Истории на уроках истории. История 1

   Начало 1954 года. Идёт урок истории. Учитель истории Василий Семёнович Китань в первые минуты урока напоминает, что скоро 23 февраля будем отмечать День Советской Армии. Он во время Великой Отечественной войны воевал на кораблях Черноморского флота телеграфистом, а в период Ялтинской конференции держал связь с самолётом американского президента Франклина Рузвельта, за что имел благодарность от Верховного Главнокомандующего, И. Сталина.

   Затем Василий Семёнович переходит к опросу по предыдущей теме, о крепостном крестьянстве и манифесте 1861 года. Все начинают лихорадочно листать учебники. Василий Семёнович медленно передвигает линейку по списку в классном журнале. Тишина. Все затаили дыхание: - Только не меня!

   Учитель поднимает глаза, обводит взглядом класс, убеждается, что ученик, которого он хочет вызвать на месте и громко произносит:

   - Ткаченко!

   Слышен общий выдох. Только Витя Ткаченко громко вздыхает и встаёт, но с места не двигается, думает, что Василий Семёнович разрешит отвечать с места. Но учитель ждёт и тогда Витя нехотя идёт к доске. А Василий Семёнович продолжает:

   - Вот Ткаченко нам расскажет о том, как жилось крепостным крестьянам в царской России и почему царь был вынужден отменить крепостное право?

   Витя весь съёжился и даже стал какой-то маленький, хотя он и был в классе самого маленького роста. Он вначале с большими паузами пытается рассказать что-то про помещиков, затем про крестьян, затем что-то говорит бессвязное про царя, а затем совсем замолкает.

   Кто-то его слушает, кто-то по прежнему листает учебник, пытаясь на ходу уловить смысл вопроса учителя. И тут Василий Семёнович снова повторяет вторую часть вопроса:

- Ткаченко, так почему царь был вынужден отменить крепостное право?

   Витя как-то весь выпрямился, подошёл ближе к учителю и прямо выпалил:

       - Колхозникам при царе жилось очень тяжело, они не выдержали и восстали.

   Василий Семёнович, слушавший Витю как-то не очень внимательно, сразу вскочил со стула, отвернулся к окну, подошёл ближе к окну и видно было, что он сдерживает себя, чтобы не рассмеяться.

   Несколько учеников, кто следил за ответом и понял смысл сказанного, не знали, то ли смеяться, то ли воздержаться, чтобы не навредить Вите. А остальные просто сидели, не понимая, что происходит. И Витя тоже не сразу осознал смысл сказанного и уже с беспокойством спрашивал:

   - А что я сказал? А что я сказал? Что я не правильно сказал, что колхозники восстали?

   Теперь уже до всех дошёл смысл сказанного Витей и весь класс разразится хохотом.

   После этого бессмысленно было продолжать опрос и у Василия Семёновича была основная задача — успокоить класс. Вите он оценку не поставил и перешёл к новой теме. А мы ещё долго вспоминали про «восставших колхозников».


Рецензии
Хорошо, что год был уже 54, можно было и посмеяться, хотя ответил, в принципе, верно.))
С уважением - Александр.

Александр Сих   07.09.2018 14:01     Заявить о нарушении
Не так важно какие были годы, а важно, какие были люди вокруг. Из любой мелочи в любое время можно было и сейчас можно раздуть проблему любых размеров. Шестью годами раньше, я жил в селе и слушал такие частушки, что и в 60-м могли по башке дать, но всё сходило. Так что не надо пенять на год, а надо всё относить к людям. Какие люди, такое и время, а не наоборот. Спасибо за отзыв. Больших Вам успехов.

Леонид Хандурин   07.09.2018 14:24   Заявить о нарушении