Мой истфак

Мое обучение по направлению «История» (но в своем очерке я по старинке буду называть его «истфак») делится на два периода. Первый – до 2013 года, когда мы ходили на пары еще в старый корпус ДВГУ, что на Покровском парке. Второй – до 2015 года, когда мы уже перебрались учиться в кампус на Русском острове.
Мне больше нравилось учиться в старом корпусе. В них еще царил дух старой эпохи – тех прежних лет существования старого истфака (а не Школы гуманитарных наук), когда выпускники назывались «специалисты», а не «бакалавры». Когда обучение вели многие преподаватели, о которых нам, тогда еще зеленым юнцам, потом рассказывали легенды и всякие байки.
Я была одной из немногих, кто изначально шел учиться на историка – что называется, «по зову сердца». И я примерно представляла себе, что может ждать выпускника после обучения. Воображение рисовало разные картины. То я с совочком и кисточкой без устали провожу время на раскопках; то сдуваю пыль веков с каких-нибудь архивных документов; то и вовсе вдохновенно повествую о былых временах студентам на лекции.
Но, как показывает практика, ожидание – это одно, а реальность – совсем иное.
С первых же дней обучения мы погрузились в мир зубрежки терминов, запоминания дат и понимания причин событий. Главное было не запутаться в этом всем, а иначе могло получиться, что фараоны Древнего Египта воевали со Священной Римской империей. Были и походы в библиотеку, и километровые списки монографий, которые требовалось прочитать, и бессонные ночи перед подготовкой к семинару… В общем, обычная студенческая жизнь.
«Забудьте все, чему вас учили в школе!» - так нам говорили с первых дней учебы. Но, правда, это заявление некоторых преподавателей повергало нас в шок. Иногда мы вступали с ними в полемику, а иногда же спорить было просто бесполезно.
Поскольку больше всего я испытывала интерес к археологии с начала своего обучения, то и предметы, связанные с этой областью, казались особенно интересными. Первая лекция, которую посетила я и мои одногруппники, была у самого Давида Лазаревича Бродянского по первобытному обществу! Я до сих пор вспоминаю об этом с благоговением. Оказаться на занятии, по сути, у живой легенды истфака – тогда это казалось чем-то из ряда вон выходящим. Давид Лазаревич, правда, не раз говорил, что мы – «поколение ЕГЭ», что мы ничего не знаем, и т.д. На своих занятиях он был очень строг, а его методичку с терминами нужно было знать как «Отче наш». Но мне удалось в итоге сдать его предмет на «отлично», а также писать под его руководством курсовые работы и диплом.
Мне также запомнились дни и часы, когда мы ходили в корпус Школы естественных наук на Октябрьской, 27. Мы спускались на цокольный этаж, и там, в лаборатории-камералке за бронированной дверью, мыли древние черепки с прежних раскопок. Зачастую это происходило в компании археологов-старшекурсников. А лекции Александра Александровича Крупянко о камеральной обработке материалов я помню до сих пор. Кстати, впоследствии, во время выездов в археологические экспедиции (в том числе и на практику) полученные знания весьма пригодились.
В камералке всегда было интересно. Здесь тоже царила особая атмосфера, пропитанная духом старины. На стеллажах стояли коробки с найденными когда-то артефактами, склеенные части сосудов и т.п. Мы обычно мыли в ведерке керамику, а старшие товарищи делились своим опытом обучения на истфаке и выездов на практику.
Но одной археологией обучение не запомнилось. Из других предметов остались теплые воспоминания об истории России, особенно на первом курсе. Нам очень нравились лекции Андрея Павловича Ботнаря, который всегда повествовал о событиях древнерусской истории с ноткой юмора, и семинары Зинаиды Алексеевны Ковалевой – руководителя программы «история», а по старинке – декана. Зинаида Алексеевна была главной заступницей всех студентов и помогала нам решать наши учебные проблемы. И мы ее очень любили. У Андрея Павловича, кстати, были очень хороши и занятия по методике преподавания истории в школе. Он говорил нам: «От сумы, тюрьмы и школы не зарекайся!». И впоследствии я убедилась в правдивости этих слов – когда сама стала учителем истории.
А еще мне нравилась латынь. На занятиях Ольги Олеговны Гафуровой мы читали в оригинале римских авторов и познавали азы латинской грамматики. На этих парах чувствовалось, что ты особенно сильно погружаешься в древность и ощущаешь свою причастность к истории. До сих пор вспоминаю, как нам приходилось сдавать наизусть студенческий гимн – «Gaudeamus Igitur».
Вообще, учиться мне нравилось. Я даже вела цитатник, куда складывала запомнившиеся фразочки от одногруппников и преподавателей. Не всегда было легко, но в целом от обучения на истфаке остались приятные воспоминания.
Это были хорошие времена. Благодаря учебе я обрела многих друзей, получила немало новых знаний, а также стала заниматься фехтованием и исторической реконструкцией – двумя важными увлечениями в моей жизни. А еще я получила богатый жизненный опыт, который повлиял на меня во многих сферах. И помог обрести себя в этом мире.


Рецензии