Жить долго

Оглядывая всю протяженность своей без малого восьмидесятилетней жизни, я дивлюсь: как много событий в нее поместилось!
День моего рождения совпал с началом Второй мировой войны; окончание детства совпало с войной в Корее; после ее окончания Советский Союз набирал мощь, претендуя на мировое господство, достигнув своего апогея в 1975 году; параллельно в мире шла научно-техническая революция, приведшая к переходу индустриальной  цивилизации в постиндустриальную, в которую советский проект не вписывался из-за своей провальной социальной политики (принципа усреднения), в результате чего в России произошла буржуазная революция, и, после короткого периода разрухи, началось возрождение страны уже на здоровой основе.
Но однажды моя мысль пошла в несколько ином направлении: так ли уж эксклюзивно время, в которое мне довелось жить, по отношению к другим историческим периодам? И я вообразил, что время моего рождения сдвинулось на сто лет назад, - в период, когда жил мой прапрадед по отцовской линии, Иван Фомичев (я выбрал его, а не других предков, так как он заведомо относился к «чистой публике», - ее современным аналогом является средний класс, с которым я себя привык идентифицировать). Итак, допустим, что я бы родился в 1839 году, в царствование императора Николая I, и мое детство прошло бы в эпоху стабильности, закончившуюся Крымской войной.
В царствование императора Александра II, на которое пришлись бы мои юность и годы зрелости, было отменено крепостное право и проведены широкие реформы, дестабилизировавшие общество посильнее, чем это сделала горбачевская перестройка. В результате император был убит террористами. На смену царю – Освободителю пришел царь – миротворец Александр III, «подморозивший» Россию до стабильности, но он умер через 13 лет после воцарения. В возрасте 55 лет, считавшемся тогда уже старческим, я бы вступил в эпоху царствования императора Николая II, начавшуюся с трагического предзнаменования – давки на Ходынском поле. Дальше история России билась, как в  лихорадке: русско-японская война, революция 1905 года, Манифест 17 октября, Государственная Дума разных созывов, Столыпинские реформы, буйный экономический рост, восхождение России на свою вершину в 1913 году (трехсотлетие династии Романовых), Первая мировая война, Февральская революция, погружение в хаос, за которым последовал Октябрьский переворот. Свои нынешние 79 лет я бы встретил во время разгула красного террора, в начале омерзительной гражданской войны, когда вооруженный сброд под красными знаменами истреблял цвет нации.
 Да, мои восемьдесят лет, перенесенные на сто лет назад, вместили бы не меньше кардинальных изменений, чем мне довелось засвидетельствовать в реальности. Пожалуй, моя подлинная жизнь оказалась счастливей, чем та, которую я только что вообразил: ведь над нею набухла зловещая черная туча коммунизма, затянувшая весь горизонт будущего, и в этом безрадостном пейзаже мне бы предстояло умереть, в то время, как на самом деле коммунизм 75 лет помаячил, и рухнул, и я считаю, что моя жизнь состоялась, так как я дожил до  эпохального события его крушения (правда, хочется большего: чтобы даже его духа не было!)
Есть, правда, соображение противоположного толка. У моего виртуального существования с 1839 по 1918 годы есть серьезное преимущество перед тем, как это было в на самом деле. Ведь лучшие годы моей жизни – юность и зрелость – пришлись на серое и унылое советское безвременье, а нормальная жизнь началась только в старости, когда настало время умирать. А родись я в 1839 году, моя молодость протекала бы в интересное время реформ, а зрелость пришлась бы на лучшее время российской истории – Серебряный век, чудовищная же катастрофа – Октябрьская революция - разразилась бы тогда, когда все равно было бы пора умирать.
«Хорошо умирать в плохой компании» - сказал один мудрый человек. «Хорошо умирать в плохое время» - добавлю я к этому.
Из приведенного выше анализа неоспоримо следует: в России нужно жить долго; чем жизнь длиннее, тем больше шансов захватить хоть краешек хорошего времени!
                Июль 2018 г.


Рецензии