Реформа военной медицины. 2. Ожидание перемен

                РЕФОРМА ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ



2. Ожидание перемен к лучшему.

Может действительно внедрение в армию гражданских специалистов станет для неё панацеей и завидным примером другим, как сняв гражданское платье  можно  в одночасье  надев генеральский мундир, навести порядок везде и вся!?

Скорее всего, не прав был фельдмаршал Суворов, для этого оказывается не обязательно быть солдатом или тянуть офицерскую лямку по забытым Богом гарнизонам. Одним словом пророчества великого полководца не сбылись, новые времена подняли на щит более предприимчивых и практичных людей, и не важно, где и какие победы они одержали, главное теперь, где и с кем служили…
                *      *      *
Ветры перемен в судьбоносный год наконец-то коснулись и Главного военно-медицинского управления Министерства обороны, там к обязанностям начальника приступил генерал Тришкин, выходец из гражданской среды. Восхождение новоявленного генерала-медика ложится, как перст божий, на  судьбу нынешнего Министра обороны,  генерала Шойгу и, конечно же, не случайно.

Звёзды сошлись ещё в Правительстве Московской области, когда Сергей  Кожугетович  был губернатором, а Дмитрий Тришкин возглавлял при нём Министерство здравоохранения региона. Правда, вскоре ушёл по собственному желанию и сделал это, скорее всего, с явным прицелом лечь под крыло своего бывшего патрона.

Ну да Бог с этими предубеждениями, у кого их не бывает. Главное, чтобы толк в деле был. В общем, поживем  увидим, может что-то и изменится к лучшему. Уж очень хотелось, чтобы ветеранам, прошедшим через невзгоды непростой армейской службы хотя бы на этот раз  повезло.

Ну а генерал-лейтенанту Тришкину,  наверное, стоит начать с тех проблем, которые ему не удалось решить на предыдущей должности, курируя в управлении санаторно-курортное лечение и организацию активного отдыха.

Первое. Прекратить коммерческую реализацию путёвок в военные санатории, а максимально удовлетворить запросы на них ветеранов военной службы, и членов их семей, которые реально нуждаются в этой социальной поддержке.

Второе. Запретить поборы в филиалах санаторно-курортных комплексов, за якобы дополнительные услуги. Вполне очевидно, что все эти услуги являются неотъемной часть самого лечебного процесса, который продолжается уже в новых условиях.

Третье. Вернуть в номера тот минимальный сервис, который существовал ранее и позволял отдыхающим хотя бы вскипятить воду и выпить горячего чая. Наконец, осознать, что телевизоры с выцветшими экранами величиною с книжку уже являются анахронизмом и не способствуют своему предназначению.

Четвёртое. Упростить получение путёвок в санатории и оформление справок, а так же самих санаторно-курортных карт.

Ведь все уже давно знают, как преображаются люди в белых халатах, когда вы оформляете у них санаторно-курортную карту в санаторий. Какими они становятся принципиальными пытаясь отказать вам под любым предлогом, мотивируя тем, что вы больной человек и вам этот вояж будет  противопоказан!

Ну, а если вы возразите им и скажете: «Вы бы лучше так принципиально лечили». В ответ услышите: «Таковы требования  и мы не хотим брать на себя ответственность». Правда кто, когда и за что из них ответил, история умалчивает. Врачи уже давно присвоили себе статус «неподсудных», свято оберегая его корпоративной порукой.

Однако, отчасти они правы. Так, некий «чиновник от медицины» посчитал, что больному  человеку будет комфортнее в душной городской «хрущёвке», нежели продолжить лечение в санаторных условиях под непосредственным  наблюдением врача.

И для него было не важно, что в дополнение ко всему больной  ещё получит усиленное и разнообразное питание, а так же возможность прогулок по свежему воздуху в лесу или у моря, что непременно поспособствует его реабилитации.
Но даже, если вы «выбили» себе путёвку и приехали в санаторий, там вас тоже встретят такие же «принципиальные специалисты» и скажут, то же самое: «Лечение вам противопоказано, идите, гуляйте!»

Врач, поступивший так, формально снимает с себя ответственность, но с другой стороны абстрагируясь от больного, он освобождается от служебных забот, то есть уменьшает объём своей работы.

Вот здесь, как раз и надо платить этим специалистам только за тех, кого они реально лечат. Ну а самим больным просто стоит отказываться от таких врачей везде, а не только в санаториях, но в поликлиниках и госпиталях. Гляди и тех, кто впустую просиживает время на работе, будет поменьше.

Просто не надо думать что врачи, приняв клятву Гиппократа, становятся ангелами. Среди них так же, как и в других профессиональных сообществах, есть ненадлежащие специалисты и сотрудники, способные отлынивать от своих обязанностей или вымогать взятки.

Ну а санатории, это тоже лечебные учреждения, где продолжается лечение, но в иных более комфортных условиях  и каждый отдыхающий вправе отстаивать свои права на лечение так же, как в поликлиниках и госпиталях.
                *      *      *
Если копнуть санаторно-курортную тему глубже, то надо признать следующее – всё, что было сделано для отдыха и лечения в советские годы сегодня утрачивает свой облик, а иногда просто рушится, лишая людей комфорта, нормально отдыха и лечения.

Возьмем, к примеру, самый западный эксклавный регион. Здесь расположен Светлогорский военный санаторий, теперь уже в статусе филиала Петербургского санаторно-курортного комплекса.

Само собою, разумеется, что это заведение нуждается в серьёзной поддержке со стороны «центра», а на деле само снижение статуса уже ухудшает его положение.

Не совсем понятно, зачем ещё нужна дополнительная «структура-посредник» в Санкт-Петербурге между, Главным военно-медицинским управлением и рабочим  органом, санаторием в Светлогорске? Разве только для того, чтобы он стал вассалом у «питерских».

Хотя для «Свободной экономической зоны в Калининградской области», где находится санаторий, система управления и снабжения должна быть предельно простой и эффективной, а не петлять по всей стране от посредника к посреднику. Эффект от такой оптимизации на лицо только  отрицательный.
                *      *      *
Так при прямом попустительстве Главного военно-медицинского управления и г-на Тришкина, как  тогдашнего куратора санаторно-курортного лечения, в 2015 году в Светлогорском военном санатории был закрыт бассейн, совмещённый со спортивным комплексом. Прошло 4 года, но воз и ныне там, ничего не сделано, а ведь на Балтике с её изменчивой погодой он крайне необходим даже в летнее время.

Более того, это был единственный во всей области, а возможно, и во всём европейском регионе России бассейн с морской водой. К тому же водозабор с моря позволял ещё проводить дополнительные процедуры, такие как ванны с морской водой, а так же иное полезное для здоровья водолечение.

Ещё ранее данный санаторий лишился ведомственного грузового эскалатора, который позволял спускаться к морю непосредственно прямо к санаторному  пляжу и променаду. Им могли пользоваться даже инвалиды на колясках вместе с сопровождающими.

Однако данное сооружение было продано под маркой того, что его сможет обслуживать только «бизнес», но там сразу же организовали торговые точки, а потом и вовсе снесли его. Тем не менее, остов лифта остался и используется теперь, как площадка для антенн телефонной связи. Несомненно, что кто-то получает от этого свой доход.

Другая незадача. Рядом с двумя многоэтажными корпусами санатория красовался свободный участок земли, на котором можно было, поставить третий белоснежный исполин и наконец, освободится от многочисленных не рентабельных и не удобных для проживания коттеджей.  Но, увы, там теперь уже стоит пятиэтажная частная гостиница.

Тем не менее, возможность избавиться от обветшалых разбросанных по всему городу коттеджей пока ещё есть, и она напрашивается сама собою. Идея здесь очень проста, передать (продать) их инвестору взамен на строительство современных многоэтажных лечебных корпусов (корпуса) со всеми удобствами. Кстати, таким же образом можно было бы, и восстановить бассейн.

Конечно, вся эта сделка должна пройти не так как с эскалатором, а ровно наоборот: возвёл лечебный корпус или бассейн, получи коттедж или коттеджи. Правда есть одна незадача - земля в приморской курортной зоне теперь на вес золота, а место, куда можно было посадить лечебный корпус, уже «ушло»  и застроено. Хотя при разумном подходе варианты всегда найти можно.
                *     *     *
Не так просто обстоит дело и с самими коттеджами, на них уже давно положили глаз уважаемые люди. Народные здравницы их не интересуют, им подавай частную собственность у моря. Так вот лучше мест, чем те, где стоят эти самые коттеджа в Светлогорске не сыскать. Не трудно догадаться, что скрытые процессы их «отжатия» уже давно запущены в работу.

Вот только небольшой пример. Там же в Светлогорске в одном из бывших корпусов для отдыхающих разместилась военная прокуратура. Сам живописный коттедж расположен буквально у береговой черты, в двух шагах от  железнодорожного и автобусных вокзалов, а так же от канатной дороги, ведущей к самому морю.

Казалось бы, сам Бог велел отвести этот коттедж для ветеранов-инвалидов, но нет «богом» на этой земле пока является ни кто иной, как вороватый и бездушный российский чиновник. Отсюда и такие «мудрые»  решения.

Не трудно предположить, что завтра необходимость в этой прокуратуре отпадёт, а сам отремонтированный и приведённый в порядок коттедж приватизирует какой-нибудь прокурорский начальник. Схема эта уже давно проверена на деле и успешно работает. Вот только жаль, что мест для отдыхающих от этого не прибавится. Так что прокуратура сегодня важнее, чем здоровье людей.

А сколько таких корпусов уже ушло и ещё уйдёт? Может поэтому, и благоволят так блюстителям законности, ублажая, таким образом, «государево око»?  Ведь в России по этому поводу так и говорят: «Не подмажешь - не поедешь». Но скорее всего, что дальше уже ехать некуда. Хотя как сказать! Коттеджи то пока остались, и, пожалуй, с десяток их ещё наберётся, а это из 22-х корпусов, ранее служивших отдыхающим.
                *      *      *
Наряду с крупными проблемами в Светлогорском военном санатории существует и ряд мелких, которые также влияют на полноценное лечение и отдых.

Так единственный в городе бювет, с минеральной водой принадлежащий санаторию, в самый разгар курортного сезона тоже перестал работать. Нет денег на устранения неполадок в системе подачи целебной воды.

Другая беда. Крыша на главном лечебном корпусе давно нуждается в капитальном ремонте, но средств на это тоже нет. Чтобы черепица не упала на головы отдыхающих, центральный вход перекрыт верёвкой, вот уже который год. Тем не менее, ангел удачи так и не соизволил здесь появиться.
                *      *      *
И ещё об одном новшестве, которое непременно отрицательно скажется на медицинском обслуживании ветеранов. Здесь речь идёт о желании медицинского руководства обязать свои учреждения зарабатывать добавку к бюджетным ассигнованиям, что создаёт предпосылки к расширению платных услуг особенно в области новейших технологий.

Для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей это означает лишь одно, что они становятся  неинтересными и второстепенными субъектами в военно-медицинских учреждениях. Причина здесь вполне очевидна,  так как относительно низкая пенсия не позволит им пользоваться этими дорогостоящими услугами. Одним словом, начнутся поборы и взятки…

Здесь уместно будет напомнить, что государство, которое стремится повсеместно только «брать» от своих  граждан, заведомо обречено на серьёзные потрясения, а тем более Россия, которая считается социальным государством и это закреплено в нашей Конституции.
                *      *      *
В заключение надо отметить, что было бы постыдным фактом переложить всю ответственность за  неурядицы в военной медицине на низовой уровень: руководителей поликлиник, санаторных филиалов и прочих нижестоящих структур.

Напряжение там и так доведено до высших пределов, а руководство постоянно находится в стрессовом состоянии, пытаясь разруливать сложные ситуации, чтобы хоть как-то удовлетворить потребности своих пациентов и оказать им посильную помощь.

Ведь так теперь устроена «вертикаль», что все вопросы решаются только в «престольной», а им туда уж точно не достучатся. Да и периферийным начальникам попытайся они дотянутся  до самых верхов, тоже быстро дадут «по рукам». Вот так проблемы  и ходят по кругу, не имея своего разрешения.

Управление нынче снизошло до уровня заклинаний и угроз: «Ты там давай работай, а то снимем, если не справишься со своими обязанностями!»  Возможно, это и было бы справедливо, но, как известно, неурядицы «внизу» в большинстве своём следуют из-за нерадивости «верхов» и об этом надо помнить, а не кивать на своих подопечных.

Ведь сегодня  забота государства о здоровье граждан, направлена, прежде всего, на увеличение продуктивного срока их жизни а, следовательно, на  развитие и улучшение медицины, а не её разорение и деградацию.


Рецензии