Сила внятности. Тарасенко Елена

Да, мы живём в эпоху прорвы, а данное слово, жутковато посверкивая своей богатой диалектной семантикой, означает и переизбыток, и яму на болоте, и новое русло, и речной омут, и орущую, жадную, разинутую глотку. Всё вокруг куда-то прорывается, попутно расползаясь по швам, мышление новых поколений покрывается трещинами, из него исчезают простейшие организующие начала: даты, грамотность, умение сочленять последующую информацию с предыдущей.
Работая в университете, я почти четверть века наблюдаю, как рассыпается в студенческих умах представление о хронологии, о периодизации, о чётко прописанной обусловленности человека историей его страны. Я уже знаю коварный способ, с чьей помощью можно свести на нет экзаменационное красноречие любого претендента на красный диплом; нужно всего лишь спросить, в каком году произошло событие, бойко упоминавшееся в ответе. Ладно, смягчим требование: пусть хотя бы скажут, при каком правителе это было! Молчание... Или вопиюще неверный ответ. Всё, что приключилось раньше двадцать первого века, свалялось в молодом сознании в комок наподобие колтуна, где Пётр Великий и Ленин – современники, поскольку оба жили давным-давно.
На зачётах 2016-го года студенты ввергали меня в озноб, рассказывая, как царствовал Иван Грустный (разумеется, Иван Грозный, о котором им доводилось не читать, а краем уха слышать), творил выдающийся композитор Дар Гамышский (Даргомыжский), как красива мебель в стилях «вампир», «ну, во!» и «Чип и Дейл» (ампир, арт-нуво и чиппендейл). В девичьей тетради с материалами по культуре древнего мира я наткнулась на слово «фырыон». (И не описка ведь, ибо встречается шесть раз; видимо, в воображении студентки взбалмошный фараон имел привычку восклицать «Фыр-фыр!»). В другой тетради ещё хлеще оказался заголовок «Поэма Лермонтова «Мы Цыри», теперь я мучительно думаю, как же выглядит Цырь (или Цыря). Венцом абсурда явился диалог, окончательно раскрывший мне глаза на нынешние приоритеты в познании; на зачёте по культурологии спрашиваю:
– Что такое субкультура?
Студентка долго соображает и вдруг, озарённая идеей, восклицает:
– Это культура приготовления супа!
А потом совсем уж просветлённо добавляет:
– И борща.
Как унять торжество сумбура, как залатать чёрные дыры в интеллектуальном пространстве?

Отрывок из статьи.

На снимке: Тарасенко Елена

Источник: Альманах «Гостиный двор», номер 53


Рецензии