Смерть

Старик был стар и так плох здоровьем, что было понятно - он может умереть в любой момент. Кроме дочери, других детей у старика не было.
Дочь, взрослая женщина, коснулась руки древнего, восьмидесятипятилетнего отца:
- Как ты?
- Я? Для умирающего старика – вполне нормально.
- Не говори так, надо надеяться на лучшее.
- Так всегда говорят умирающим, чтобы их утешить, дочь. Меня же не надо утешать, я ничего не боюсь, потому что к смерти в глубокой старости я давно уже приготовился. Но я тебе хочу сказать важные вещи.
- Какие?
- Умирая, хочу рассказать, как надо жить.
- Да ведь я уже взрослая…
- Ты послушай, пригодиться. Это итоговый опыт моей жизни. Человек перед смертью не имеет ничего, кроме опыта жизни.
- И как же надо жить?
- В жизни надо, прежде всего, избежать пороков – религии, алкоголя, табака и других наркотиков.
- Ну, это понятно.
- В жизни надо стремиться к максимальной осведомлённости, то есть к научности. Надо заниматься наукой, интеллектуально совершенствовать себя. Наш ум – это единственное, что делает нас счастливыми.
- Так-таки и единственное!
- Да. И ещё – современное общество крайне несовершенно. В нём кучка богатых воров терзает массы бедных, поэтому без коммунистической, пролетарской революции такое общество не в силах нормально развиваться.
- Ты так и остался коммунистом!
- Не просто коммунистом, а сталинистом!
- И откуда в тебе это? При Сталине ты ведь не жил!
- Зато я жил при рыночных отношениях, при капитализме, в классовом обществе, где неизбежно и непрерывно идёт классовая борьба богатых с бедными. Именно этот капитализм неизбежно и делает каждого логично мыслящего человека коммунистом-сталинистом! Если бы такое несчастье, как капитализм не обрушился бы на меня, то я бы, может и оставался бы неопределённым либералом или благодушным демократом. Но капитализм делает из большинства населения строго коммунистов! Так что придётся тебе, доченька, жить в условиях этой классовой войны и революции. Смотри не прими сторону угнетателей-капиталистов!
- Ты ведь стар, а всё у тебя политика!
- Я всё сказал, наследница. Прощай, я умираю.
- Прощай, отец.
Он закрыл глаза и умер.
Неожиданно он открыл глаза и последним усилием напомнил:
- Не забудь – я хочу, чтобы моё тело после моей смерти сожгли, а пепел не забирали из крематория, они там выдают первый попавшийся пепел. Не хочу лежать в могиле. Вот теперь всё.
И после этого умер окончательно. 


Рецензии