Деревянные лошадки

Вместо эпиграфа:

«Ускакали деревянные лошадки…»*


Причина неизбежного Апокалипсиса:

Короткие тексты легко критикуются со всех сторон, а на длинные тексты никто не хочет тратить своё время.

Кто из нас читал письма Петрарки.
Того самого поэта, который однажды издали увидел Лауру, и потом всю жизнь писал ей сонеты.
На жизнь Лауры.
На смерть Лауры.


Ну, предположим, сонеты – один, два, дюжину – вы еще могли пробежать усталыми глазами.
Но письма.
Между прочим, Петрарка писал письма всю жизнь.
Точнее – правил!
Писем он написал немного.
Но затем всю жизнь любовно корректировал однажды написанный текст.
Улучшал.
Совершенствовал.
В общем, относился очень ответственно.
Так вот – Вы читали?
Не смущайтесь.
Признавайтесь честно: скорее всего, даже и не слышали о его письмах.
Но это я Вам сейчас не о письме Петрарки номер шестнадцать к пастору N.
Я Вам о самом Петрарке.
Петрарка жил в том веке, когда население Земли исчислялось не миллиардами.
И читать и писать умели далеко не все.

Вот Вам, к примеру, статистика одного скромного императорского ресурса, на котором,  кстати, я всё это и публикую.

Ресурс парный, то есть состоит из двух как бы независимых друг от друга частей.

Проза.ру – это примерно двести тысяч авторов.
Стихи.ру – это примерно четыреста тысяч авторов.
Ими выложено совместно около сорока миллионов произведений.
То есть каждым автором порядка семидесяти произведений.

Понятно, что есть люди скромные – публикуют только по тридцать – сорок лучших своих текстов.
А встречаются такие скромники, как Ваш покорный слуга.
У меня на прозе.ру около двух тысяч текстов, на стихи.ру - более четырех тысяч.
Согласен!
Не много!
Но если бы так публиковался каждый, вместо сорока миллионов произведений было бы четыре миллиарда.
И это от жалких шестисот тысяч авторов.
Но на планете Земля авторов значительно больше.
Никто не публикует реальной статистики,
Но их больше миллиона.
Конечно, таких как Лопе де Вега – немного.
Всё-таки драматург написал по некоторым данным 2700 пьес.
И Шекспиров раз, два и обчёлся.
А поэт использовал в произведениях двадцать семь тысяч разных слов!
Цифирь я пишу на память.
Принципиального значения она не имеет.
Вот Жюль Верн оставил после себя двадцать тысяч тетрадок, заполненных под завязку выписками, фактами, мыслями.
Если мой учитель Феофраст опубликовал книжечку «Характеры», в которой поместил тридцать (три десятка!) описаний характеров человеческих, то уже Лабрюйер опубликовал 1184 заметки в своих «Характерах или нравах…».
Кстати, сам Теофраст был автором не то 250, не то 350  различных работ.
Он же увлекался растениями и его коллекция составляла более 400 видов флоры. Но самое увлекательное в его коллекционировании – это яды!
Как то не очень активно об этом пишется, но в древности, да и в средние века искусство превращать части растений в яды ценилось весьма высоко.
Вот и Сократ принял бокал цикуты!
Так что не текстом единым…
Кстати сам Сократ так ничего и не написал.
Понимал, что писать не стоит!
Не буду скрывать от Вас, что моим любимым чтением в детстве были последние тома Полного собрания сочинений Льва Николаевича Толстого.
Особенно тот, в котором черновики «Войны и мира».
Вот это чтение так чтение!
Школа литературы!
Кстати, это был, кажется, 88-ой том.
Впрочем,  могу спустя полвека и ошибаться.
А еще я любил читать Герберта Уэллса и Джека Лондона.
Томами!
И томиков было не один и не два у каждого.
А Артур Конан-Дойл!
Один «Затерянный мир» чего стоит!
В день я проглатывал по одной-две книги, то есть страниц по 500-600.
Из библиотек до тридцати лет я не вылазил.
Грубо говоря, за десять тысяч дней мне посчастливилось осилить более пятнадцати тысяч книг.
И потом еще тридцать лет я не прекращал «приобщаться».
Поэтому, размышляя о Франческо Петрарке, я пришёл к выводу, что он и представить себе не мог, в каком море текстов будут буквально микроскопической капелькой его собственные письма.
Впрочем, задолго до него, в Новом Завете был опубликован величайший из текстов: «А если записать все что он говорил, то этих книг не вместил бы и целый мир».
Так что ничто не ново.
Всё уже было до нас.
И всё изречено и написано.
Кстати, в том самом письме Петрарка активно цитирует древних авторов.
Много древних авторов.
А текст по существу один и очень даже не длинный.
Смысл его сводится к простой идее:
- Только дурак может быть уверен, что доживёт до сегодняшнего вечера.
Конечно каждый древний автор, упоминаемый Петраркой, расцвечивает эту мысль по-своему.
Но суть от этого не меняется.
Можно ли предсказать уверенно будущее любому человеку?
Вне всякого сомнения: все рано или поздно умрут.
Например, в этом веке человечеству предстоит похоронить около десяти миллиардов сородичей!
И это – по самым скромным оценкам.
Иногда меня охватывает отчаяние.
Я написал более пятисот текстов о  самом важном для каждого.
Их просто никто не читает.
И не прочтёт.
Какой смысл писать что-либо на планете, где каждому кажется, что он уже всё знает и всё понимает?
А иногда меня посещает лучик надежды: «А вдруг?»
Наступает новый день.
Ко мне приходят малыши трех-пяти лет.
Они радуются мне, потому что для них я добрый волшебник, старый сказочник.
Они улыбаются мне и мы с ними играем маленькими деревянными лошадками на маленькой расчерченной на квадратики доске.

«Пароходики бумажные вернулись»*.

*великая песня исполненная Валентиной Толкуновой
Слова Э. Шима Музыка М. Минкова

Справка Порталов:
На портале публикуется 803 055 авторов, сейчас из них 2 463 в сети
На сегодняшний день 21 августа 2018 года опубликовано 42 677 671 стихов
На сегодняшний день 21 августа 2018 года опубликовано 7 672 544 текстов
На портале публикуется 288 612 авторов, сейчас из них 821 в сети


Рецензии