118. Ещё о Сократе

   118. ЕЩЁ О СОКРАТЕ

   Моя заметка о Сократе вызвала большой интерес у аудитории, потому решил ее добавить еще десятью небольшими диалогами, которые случились в его жизни, но они выбраны определенным образом, наиболее характеризующим философа.
   Привожу их без всяких ремарок, исправлений или изменений со своей стороны. Все как в оригинале:

1.
Однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись того, что произошло, он начал уговаривать философа не подавать на него в суд.
– Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? – сказал Сократ ударившему.

2.
Однажды Сократа спросил ученик:
– Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
Сократ ответил:
– Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.

3.
Идет Сократ. Вдруг он видит – один мужчина гонится за другим и кричит:
– Держи убийцу! Держи убийцу!
Сократ никак не реагирует, и убегающему удается скрыться. Тут к Сократу подбегает второй и спрашивает:
– Почему ты не задержал убийцу?
– Убийцу? А кто такой убийца?
– Это человек, который убивает.
– Ты хочешь сказать, мясник?
– Нет, человек, который убивает другого человека.
– Воин?
– Да нет же, человек, который убивает другого человека в мирное время.
– Палач?
– Ты что, глупый? Это человек, который убивает другого человека, скажем, в его же доме.
– Ага, понятно, – врач.

4.
   Гетера Каллисто однажды насмешливо заявила Сократу, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников, а вот ему это сделать с ее друзьями не удастся.
– Конечно, – сказал философ. – Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я – подниматься вверх.

5.
   Как-то один знакомый Сократа, известный своей расточительностью, спросил, у кого можно одолжить денег.
– Займи у себя – сократи свои расходы, – сказал ему Сократ.

6.
   К Сократу обратился один из его учеников:
– Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?
   Философ ответил:
– Смотри не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни поступил, все равно потом будешь жалеть.

7.
   Алкивиад недолюбливал сварливую жену Сократа Ксантиппу.
– Почему, – спрашивал он у Сократа, – не прогонишь ты эту женщину?
– Потому что, – сказал Сократ, – имея ее, я упражняюсь в терпении и кротости, с которыми потом выношу дерзости и оскорбления от других. Добрый муж должен исправлять недостатки жены или претерпевать их. Если он их исправит, он создаст себе приятную подругу. Если же он их претерпевает, он работает над усовершенствованием самого себя.

8.
   Алкивиад доказывал Сократу, что, благодушно обращаясь с женой и не возмущаясь ее выходками, он только поощряет этим ее крикливое нетерпение.
– Я приучил себя ко всему этому шуму, – отвечал мудрец, – как привыкают люди к скрипу блоков. Впрочем, ты дурно говоришь про мою жену, а сам разве не выносишь криков своих гусей и разве сердишься, что они оглушают тебя?
– Но ведь гуси приносят мне выгоды, – отвечал Алкивиад, – несут яйца и высиживают гусят.
– А жена моя, – возразил Сократ, – разве не дает мне детей?

9.
   Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
– Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
   Сократ ответил ему:
– Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое – это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
– Ну, я слышал это от других.
– Вот видишь, ты не уверен. Второе сито – это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
– Совсем нет.
– И, наконец, третье сито – сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
– Сомневаюсь.
– Вот видишь – ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

10.
   Один из друзей навестил философа накануне казни и предложил ему свой роскошный плащ.
– Неужели мой плащ годился только для жизни, а для смерти не пригоден? – возразил Сократ.


   Могу сказать про себя одно, если бы я прочел Сократа раньше, то не наделал бы в жизни столько ошибок. (Лев Вишня)
Мудрость, однако…


Рецензии
Интересные рассказы о Сократе!

Признаюсь: не знал их.

ВСЕГО ХОРОШЕГО ВАМ, УВАЖАЕМЫЙ ЛЕВ!

С уважением

Александр Андриевский   22.08.2018 01:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!

Все подлинные диалоги Сократа.

они идут по Элиану.

с уважением,

Лев

Лев Вишня   22.08.2018 17:55   Заявить о нарушении