11 И я всегда любил тебя

Ноябрь. Тепло больше не покажет себя долгое время. Идут холода и морозы. И это последний месяц осени, которую мы часто называем золотой. Всё увяло. Трава потеряла свои жизненные силы, деревья стоят голыми и одинокими, скучая по своим листьям. Не видно цветов. И ложится снег. Больше не побегаешь по теплой земле босыми ногами, больше не порадуешься горячему ветру. Это зима  - она забрала теплое дыхание.
Маленькая старушка пришла на могилку к своему мужу, который умер год назад. Она не плакала. Лишь тихонько сидела. Через какое-то время бабушка заговорила с мужем. Она рассказывала ему о том, что ей снилось. Во сне старушка обнимала руку своего мужа и чувствовала его тепло. И тут она заплакала. Тихо...
- Тихо, - произнес пожилой мужчина, положив свою руку на плечо этой женщины. Она не дернулась. Она знала его. Старушка встала,  и они вместе пошли.
Мужчина был печален. И всё собирался что-то сказать вдове. Они сидели у нее дома. Женщина поставила чайник и села за стол напротив этого мужчины. Оба молчали.
- С похорон прошел уже почти год, - начала женщина, - Никак не привыкну к тому, что больше не услышу его ворчаний... Хоть бы еще раз послушать, как он злится на меня из-за какой-нибудь глупости…
- Валентина, Бог позволил прожить вам вместе 50 лет, - спокойно произнес мужчина, взяв женщину за руку, - Твой муж был хорошим человеком..
Женщина смотрела в глаза этого побитого жизнью человека. Его жена умерла уже почти 10 лет назад. Сын приезжает редко, а дочка умерла, когда ей было 17. Он совсем один.
- Мы так и не поговорили, Коля, - вдруг вспомнила старушка, - На похоронах ты вел себя так, словно знал моего  мужа... с детства.
Мужчина опустил голову. «Если бы ты всё знала раньше…»
Чайник вскипел. Старушка встала налить чай. Несмотря на свой возраст, она оставалась очень красивой. Николай смотрел на неё своими печальными глазами.
- Мы с твоим мужем были друзьями до того, как… он позвал тебя замуж.
Валентина выронила чашку из рук. Она звонко разбилась о пол. А мужчина продолжал говорить…

… 50 лет назад. Весна. Двое парней гуляют по парку.
- Я тебе говорил, что влюбился? – заговорил 25-летний красавец Колька.
- Вот это ты выкинул! – рассмеялся его друг, который был не меньше хорош собой, - И кто эта счастливица?
- Валя Звонцова.
- Это та девушка, которую ты вечно ждешь у медицинского? – всё веселел друг, так и намереваясь подшутить.
- Да, да, это она, - говорил Колька уже строго и немного краснея, - Сегодня у нас свидание в парке около того дерева. Так что я прощаюсь с тобой, дружище, и пойду искать цветы.
- Давай, давай, - сказал Володька, подмигивая.
Колька пошел по парку в поисках цветов, сложив руки в карманы штанов. Он чувствовал, как особенна эта девушка. Она единственная заняла все место в его сердце. Он теребил свои кудрявые русые волосы. Купив цветы, он пошел на место свидания. Счастье распирало его изнутри. Он вспоминал, как она красива, мила и добра. Вот и пришел парень на место свидания. Да счастье вылетело из него: друг его весело беседовал с девушкой… той самой… Валентиной… Милой Валей. Букет ромашек упал на землю. Друг держит её за руку и ведет за собой. И она счастлива.
И он тихо ушел… Оставив всё, не найдя новое счастье…

… - На свадьбу то придешь нашу? – спрашивает Володька у своего друга. Бывшего друга.
- Она не должна знать о нашей дружбе, никогда, - с дикой болью в сердце произнес Колька и ушел из этого парка, который он проклинал 100 раз.
- Как считаешь нужным… - закончил Вова, грустно смотря вслед другу…

… Женщина тихо плакала. А мужчина,  собирая осколки, рассказывал всё о том, что пережил. Валентина сидела на стуле и смотрела на ползающего по этой маленькой кухонке старого друга. Закончив работу, он налил чай обоим и продолжил говорить. Теперь можно было говорить. Теперь можно было вспоминать. А ведь он всегда любил её…
- А ведь я до сих пор люблю тебя, - сказал вдруг он после 5 минут молчания. Женщина перестала плакать.
Николай смотрел на неё и думал о том, как могло всё выйти узнай она всю правду раньше. Может и его судьба бы сложилась по-другому.
- Но ты же всё равно женился, Коля… - серьезно произнесла Валентина, смотря прямо в его глаза, которые так и говорили о своей любви.
- Это было отчаяние… Женился на первой встречной. И всегда боялся обидеть её, потому что она сильно любила меня.
Слезы опять потекли по лицу этой женщины.
- В тот день, когда ты позвал меня погулять, и подумать не могла, что это свидание, - словно обвиняя себя в чем-то, говорила женщина, - Ты всегда вел себя со мной так, как-будто ты мой друг. Я и надеяться на большее не могла...  И тут пришел он… Просто околдовал меня. Отнесся ко мне, как к девушке. Любил меня без…
- Я всегда любил тебя, - перебил вдруг он, - Боялся помешать твоей учебе. В тот раз я впервые осмелился пригласить тебя на свидание, а сказал, что просто погуляем.
Она молчала и смотрела на его седые,  до сих пор кудрявые волосы, на морщины, на уголки губ…
- Ты же очень любишь ромашки, и я купил их тогда… Но подарил асфальту, когда увидел вас. И он же знал о том, что я сильно люблю тебя…
Он остановился. Испуг охватил его, как мальчишку. Зачем говорить ей всё это? Разве можно что-то вернуть? Разве время что-то вернуть?... Мужчина быстро поднялся со стула и пошел к выходу. Валентина сидела неподвижно. Вдруг Николай вернулся и, тихо положив свою руку на её плечо, сказал:
- Прости меня… Я не должен был все это рассказывать, - сказал он и собирался уходить, как вдруг остановился и, едва сдерживая слезы, произнес, - Ты знай, что я простил его. Давно простил…
Женщина так и сидела на месте… Хлопнула дверь. В доме стояла тишина. Назойливо тикали часы. Валентина вскочила со стула. Неизвестная энергия оживила её. Она побежала, как раньше. Николай почти дошел до калитки. Снег тихо похрустывал под ногами. Земля почти вся поддалась этому холоду. Снег шел и шел. Совсем свежий, новый, чистый.
Она окрикнула его сзади. Мужчина обернулся и смело пошел ей навстречу. Женщина стояла в домашних тапочках, но в пальто, на холодном снегу. Он подошел к ней. И вот они стоят: совсем пожилые и увядшие. Смотрят друг на друга, пытаясь найти друг в друге что-то старое, знакомое, родное, давно забытое, потерянное.
- И… всё, что ты рассказал, правда? – несмело спросила Валентина.
- Я никогда не стану врать тебе, - несколько потерянным голосом, сказал Николай, - Да и смысла нет в нашем положении…
По лицу этой женщины опять текли слезы. Но теперь она улыбалась. Он нежно обнял свою возлюбленную. Всё ушло… Всё  прошло. Время остановилось, вернулось вспять. Словно опять пришла старая весна.
- И я всегда любила тебя, - шептала женщина, тая в объятиях этого мужчины.


Рецензии