А был ли мальчик?.. хитовый альбом

Жила-была на свете девочка. И звали ее Любаша. Девочка ходила по свету и искала любовь. Но сложная эта штука - найти любовь в огромном мире, да такую, чтобы накрыло с головой и всю жизнь не отпускало. Весной, когда на улицах радостно звенела апрельская капель, мир был светлым и добрым, и, казалось, он полон любви, но осенью начинали хмуриться тучи, северный ветер приносил холода, и ничто не могло заглушить подкатывающую к сердцу боль. Девочка писала песни, и только с помощью них ей удавалось эту боль преодолеть... Возможно ли найти то, что ищет она? Вопрос столь же неоднозначный, как «быть или не быть»...

На самом деле все было не совсем так. Девочку звали не Любаша, а Татьяна Залужная, она никуда не ходила, а жила себе в родном Запорожье. Училась в музыкальной школе, но потом поступила в технический вуз, из которого вышла дипломированным программистом. И так бы сидела себе за компьютером и писала программы, пока в один прекрасный день не поняла - больше так не может. Потому что музыку никогда не бросала и песни сочиняла, и даже музыкальные спектакли ставила, которые на все Запорожье гремели. Уволившись из своего института, Татьяна всю себя посвятила музыке. Правда, на первых порах в основном предлагала свои песни другим исполнителям. Поехала в Москву. Необычным, свежим материалом заинтересовались популярные исполнители, хотя Татьяне, как всякому молодому и тогда еще неизвестному автору, приходилось нелегко. Случалось идти на уловки: например, ярким фломастером писать на кассете с демо-записью: «Внимание, хит!» И ведь надо же, действительно хит получился (или, вернее, был таковым?). Теперь песни Залужной есть в репертуаре А. Укупника, И. Аллегровой, Лолиты, Л. Вайкуле, Кати Лель, Б. Моисеева, А. Малинина, А. Смеховой, К. Орбакайте, известных украинских артистов. Были «закинуты» песни и в арт-студию Аллы Пугачевой. Примадонна, известная своим внимательным отношением к творческой молодежи, прослушала и в целом одобрила, а на один из текстов даже написала музыку. А сама Татьяна поняла, что есть среди ее песен такие, которые никто, кроме нее самой, исполнить не может. И решила собрать группу. Назвала ее «Любаша». Почему? Да потому, что «любовь - боль». Потому, что «если отбросить все, то останется голая Любовь. Любовь в том виде, в каком она к человеку приходит». Тут все пути-дорожки сходятся. И начинается вторая часть истории.

Группа «Любаша» отрепетировала, аранжировала и записала 16 песен - практически целиком и полностью альбом. Этот материал Татьяна дала послушать Алле Пугачевой - хотелось получить советы, замечания... Ответом было предложение поработать вместе - такого Любаша и ожидать не могла! Добавив к имеющимся еще четыре композиции (И. Крутого, А. Барыкина, О. Попкова и самой Пугачевой), певицы поделили песни поровну, а затем перемешали их - Любаше достались нечетные номера, Алле Борисовне - четные. Пугачева внесла еще одно интересное предложение - в паузы между песнями вставить отрывки телефонных разговоров, происходивших между ней и Любашей. И увидел свет диск «А был ли мальчик?» - альбом по всем параметрам концептуальный, что для нашей эстрады со времен «По волнам моей памяти» Давида Тухманова большая редкость.

«Алё, слушаю, кто это?» - «Алла Борисовна, это, это...» - «Громче говори, пожалуйста, кто это?» - «Это Любаша.» - «А.... Ой, очень хорошо, что ты позвонила, Любаша. Так тебя и называть, что ли, Любаша? Просто Люба?» - «Да, Любаша». - «Ах, именно Любаша». - «Любаша». - «Я так думаю, что от слова Любовь?» - «Да». - «Ну ладно, так и буду тебя называть. Любаша». Сейчас уже не важно, какие из этих диалогов были записаны «в реальном времени», а какие были сочинены специально для поддержания сюжетной линии. Главное, что они эту линию действительно поддерживают и при этом создают второй, личный план - отношений между двумя женщинами, творческими личностями, учителем и ученицей, просто подругами... То, что Любаша и Алла Борисовна были в тот период дружны, не секрет. Что в жизни - то и на пленке: вот одна приглашает другую в гости (знакомиться с «мальчиком» и «на день рождения Любви»), вот другая делится своими проблемами, обе друг другу сочувствуют и сопереживают, шутят и печалятся... Эти истории продолжаются и в песнях - встречи и расставания, слезы и радость обретения, вопросы и поиск ответов, а в самом конце - вновь вопрос, повисший долгими телефонными гудками... Альбом ярко демонстрирует творческое дарование Любаши. Тексты ее сплошь состоят из парадоксов и дихотомий, завораживают необычными ассоциациями и ритмическими сбивками, своеобразным юмором: «Был взгляд ток притяжение/Был взмах вдох и парение», «Не моя эта станция/Улица не моя/И любовь моя - не моя», «Ты уехал - но ты остался», «Хоть уже вечОр - еще не вЕчер», «Вечность цЕлую я тебя целУю»... Музыка - лиричная и жесткая одновременно, порой это чуть ли не грандж, порой - едва ли не трип-хоп; она «цепляет» весьма неординарными, острыми мелодическими ходами, она полна настроений то нервных, почти депрессивных, то восторженных, мечтательных. Пугачева, как подлинный шансонье, совершенно естественно чувствует себя в этой «молодежной стилистике», придавая исполняемым ею песням чуть ироничный, карнавальный оттенок («Голова», «Не плачь»); Любаша же поет от первого лица, и вся ее порывистость, переменчивость, отзывчивость, желание быть понятой - в ее голосе, интонациях, эмоциях.

Итак, диск вышел, и началась самая скандальная часть истории, нашедшая, кстати, широкое отражение в различных печатных (и не только) органах. Говорили разное: и что Пугачева взялась за никому не известную Любашу «из ревности», поскольку в свое время «проглядела» Земфиру, и что Пугачева, давно испытывающая кризис, «выехала» за счет свежего и энергетически насыщенного материала Любаши, и что весь проект - большая авантюра. Живой интерес общественности вызвала фигура «мальчика», фигурирующего в названии альбома: те, кто привык трактовать все в буквальном смысле, углядели тут намек на молодого друга Аллы Борисовны Максима Галкина, благо он весьма колоритно подпел артистке в песне «Будь или не будь». Сама Пугачева тоже подлила масла в огонь - то пригласила к съемкам клипа «Зона» еще одного модного поп-героя, Вячеслава Петкуна, то... не приехала на презентацию альбома, оставив пока еще не научившуюся отбиваться от журналистских копий Любашу один на один с воинственными «акулами пера». Отзывы об альбоме были самыми противоречивыми: одна газета утверждала, что «Любаша, очевидно, очень хочет походить на Земфиру, но походит только на группу Total, что вряд ли можно счесть комплиментом». Критик А. Троицкий описывал диск как, возможно, «самый необычный, самый смелый и в каком-то смысле самый благородный альбом Аллы», а Кен Хенсли (ex-Uriah Heep) в личном письме к Любаше (прочитать его можно на сайте певицы www.lubasha.ru) приглашал ее в Америку и обещал помочь.

С тех пор прошло время. Страсти немного улеглись. Залужная звонит Пугачевой редко - не хочет быть навязчивой. О своей Любаше говорит как о сценической героине и как о группе с таким названием; в жизни же она продолжает оставаться Таней. Пишет песни для других и для себя. Дает концерты. Осенью у группы «Любаша» выходит самостоятельный альбом. Насколько он будет успешным - зависит уже только от самой Татьяны и ее музыкантов. Диск же «А был ли мальчик?» именно сейчас можно оценить по достоинству: не как «авантюру», а как очень яркий и интересный опыт, концептуальное музыкальное произведение, хитовый альбом, в конце концов.

...На обложке пластинки Алла Пугачева и Любаша сфотографированы рядом. Присматриваясь, улавливаешь, что при всей внешней несхожести есть в этих двух женщинах что-то общее. Наверное, глаза. Умные, глубокие, светлые - то самое «зеркало души». Пусть взгляд одной более умудренный и при этом открытый, другой - печальный и отрешенный. В них читается один и тот же вопрос. Была ли любовь? Будет ли?.. Жизнь все расставит по своим местам.

  2002 Автозвук приложение №9

Варя ШИЛОВА


Рецензии