Мои переводы. Содбо Ешисамбуев. Алханай-2

I. БОГИ И ЛЮДИ АЛХАНАЯ

ПЛИТОЧНЫЕ МОГИЛЬНИКИ

И вот вы в пути. Перед вами открываются необъятные просторы - сте-пи, леса, горы, тайга. Краски сменяются мгновенно, но неизменной остаются синие дали. Это - Ара-Халха или Забайкалье - родина великих и древних народов, с которыми вольно или невольно связаны возникновение и развитие многих современных народов I и II тысячелетий. Надо полагать, что в свое время племена, жившие у подножия Алханая, обладали огромным энергетическим потенциалом, если смогли расширить свои пределы до всепланетных масштабов... По всему Забайкалью во многих местах встречаются торчащие из земли плиточные камни. Буряты их называют хуhо шулуун - плиточные могильники. Местность Хуhоши в современной транскрипции звучит как Кусочи. По дороге на Алханай вы непременно увидите эти могильники - немые свидетельства битв и сражений, обрядов и традиций народов, обитавших у подножия величественной горы.
На территории алханайского колхоза насчитывается более ста разграбленных в древности, захоронений. Сегодня они не представляют интереса для сельских жителей. У подножия Алханая, за обочинами дорог, много плиточных могил, на них, как древние стражи, сидят степные коршуны и постоянные обитатели наших краев - вороны.
Наверное, ученые еще могут найти нетронутые захоронения, плиточ-ные могильники не утратили свою историческую значимость. Но простым людям нельзя нарушать покой этих спящих курганов. Из истории древних времен нам известно о цивилизации тюркских каганатов, гуннов, киданей, сяньбийцев и многих других народов. Все они были предками забайкальцев, почитали Алханай. В религиозно-этническом понятии бурят, эти могильники имеют своих «хозяев». И ни один бурят не использует эти камни в качестве строительного материала, не стронет их с места, ибо это грех.
Пусть они хранят тайны веков.

МААНИ – МОЛИТВЫ И МАНТРЫ

На горных перевалах Алханая, у обочин дорог, родников, в лесу часто встречаются каменные молитвенные плиты, установленные на кучах камней. У некоторых из плит заливные опоры. Это - маани, крупнозернистые гранитовые плиты с выбитыми вязью надписями на тибетском языке. Одна и та же вязь повторяется три или более раза. В основном, это повторения мистической формулы буддийской религии - «Ом-ма-ни-бад-ме-хум!», «Да будет благословенен рожденный на лотосе». Так все будди- сты прославляют Будду, который, как известно, совершенен. Значит, люди прославляют и само совершенство, и путь к нему...
С начала XIX века алханайские буряты начали проводить религиозный обряд «Маани хураха». Состоятельные скотоводы приглашали ламу, соседей. Собравшиеся садились на молебен, который длился трое суток. До начала молебна хозяин, проводивший обряд, привозил на телеге каменную плиту с горы Верхний Соктуй. Кстати, раньше из таких камней делали мельничные жернова. Хозяин упорно обрабатывал, тесал этот камень. После этого лама на ровной поверхности камня писал маннтры...
Участники маани соблюдали правила ритуала: не кушали тяжелую пи-щу, в течение одних суток не произносили ни слова, много раз совершали моления с поклонами. Пока длился молебен, двое или трое мужчин зубилом и молотком выбивали мистические слоги мантр. К окончанию церемонии был готов Шуулун маани - Каменная мантра.
Скотоводы устанавливали молитвенный камень на своих родовых участках, этим самым они усмиряли духов и хозяев гор и степей, рек и озер. Это должно было сопутствовать благополучию. Люди, проезжавшие мимо Шуулун маани, совершали пожертвования, а главное читали и повторяли молитву.
Местность, где стоят такие плиты, называют «Маанита» или «Манти».

КУЛЬТОВЫЕ ПЛИТЫ

Если на молитвенных камнях кроме мантр имеются еще имя священ-ника и дата, то такие каменные плиты называют Yлэ. На повороте к горе Алханай имеется культовый камень рядом со знаком Далай-ламы. Он установлен в 1911 году, в честь одного из высокочтимых настоятелей Агинского дацана Гэбгы-багша, о чем свидетельствует надпись на старомонгольском языке.
Ламы, соблюдающие все религиозные каноны, не имели семьи, детей. Жизнь они должны были посвятить совершенствованию и служению людям и тем самым увековечить свое имя. Каждый проезжающий читал маани на подобных культовых камнях.
Yлэ встречаются очень редко.
Возможно, что от слова «Yлэ» произошло топонимическое название «Yлэтэ» (падь, имеющая Yлэ), т.е. Улетуй. Заметим, что продолжительный таежный хребет от села Кыра на Былыру называется - Улеэтын дабаан. Есть село Улетуй. В Ара-Иле имеется гора Улеэтэ майла, раньше там проезжаю-щие останавливали лошадей и жертвовали духу этой горы...
Но вот вы уже подъезжаете к Миру Великого Блага.

ДИМЧИК – ВЕЛИКОЕ БЛАГО

В немом изумлении или радостных восклицаниях, озирая далекие си-неющие горы, голубую дымку над тайгой, блеск горных речек, вы доехали до алханайского источника. Позади суетный мир, а здесь - царство великого блага, который овевает каждого паломника. А перед вами - скала Димчик С;мэ... Вы только прикоснулись к тайнам Алханая, но уже почувствовали, как меняется ваша внутренняя суть....Ведь гора Алханай издавна почитается как божественный храм, включающий в себя несколько храмов божеств буддийского пантеона.
Религиозное название горы Алханай - Лхуншин Тара. Мифология и история буддизма богата и разнообразна. Это огромный мир философии, которая помогает человеку совершенствоваться в реальной жизни.
Алханай овеян и пронизан историей и мифологией буддизма, дыхание которых чувствуется повсюду... Однажды, в период расцвета и становления буддизма, случились непредвиденные и печальные события. Неожиданно стали подвергаться порче священные книги, на колоннах и стенах монастырей появились трещины, среди священнослужителей распространились болезни, трагические случаи. Время было смутное, чистота и правдивость учения нарушились. Верховные владыки буддизма собрали много учителей, мудрецов и астрологов, которые должны были выявить причины смуты, очистить учение. Один мудрейший Багша - учитель учителей - объявил, что пришло время найти и пригласить на трон божество Димчик - Великое Благо. Астрологи вычислили место нахождения младенца - божества. Им оказался ребенок из царской семьи, необычайно резвый, подвижный, одаренный многими талантами и обладающий проницательным умом. Как водится, закрепили за ним учителей. Принц отличался непредсказуемостью поступков и к тому же был левшой...
И вот наступил день, когда нужно было встретить божество Димчик со всеми почестями. Ослепительный Храм готовился к торжеству. У парадного входа собралось множество мирян. Но вопреки ожиданиям владык и духовенства Димчик появился не с той стороны, откуда его ожидали. Он ехал с противоположной стороны Храма, против движения солнца, на одноосной деревянной телеге, запряженной ослом, и раскидывал мелкие камни. Появление его было ознаменовано барабанной дробью, звуками раковин и труб-бискуритов. Так пришел в средний мир Димчик - Великое Благо, и началось возрождение и распространение буддийской религии...
Димчик - это важнейшее тантрийское божество буддизма, который обитает на горе Кайлаша, рядом с мифическим центром Вселенной - горой Сумбэр, царем гор. Тантризм - эзотерическое учение в буддизме, цель кото-рого - достичь просветления, обрести природу Будды в течение одной человеческой жизни. Божество Димчик - один из пяти главных Будд. Главное значение - Самвара - единая сущность, которая находится в основе всех манифестаций, сила защитников веры, мудрость всеведе- ния, подобная зеркалу, высочайшее внутреннее блаженство, принцип единства с Абсолютом. Божество Димчик, он же - воплощение Самвары, считается главным хозяином горы Алханай, занимает очень высокое положение в иерархии северного буддизма, служит охранителем религии, ревностным защитником буддийской веры, карающий гневом всех ее врагов.
Димчик С;мэ - естественный грот, расположен на западном склоне долины Аршана, на высоте 1200 м по Балтийской системе высот. Культовое место связано с естественным гротом, расположенным в основании скалы на северной ее части. Этот грот представляет собой полусферическое углубление в скале диаметром около 7 метров. Глубина пещеры от плоскости входа до дальней стены 4 метра. На верхней части свода имеются вертикальные трещины, откуда сочатся водяные капли, а вода считается Аршаном (святой водой) и потому верующие совершают омовение, берут воду в разную посуду.
Здесь всегда многолюдно. Паломники традиционно посещают пещеру. Смельчаки забираются на вершину скалы. Некоторые от избытка чувств кричат, чего не следовало бы делать, с точки зрения техники безопасности, морально-этического принципа. Эти поступки оскорбляют чувства верующих.
С высоты Димчик С;мэ открывается живописная панорама даурской земли, которая примечательна великолепием географического разнообразия.
Природный Храм Димчик с его символическими очертаниями имеет несколько внушительных скальных образований. Паломники, раньше не за-мечая, обходили скалу против движения солнца, заметьте, они поднимаются от источника по наклону, посещают грот, совершают подношение, дальше забираются на скалу и опускаются по крутизне к речке. Старые ламы такой обход-гороо Димчик С;мэ допускали, поскольку Димчик был левшой.
Каждый, кто посещает этот культовый объект, таит в себе какое-то желание, оставляет на скалах монеты, угощает духов пищей, дабы в жизни сопутствовали здоровье и счастье. И молятся:
Богат тот, кто никому не должен,
Счастлив тот, кто не болеет.
Уйдет все нынешнее лихолетье,
Пройдут смутные годы
И наступит время благоденствия.
Да будет так!

ДОРЖО ПАГМА – АЛМАЗНАЯ ЦАРИЦА

На карте Алханая вы увидите все природные храмы. Доржо Пагма - природный храм достопочтенной Алмазной Царицы, супруги божества Димчик. Между ними и находится мир великого блага. Доржо Пагма - стройная и изящная скала с гротом на левобережье ущелья Убжогое, севернее Храма Ворот. К храму Алмазной Царицы ведет тропа между россыпными камнями.
Грот находится в основании скалы, служит местом проведения буддийских ритуалов и может вместить до десяти человек... В буддийской иконописи и скульптуре божество Димчик изображен в символическом союзе с женским соответствием, то есть в эротической форме. На Алханае скалы Димчик и Доржо Пагма расположены далеко друг от друга, на разных отрогах, но в пространстве между ними есть объекты, которые предназначены для поклонения мирян и избавления их от разных страданий и недугов, встречающихся в жизни каждого человека. Здесь паломник находит места для душевного успокоения и энергетического заряда, ибо энергия есть основа всего сущего и в ней заложены все возможности для изменения судьбы.
Немного выше скалы Доржо Пагма возвышается каменное творение природы, а в буддийском истолковании Храм Божества Долголетия Аюши. В его честь в дацанах проводятся богослужения, которые посвящены бесконечности жизни на Земле. Судьба - это программа жизни, а жизнь - есть борьба за существование. Достойная борьба означает достойную жизнь и достойную карму, а в достоинстве нет места гордости...
Наверное, не зря в древности эти скалы привлекли внимание лам, не зря они стали объектами культового значения. Верующие совершают обход-гороо вокруг этих скал. Каждого человека интересует энергия и бесконечность жизни, продолжение человеческого рода. И каждому хочется жить полной жизнью и наблюдать ее красочное разнообразие.
Вокруг этих скал встречаются сибирский лук, барбарис, рябина, бузина черная и другие редкие виды высокогорной флоры, которые предстоит исследовать и занести в Красную Книгу России.
Разнообразие жизни должно быть наиболее полным.

ВЕЧНАЯ ЛАМПАДА И НЕБЕСНАЯ ФЕЯ

Из-под арки Храма Ворот на восточном горизонте ущелья Убжогое отчетливо видна громадная скала по имени Сэндэмын С;мэ, немного дальше сверкает над вечнозелеными соснами скала-шпиль, названная Зула С;мэ.
Туристы, на пути к Храму Ворот останавливаются у этих скал, любуясь каменными творениями природы. Они находятся на высоте 1400 м над уровнем моря.
Зула С;мэ - Храм Светильник (лампада), представляет собой гранит-ный столб высотой около 40 метров, возвышающийся над лесом вдали от других скал. Она раньше всех встречает утреннюю зарю и освещена лучами до позднего вечера. Луч света Зулы олицетворяет силу и энергию созерцания, распространения буддийского учения. Так, верующие по трем сокровенным дням месяца (8, 15, 30 числа) зажигают в алтарях лампадки и погружаются в тишину, перебирая молитвенные четки, в позе медитации. Поздней осенью в дацанах совершается обряд - Зула хурал, смысл которого заключается в том, чтобы души животных, забитых на мясо, находили другие перевоплощения, чтобы перешли в другие живые существа.
Свет Зулы пробивает путь во мглу пространства, а в жизни вытесняет невежество, мракобесие и отрицательные действия. Лампады зажигают, что-бы воссияло солнце в темном царстве.
Скала Сэндэма - один из объемных объектов на Алханае. По ее основанию занимают большую площадь глыбы россыпных камней. На живописных склонах Сэндэмы щедро растут труднопроходимые заросли мелкого леса. Эта скала богата межкаменными щелями, гротами, в которых можно найти и гнездовья птиц, и норки грызунов. На тропе, проходящей через этот останец, экскурсанты преодолевают крутой спуск. Они оставляют на перевале монеты, рис, табак и спички.
Слово Сэндэма соответствует имени львиноликой дакини - небесной феи мудрости, защитницы верующих и учения Будды. Кстати, многие скалы названы именами небесных богинь.
Храмы Зула и Сэндэма посещала элита буддийского духовенства. Вы-дающийся ученый лама Агван Доржиев, приверженец чистоты буддийской религии, писал, что буддизм - есть учение об освобождении от темноты и невежества путем познания и достижения высшей степени интеллектуально-го развития, что слово Будда означает пробуждение и развитие сознания, что буддизм приносит с собой укрощение низменных инстинктов человека и развитие духовной культуры.
Ламы не одобряют суеверий и предрассудков. Например, привешива-ние на живые деревья множества лоскутков ткани. Сегодня это стало повсе-местным явлением. Привешивают, как попало и где попало! Простому человеку понятно, что эти материалы способствуют засыханию деревьев, с пожароопасной позиции - это недопустимо, так как люди зажигают лампадки и благовонные палочки-хужэ и оставляют их без присмотра...
Паломники ходят вокруг скал Зула и Сэндэма, совершая подношения с думой, что добро победит зло, что восторжествует справедливость. Они желают, чтобы дети овладевали азами наук, молятся о мире и спокойствии на земле.

ВОРОТА В МИР ВЕЛИКОГО БЛАГА

Со времен седой старины народы строили грандиозные арки. В Бер-лине - Бранденбургские ворота, в Париже - Триумфальная арка... За ними должно было начинаться нечто значительное и важное, меняющее сознание человека. Эти ворота имеют политическое и нравственно-эстетическое зна-чение. Они олицетворяют жизнь общества.
Есть такие ворота и у бурятского народа. Мудрая природа создала на горе Алханай чудесное творение - скальный останец с величественным проемом-аркой, названный Y;дэн С;мэ -Храм Ворота.
Бурятское слово «;;дэн» можно перевести как - проем, дверь, ворота, вход, а «с;мэ» -храм, чертог. Национальный обычай предполагает соблюдение строгих правил в отношении двери, за которой начинается мир со своими законами и обычаями. Нарушение их - величайших грех. Прежде, чем зайти в дом, человек приводит себя в порядок. И мысли, и одежду, и тело... За порогом не здороваются, руками в косяки не упираются, не прислоняются к нему. В дверь нельзя заглядывать. Порог всегда содержится в чистоте и на него нельзя садиться. Грех сильно хлопать дверью, оставлять открытым...
Буддисты утверждает, что Y;дэн С;мэ - это ворота, через которые люди входят в мир божества Димчик.
У подножия Y;дэн С;мэ проводится выездной хурал - Согшид, посвященный божеству Димчик. Там, на ровной отвесной каменной стене, разнообразные трещины образуют пестрые молитвенные символы, буквы, которые читают ламы. Они называют их Ранжин-маани - мантра, которая выступает сама.
В 1864 году по наставлению всеми почитаемого ламы Намнай- багша была сооружена ступа-субурган. На большой молебен был приглашен тайша агинских бурят Тугулдур Тобоев, летописец, оставивший после себя ценные записи о социальном и экономическом состоянии агинских бурят на протяжении ХVII-ХIХ веков. Во время его выступления на молебне местные жители впервые узнали о положении в российском государстве, системе управления, сборе налогов, вакцинации против оспы и о многом другом...
Вообще субурганы возводят на особо почитаемых и святых местах, а также - на территориях монастырей, при захоронении праха выдающихся учителей, владык буддийской религии. Первый субурган на Алханае разру-шили в 1930 году. Старожилы говорят, что у этих «смельчаков» жизнь была короткой и печальной. Субурган, который сегодня стоит под Храмом Ворот, был построен в 1956 году при непосредственном участии алханайских лам Жимбы Цыбенова и Гончик-Жамсо Тугмитова, которым суждено было вернуться домой, пережив все тяготы сталинских репрессий. Ступа имеет высоту 1,5 метра, нижнее основание называется сэнтэй. В него заложены частицы девяти драгоценностей, глиняные барельефы божеств и культовые предметы. Среднюю часть называют бумба - дарохранилище. Верхняя часть, состоящая из тринадцати колец, называется гол (шпиль), она символизирует почитание 13 великих факультетов буддизма: философии, астрологии, логики, теологии, медицины, религии, искусства, книгопечатания и т. д. Шпиль завершается эмблемой - соембо и имеет следующие толкования:
1. Живем под солнцем, ведем лунное летоисчисление, пламя - символ жизни.
2. Чингисхан восклицал: «Да будет жить вечно монгольский народ, чей отец - золотое солнце, мать - серебряный месяц».
3. Символическое слияние индивида с Адибуддой в практике созерца-ния.
Паломники под аркой совершают ритуальные действа, молятся, обхо-дят три раза субурган, затем идут вокруг Y;дэн С;мэ.
Несомненно, каждый человек, посещая Храм Ворота, в душе своей имел какие-то желания, думал о жизни и собственной судьбе, мысленно мо-лился ради избавления от проблем и болезней. В жизни бывают разные ситуации, поэтому сюда приходят просить помощи. Каждый, кто посещает это культовое место, намерен очиститься, освятить тело и душу, получить заряд положительной энергии. Говорят, что человек, попадая в мир божества Димчик, посещает места благотворного влияния космической силы - биоэнергии.
Люди поднимаются к Y;дэн С;мэ или спускаются от него по вьющимся каменным тропам, которые с двух сторон обложены довольно высокими бордюрами из камней. Каждый поднятый и положенный на обочину камень- молитва, прочитанная паломником. За много лет обочины троп стали каменными бордюрами живописных цветов. Особенно много камней положено в грозные годы гражданской и Великой Отечественной войн. Именно в смутные и тяжелые времена люди больше всего посещали Алханай. Они молились за то, чтобы их сыновья, братья, отцы и деды вернулись живыми с войны и дальних краев... Вообще, буддисты считают большим благом очищать и налаживать дорогу.
Сегодня на этих тропах паломники, туристы и экскурсанты любуются творением природы, вдыхают благоухающий таежный аромат. Для кого-то это оздоровительный поход, для других это познавательная экскурсия. Здесь ярко сохранились вулканические проявления: застывшая лава - туфы, оранжево-коричневые камни - следы горения...
Иностранцы, посещающие эти места, стараются пообщаться с приро-дой, уединяются, медитируют в позе покоя и блаженства. Они испытали на себе все тяготы культуры мегаполисов, которая отнимает у человека все, ду-ши их подсознательно тянутся к природе, дающей своим детям энергию жизни. Много раз мне приходилось видеть граждан из цивилизованных стран, застывших в немом изумлении и боящихся, что в эти святые минуты жизни, кто-то может нарушить их покой. И думалось мне, что сегодня мы, забайкальцы, владеем бесценным сокровищем - нетронутой природой, которой на планете остается все меньше и меньше... Но наша молодежь, в отличие от иностранцев, буквально рвется к чуждой культуре. Они шумят, ведут себя некультурно, распивает спиртное, оставляет бутылки, бумагу, мусор. И некому вразумить им, что люди, не помнящие родства, не знающие своего - всегда будут рабами чужеземцев, что гордость - хуже глупости, что задача человека - завтра стать выше самого себя сегодняшнего, ибо все на этом свете тянется к свету, а не к мраку, что дерево не растет корнями вверх. Тот, кто грешит в святых местах, тот не получит заряда энергии и никогда не будет счастлив...
Y;дэн С;мэ имеет вертикальные трещины, идет медленный процесс разрушения арки под воздействием солнца, воды и воздуха. Поэтому здесь категорически запрещено заниматься скалолазанием. Специалисты говорят, что по мере глубинного разлома земли, последовавшего после вулканического периода, примерно 170-150 миллионов лет тому назад и возник Алханайский горный массив с выступающими, шпилевидными, скалами и гротами.
Поток любителей природы на Алханай увеличивается с каждым годом. И он будет увеличиваться, ибо люди тянутся к отдыху и покою, ибо наша религия и наши земли сегодня самые мирные и спокойные. Только не использовали бы эти важнейшие качества во зло.
Сегодня важно вести воспитательную и разъяснительную работу среди людей через все средства массовой информации. Национальный парк «Алханай», как царство экзотики, как жемчужина Забайкалья, нужен нам и нашим потомкам. Ибо каждый человек пожелал бы пройти через Храм Ворота и очутиться в мире Великого Блага...

ЧРЕВО МАТЕРИ

Недалеко от Y;дэн С;мэ, на горном склоне у обширных рассыпных камней, имеется грот длиной около четырех метров, высотой более одного метра. Это и есть Эхын Умай или Чрево Матери, одно из самых посещаемых, культовых и загадочных мест Алханая, грот, окутанный голубой дымкой хвойных деревьев.
При входе в Эхын Умай вы почувствуете прохладу и сырость, ведь сверху просачивается кристальные капли воды. В центре грота, на камне, мерцают лампады, видны жертвенные монеты. Стены и потолок блестят от сырых камней... Вокруг грота на деревьях развешаны разноцветные лоскутки материи, шелковые ритуальные хадаки (полосы материи в виде шарфов), и, что самое интересное, - детская одежда. Камни и почва у входа и внутри - в ямках. Это рыли люди, в основном, женщины, выпрашивая у Чрева Матери детей.
Гроты с такими названиями есть у многих азиатских народов. Лама, доктор буддийской философии, прибывший из Индии, резиденции Далай-ламы Дхармасалы, вместе с группой лам из Иволгинского дацана рассказал, что в Индии и Тибете тоже есть пещеры с подобным названием, где покло-няются буддисты.
Паломники здесь совершают ритуальные обряды и просят у Эхын Умай души детей, дабы размножался их род. В буддизме и бурятском народе очень развит культ детей и продолжения рода. В одном из номеров журнала «Вокруг света» в 1966 году была опубликована статья, где говорилось, что буряты являются единственным народом на земном шаре, где нет сирот. Обращаясь к матери-богине Дара Эхэ, миряне читают мистическую стихотворную формулу, мантру «Ум дари дудари сууха». Жизнь на земле по буддийским понятиям происходит из шести начал. И потому одну из молитв буддистов можно перевести так:
Молюсь:
Ради шести материнских начал, данных богами,
Ради всех живых существ на земле...
Старожилы рассказывают, что до 1930 года у грота Чрево Матери проводились богослужения 40-50 ламами. После богослужения они втыкали тростями в почву твердые шарообразные культовые предметы, кораллы и морские камушки.
Грот, как правило, навещали и навещают те семьи, у которых не было детей. У входа совершают жертвоприношение, выговаривая свои просьбы. В гроте зажигают лампадку, окуривают благовонием, совершают «омовение» водяными каплями. Затем ищут и достают, буквально выковыривают из ямок, стен или потолка грота, камушки. Удается это не всем...
Камушек, добытый из священных недр Алханая, ставят дома в божницу или же на почетное место, поместив его в чистую и красивую посуду, наполненную пшеницей. Есть множество преданий и случаев, когда бездетные семьи были осчастливлены рождением детей. А во многих случаях рассказывают, что - сколько камушков удалось «добыть» в Чреве Матери, столько детей и родилось. Бывали случаи, когда врачи констатировали факты бесплодия, но после посещения Чрева Матери, дети все-таки появлялись.
Такова сила веры и Алханая, ибо сказано - тому, кто просит, воздается.
Старейшины бурятских родов утверждали, что священный Алханай - место посещения небесных богинь и притока космической энергии, потому и Эхын Умай обладает магической детородной силой.
Да, у бурят до недавнего времени сирот не было. Типичным явлением было усыновление или удочерение детей, за одинокими старыми людьми ухаживали не только родственники... Неужели это время прошло? В буддийской пророческой записи оговорено, что придет время, когда мать умертвит свое дитя, умерший прокормит живого. Сегодня «цивилизация» полностью овладела бурятами, аборты и получение пособий за потерю кормильца стали обыденными явлениями. Но культ предков и детей все еще силен. Будем надеяться, что XXI век станет эпохой благополучия и расцвета человеческого сознания, осознания каждым народом своей уникальности, почитания своих предков, а потому-достойного воспитания потомства. Помолимся же, ибо впереди у нас Промежуточный мир:
Ради шести материнских начал, данных богами,
Ради всех живых существ на земле...

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МИР

В метрах сорока выше по склону от Храма Ворот расположе- на невысокая скальная гряда, называемая Загуурди. Эти живо- писные древние скалы подвергаются ежегодному постепенному выветриванию. Заметны вертикальные трещины, зияющие по- средине - загуурдиин хабсагай. Слова эти можно перевести как месторасположение промежуточного мира. В буддизме принято считать, что душа умершего витает в промежуточном состоянии 49 дней, после чего она должна найти свое перерождение. По этому поводу ламы проводят ритуал - «Хоног тараха».
Наши предки посещали скалу Загуурди по каменистому склону, пройдя через Храм Ворота и следуя к Храму Доржо Пагма. Примечательной особенностью скалы Загуурди является естественное нагромождение обломков скалы, образующее узкий сквозной проход длиной в 2,5 метра. Этот блок упирается вертикальной плоскостью в скалу с одной стороны и узким краем нижней плоскости возлежит на обломке скалы - с другой. Создается впечатление, что камень едва держится и вот-вот упадет.
С древних времен это межкаменное отверстие стало одним из культо-вых мест паломников. На основании скалы можно увидеть жертвенные монеты, отрезки шелковых тканей, кучи сухих палок - это трости богомольцев...
В обыденной жизни человек иногда попадает в непредвиденную обстановку, случаются чрезвычайные ситуации, получает нечаянно травму, становится объектом клеветы, обмана, его преследуют болезни и другие неприятности. Подобные случаи буряты в разговорной речи обозначают словом «загуурдида тёёрихэ», то есть человек находится в промежуточном состоянии, выпал из пространства и времени, потерял жизненные ориентиры. Но эти факты есть результат его предыдущих действий, это его карма. Во избежание таких неожиданностей миряне посещают дацаны, делают обходы святых мест. Посещают скалу Загуурди, стараясь пролезть через узкую щель, чтобы освободиться от накопившихся грехов. Это стало традицией: издавна гуляет слух, что на Алханае есть знаменитая щель грешников. Некоторые говорят, что камни зажимают, но, после чтения молитвы, отпускают, что грешники застревают. Одними овладевает сиюминутное чувство растерянности и страха, другие непомерно радуются, «освободившись от грехов».
На самом же деле, в этом «ритуале» нет ничего от буддизма. К тому же такое лазание очень рискованно и опасно. Конечно, здесь можно оставить монеты, зерна риса, обойти скалу, обдумывая свои поступки, жизнь, крепко-крепко пожелать мира и благополучия всему сущему, а значит и самому себе. Но не стараться освободиться от грехов, пролезая через опасную природную щель в нагромождении камней, которые вот-вот готовы обрушиться на человека. Надо категорически запретить взрослым и детям карабкаться на эту скалу!
Печально, что некоторые исследователи и природолюбы, побывав на Алханае, искажают названия культовых объектов, информацию им дают случайные люди. Например, ученые Лукьянов, Янков, Теруков, Гаврилова и другие заменяют название «Загуурди» новым - «Щель грешников», «Нара Хажад» - «Солнечная оправа», тогда как эта скала «Храм Небесной Музы-кантши». Не надо делать открытий, когда все давно открыто и названо нашими предками! Все названия святых мест имеют теологическое проис-хождение, а к их переводам следовало бы относиться взвешенно и обдуман-но.
Сохраним же скалу Загуурди, как памятник природы, как место, свя-занное с историей и религиозной культурой народа. Ибо каждый из нас при жизни и после ухода в иной мир, пройдет путь промежуточного состояния души.
Пусть будет чистой карма каждого человека!

НЕБЕСНАЯ МУЗЫКАНТША

Нара Хажад переводится как Небесная Музыкантша, а скала Нара Ха-жад это храм богини пребывающей на небесах и льющей на землю музыку. Этот внушительной величины храм - скальный останец, красуется на левой стороне низвергающейся с горы речушки, которая впадает в речку Убжогое. Расстояние от Храма Ворот до Нара Хажад около 500 метров. Спускаясь с грота Эхын Умай экскурсанты наслаждаются прозрачными струями аршана, который с шумом извивается между каменными преградами под скалой Нара Хажад. Своеобразны и красивы истоки горных речушек. Видны небольшие водопады, пороги и вымытые водой ямки в скальном грунте.
Главная особенность этой скалы - обширная расщелина естественного происхождения. Устье этой расщелины, расположенное на северной стороне останца, имеет горизонтальную площадку, где можно было бы установить небольшую юрту. По мере подъема расщелина сужается и набирает вертикальный наклон, а далее - переходит в узкую щель, имеющую сквозной выход на вершине скалы. По подножию скалы громоздятся россыпи камней, примечательно, что глыбы обрамляют некоторые углубления или впадину.
Иногда молодые люди поднимаются по нагорной части скалы на самую макушку. Заметно, что в старые времена, обкладывая и обустраивая основание площадки, паломники изрядно потрудились. Здесь можно обнаружить осколки древних кирпичей. Вообще, в системе природных буддийских памятников Алханая встречаются фигурные кирпичики и осколки колонн Цугольского дацана, завезенные в 20-ые и 30-ые годы прошлого столетия, когда известный буддийский монастырь был закрыт, а службы лам - запрещены.
Надо полагать, что знатные ламы Цугольского и Агинского дацанов в досоветское время выбирали скалу Нара Хажад местом медитации, считали, что на это место ниспускается приток энергии из Вселенной.
С давних времен в народе бытует молва, что здесь, в тишине и покое, можно услышать таинственную и прекрасную мелодию, льющуюся с небес. Это играет Небесная Музыкантша - Нара Хажад...
Конечно, можно предположить, что это песня шумящей тайги, непре-рывная дробь водяных капель о каменные берега или журчание воды, бегу-щей сквозь ажурные корни деревьев, что сама скала Нара Хажад - только интересный объект, созданный глубинным разломом земли, ветром, солнцем и водой. Но, согласитесь, что игра Небесной Музыкантши и энергия Вселенной - лучше любых предположений! И не зря говорят, что на Алханае в человеке пробуждается талант, данный ему Всевышним... Прекрасно, когда человек находит свою истинную сущность.
Делая обход-гороо вокруг Нара Хажад, думайте об этом!

СЕРДЦЕ АЛХАНАЯ

В любое время года на южном склоне горы Алханай отчетливо видна огромная скала, напоминающая своей формой сердце. Это и есть – З;рхэн Шулуун, Каменное Сердце. В буддийском истолковании - это природный Храм Идама Махагала, покровителя веры.
Местные жители с давних времен сравнивали эту скалу с сердцем и называли ее - Алханын З;рхэн, Сердце Алханая, совершали вокруг скалы обход-гороо. На северной стороне скалы есть грот, где проводятся буддийские ритуалы и молебны. Здесь пахнет благовониями, блестят лампады с топленым маслом. По древним сказаниям наступит время, когда сюда будут приходить паломники, чтобы избавиться от сердечных болезней. Они должны будут прижиматься к скале, молиться и вбирать в себя энергию Сердца Алханая.
Вода здешнего ручья обладает целебной силой и удивительно чиста. Вокруг скалы изобилие растительности, цветут - черемуха, сибирская яблоня, смородина красная и черная, костяника и другие ягоды. В густых зарослях кустарников и между каменными россыпями можно найти редкие лекарственные травы. Курумники окутаны мягким мхом и лишайником. Место здесь укромное и тихое, на скалах гнездятся разные птицы, всегда можно увидеть бурундуков и других мелких животных. Встречаются муравейники, стоящие чуть ли не копнами между деревьями, это верный признак здоровой и целебной тайги.
Старые и мудрые люди запрещают собирать здесь лекарственные тра-вы, ибо лекарственные порошки восточной медицины компонуются из не-скольких материалов, имеют свои фармакологические особенности и секре-ты, имеющие историю исследования многовековой давности. Говорят, эмчи-лама (лекарь) перед сбором трав совершал ритуал, чтобы не разгневался дух горы, и потому растения имели силу, помогающие лечению больных. Сборщики трав соблюдали строгие правила, знали вегетативный период их роста и развития, учитывали высоту среза, а когда копали корневища и корнеплоды, обязательно закрывали почву, сеяли семена...
Алханай заслуживает строгой охраны и сбережения. Удивительна вер-тикальная смена растительных поясов - от ароматных и терпких степей до смешанного леса, предгольцевого редколесья с зарослями барбариса, можжевельника сибирского, горного лука. А в таежном поясе здесь вольно уживаются сосна, лиственница, береза плосколистная, осина, пихта сибирская, дикая малина, костяника и кедр.
Сотрудниками национального парка разработаны экотурстические маршруты. Посещение Зурхэн Шулуун предусмотрено маршрутом экотуризма № 3, на пути к Обоо, Хорео Шулуун и источнику традиционного лечения глазных заболеваний, обо всех этих достопримечательностях будет рассказано далее...

ХРАМ БОГА БАДМАСАМБАВЫ

В верховьях местности З;;н Шивия, на солнечном склоне горы, имеется небольшая пещера Н;хэн Шулуун - Каменный Грот. Возможно, пещера была стойбищем древних людей. По преданиям, пещера была найдена охотниками, которые приходили сюда тайно от других, молились и просили у духов благословения для удачной охоты...
Ламы назвали пещеру Храмом Бадмасамбавы. Говорят, что это имя реального владыки, давшего обет распространения желтой веры на землях Ара-Халхи - Забайкалья. Вероятно, такому имянаречению соответствует местоположение этой пещеры на северо-восточной части горы Алханай. Так Н;хэн Шулуун стал местом медитации отшельников. В 20-х годах прошлого столетия последним здесь проводил затворничество местный лама Х;сэмэй Сэбэг. Старожилы говорят, что единоличники снабжали его молочными продуктами.
В трудные годы становления советской власти и военного лихолетья, местные жители скрытно навещали эту скалу, совершали жертвоприношения хозяевам гор, молились о благополучии и о том, чтобы скорее закончилась война, мужчины вернулись домой, наступили спокойные времена.
Слово пещера можно перевести на бурятский как х;мэг.
Вход в пещеру представляет собой небольшое темное отверстие, дыру, куда можно проникнуть ползком на четвереньках. А внутри можно стоять в полный рост. Интересно то, что в Н;хэн Шулуун каменные пласты расположены в горизонтальном положении. На выступах имеются барельеф божества, керамические пирамидки - Саса, лампада, стеклянная посуда с топленым маслом, монеты и прочее. Стены закопчены, в центре заметны остатки очага. Это убежище могли использовать как временное убежище беженцы с дорожного строительства в 1935-1937 годах, дезертиры в годы войны. В те времена паломники находили в пещере следы пребывания людей - мусор, кости животных... Сегодня Н;хэн Шулуун в обязательном порядке посещают богомольцы, совершающие четырехдневный обход-гороо по большому кругу вокруг горы Алханай.
Данный объект можно включить в один из маршрутов экотуризма с отдыхом на озере Илинском, где можно наблюдать грязевые вулканчики, похожие на вулканчики полуострова Камчатка.

ХРАМ БОГА ЧОЙЖИЛ

Эту округлой формы скалу длиною около 50 метров, находящуюся недалеко от святилища - обоо, в народе называют Хорео Шулуун - Каменный Забор. В системе природных памятников буддизма скала имеет название - Чойжил С;мэ, Храм божества Чойжил.
Подобно забору, эта скала высится на левосторонней вершине продолжения горы Гуута Yндэр (Талисманная). На юго-восточной стороне «забора» имеется открытое место, называемые воротами. С внутренней стороны стены скалы представляют собой отвесные законченные камни. Это, видимо, следы древнего вулкана.
Божество Чойжил - царь закона, правящий согласно учению. Легенда гласит, что в пространстве вокруг горы Алханай неистовствовали и визжали духи, не нашедшие своего перерождения. Они насылали засуху, наводнения, болезни и другие несчастья. Чойжил своей чудодейственной силой собрал в эту крепость злых духов и уничтожил их, совершив суровый обряд сожжения. Чойжил, как царь закона, изображается в синем цвете, с рогатой бычьей головой, тремя глазами, ожерельем из черепов, арканами для ловли душ, мечом и драгоценными талисманами. Его атрибуты - весы, книга судеб, зеркало, где видны прегрешения человека.
Вероятно, паломники стали приходить сюда в начале XIX века. Это святое место посещали мужчины перед отправкой на тыловые работы в 1914 году, на войну 1941-1945 годов. Паломники совершают обходгороо вокруг скалы, молясь за благополучие всего живого на земле. На северной стороне скалы есть площадка, где они возжигают лампады и молятся.
Вообще, эта скала, ее происхождение, геологическая структура, месторасположение - представляют огромный интерес для науки. Это чудесное творение природы вулканического периода, сохранившее свое первозданное состояние до сегодняшних дней, хранит тайну веков. При взгляде на скалу создается впечатление, что здесь потрудился древний великан, метая наугад разноцветные растворы лавы, которые застыли в причудливых формах. Скала подобна громадному гнезду ласточки.
Тот, кто не посетил природный Храм божества Чойжил, тот не видел Алханай.

ВЕРШИНА. ОБИТЕЛЬ БОЖЕСТВ

Вершину Алханая называют обителью божеств, в храмах которых вы уже побывали. Визит к вершине с обязательным исполнением обряда - об-хождением по солнцу и жертвоприношением считается очень важным актом паломничества к святыням Алханая, и каждый год исполняется верующими. Вершина Алханая очерчена многолетней каменной тропой, по которой ходят паломники, совершая ритуальные обряды и подношения.
Этот уникальный объект отнесен к памятнику природы, охраняемую государством, как и Храм Ворота. По Забайкалью горные вершины - это, в основном, скалы, на Кодаре - ледники. Вершина Алханая - обнаженный гравий. Как самая высокая точка окружающего рельефа Алханай воспринимался местными жителями в качестве объединяющего родового и общеплеменного символа народов Восточного Забайкалья, объединившихся под общим названием бурят-монголы.
На площадке вершины зеленеют естественные газоны, очень похожие на цветущие ковры. По преданиям, на них приземляются небесные демоницы - дакини. Ниже вершины растут древние, короткие, но очень толстые лиственницы, основания которых окутаны мхом. Конечно, на высоте свойства и состав растительного мира своеобразны и отличительны от растительного мира склонов и подножия горы. На восточной части есть чистейший родник, из которого в старину образовывалось озерко. Всюду - камни, окутанные серебристо-серыми лишайниками. Некоторые из них целебные. Ученые утверждают, что на вершине имеются два кратера застывшего в древности вулкана...
При восхождении на вершину Алханая каждый человек преследует свои цели. Для туристов - это спортивно-оздоровительный и познавательный интерес, паломники стремятся достичь обители божеств. Но в любом случае надо подготовиться к преодолению горных и таежных препятствий. Нужны решимость, здоровье, опыт восхождений и предметы первой необходимости - сухой паек, не стесняющая движений одежда, можно взять с собой бинокль... Водой можно не запасаться, при подъеме часто попадаются ключи. После длительного подъема путники выйдут на алханайское плоскогорье, где ярко выражены признаки альпийских лугов. Здесь преобладают осоковые травы, кустарниковые заросли. Старожилы это плато называют Тэбтэг.
Здесь не только смешанный лес, но и - плантации сибирского кедра, кедровые стланики, кусты можжевельника, остро пахнет ароматом болотного багульника. Тут же - ольха, кусты чертовой и волчьей ягод, папоротники и многие растения, типичные для высокогорья. Чем выше в гору - тем ощутимее аромат тайги, озона. Отсюда, еще издалека, видна и сама вершина - Орой. Существует неписаное правило, что осенней порой не следует задерживаться на Орой позднее 16 часов дня, поскольку южное ущелье быстро покрывается мраком, чем затрудняет спуск. Были случаи, когда люди сбивались с тропы.
Говорят, что человек с определенной целью покоривший вершину Алханая, в последующем испытывает легкость тела, бодрость духа, избавляется от недугов. Действительно, каждому хочется с этой высоты любоваться окрестным ландшафтом. В ясную погоду среди бесчисленных горных гряд, отрогов и долин кто-то находит только то, что нужно ему...
Продолжительный переход по плато Тэбтэг закончен, теперь остается преодолеть еще сотню метров по склону. Пройдено и это расстояние.
И вот вы на вершине Алханая... Отсюда открываются просторы Востока и Запада, флору и фауну которых соединил в себе Алханай. На много верст вдаль купаются в голубой дымке горы, тайга, долины, изрезанные сверкающими под солнцем клинками речушек. Вас овевают прохладные ветры, несущие запахи хвойного аромата, влажных камней и еще чего-то необъяснимого, но такого понятного и близкого. Это овевают вас своим дыханием Вечное Синее Небо и Мать-Земля, Родина древних народов, забывших о великих походах и живущих в мирном спокойствии на просторах Великой степи, долины Онона и подножий священного Алханая...

Продолжение следует.


Рецензии