом центре КГБ, видимо, созрела мысль о создании сети клубов, работающих под контролем КГБ, на которую можно было бы повесить обвинение в антисоветской деятельности и, «разгромив эту сеть, репрессировав её руководителей, тем самым, как бы, упредить события.

Эта игра и началась с клубом «Под интегралом», которого избрали в качестве руководителя Всесоюзной клубной структуры.

Она проводилась в 1967 и успешно продолжалась в 1968, но не была закончена.

КГБ, как я предполагаю, намеревалось устроить большой показательный процесс, обвинив клуб «Под интегралом» в подрывной антисоветской деятельности, а, возможно, и в попытках контрреволюционной деятельности, подготовки к свержению советского строя.

Именно это, на мой взгляд, стало основной причиной переноса фестиваля с ноября 1967 года, а затем попыткой перенести фестиваль на ещё более поздний срок.

Проведение фестиваля в марте 1968 года разрушило замыслы КГБ. Провокация не состоялась.

Её разрушили действия организаторов фестиваля, преодолевших все препятствия, которые воздвигали перед ними власти. Поддержка приехавших на фестиваль журналистов. Высокий градус ожиданий молодёжи Академгородка, который почувствовали партийные деятели, а за ними и руководители новосибирского отдела КГБ. Почувствовали, испугались и отступили.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/21/353


Рецензии