Сказка о Рождественской звезде

Рождественская сказка
в пяти картинах

Картина первая.

Вечер. Городок. Стук в двери, шум захлопывающихся дверей.

- Мест нет! Все занято! Ой, вы же еще скоро... Не. Куда мы вас возьмем? МестОв нет!

На дальнем плане сидят пастухи со стадом овец.

Идут волхвы.
 
Волхв 1: Темнеет.

Волхв 2: По-моему, мы зашли в какие-то трущобы. Неужели царю царей суждено появиться здесь? (Волхву 3): Где же ваша звезда? Посмотрите, пожалуйста, еще раз. Это, случайно, не она?

Волхв 3(смотрит в небольшой телескоп): Смотрел 10 минут назад. Извольте. Нет.

Волхв 2: А вот эта?

Волхв 3: Нет же. Я знаю все звезды на небе. Иначе, как бы, по-вашему, я составил бы атлас и карту звездного неба? Главный труд моей жизни.

Волхв 1: Да, он бесподобен.

Волхв 3: Так вот, позволю себе утверждать, что у каждой есть имя, но большинство из них похожи друг на друга, и если бы, допустим, если бы вдруг появилась новая звезда… это бы не осталось незамеченным. Тем более, нам было ясно сказано, что это будет необыкновенная звезда!

Волхв 2: Надо ждать. Что суждено, то сбудется в свой срок: ни раньше и ни позже.

Волхвы (хором): Слава Грядущему!

Волхв 1: Пока предлагаю отдохнуть. Кстати, по-моему, здесь гостиница, но как же все неприглядно…

Волхв 3:Может быть, не будем, рисковать – там так неопрятно…

Волхв 2: Подождем здесь? Под открытым небом.

Волхв 1:Лучше под крышей. Холодает. Я сразу почувствую появление новой звезды. Даже если свет ее вначале будет не слишком ярок, я узнаю ее.

Волхвы стучатся.

Им отвечает грубый голос: Кто там?

Волхв 1: Мы странники, идем с Востока…

Дверь открывается.

Звучит голосхозяина гостиницы (радостно-заискивающе): О, какие знатные господа! Как хорошо одеты! Проходите. Для вас я найду самые лучшие комнаты!


Картина вторая.

Ангелы заняты уборкой: моют пол, протирают тряпочками звезды, развешивают их на облака, в углу стоит неукрашенная елочка.

Ангел 1: Пророчество сбывается. Мы так долго ждали.

Ангел 2(задумчиво): Долго… (Ангелу 3): Ты скоро? Вечно капаешься! Зачем еще кружева?..

Ангел 3:(отзывается из-за кулис): Сейчас.

Ангел 1(Ангелу 2, примирительно): Пусть. Он всегда хочет, как лучше.

Ангел 2(строго): Как лучше не надо, надо, как полагается. Помнишь, в прошлый раз его попросили помочь запомнить таблицу умножения? Так он вложил в голову бедному ребенку всю (загибает пальцы) алгебру, геометрию, высшую математику, черчение, научил его рисовать…

Ангел 1: А, да, помню! Скоро этот мальчик вырастет и станет архитектором, он будет возводить храмы, белые-белые, купола золотые-золотые и колокола, а еще построит крепость, которая убережет его народ от врагов.

Ангел 2: Да. Только мне потом пришлось срочно учить этого мальчика молчать – в мире взрослых не любят умных, это даже опасно… А потом он побежал с ребятами на горку, накормил всех мороженым и катался там с ними до темноты! Родители волновались, встречали своих детей с фонарями… Домой все вернулись мокрые

Ангел 2(с улыбкой): И счастливые!

Ангел 1: От ужина дети отказались, конечно, после мороженого. Так, где он, наконец?

Ангел 3(ведет Звезду, поправляя ей головной убор и расправляя складки ее плаща): А вот и мы.

Ангелы рассматривают Звезду.

Ангел 2: Это она!

Звезда: Здравствуйте!

Ангел1: Здравствуйте! (Ангелу 3): Молодец, надеюсь, на этот раз ты не оплошал. Она должна стать самой лучшей, самой прекрасной нашей звездой, но ей придется нелегко… Так, зачем кружева, объясни?

Ангел 3: Но это же необыкновенная Звезда, она самая важная, самая…

Ангел 2: Это она: самая красивая, яркая, добрая, путеводная…

Звезда: Спасибо. (Ангелу 1) Вы сердитесь?Я вас чем-то огорчила?

Ангел 2: Нет, что вы, он не сердится, просто он ответственный, он всегда такой, переживает.

Ангел 1: И ожерелье… (Ангелу 3): Ты научил ее, она знает свою траекторию?

Ангел 3(загибает пальцы): Конечно, она знает алгебру, геометрию, физику, астрономию…(радостно): А еще я научил ее петь и танцевать!

Ангел 1: Зачем?

Звезда и Ангелы поют рождественскую песню об ожидании Рождества, радости.

Черт со свитой просыпается, подслушивает.

Ангел 1: Все-таки жалко людей.

Звезда: А кто такие люди?

Ангел 3: Люди? Увидишь. Они хорошие, только…

Ангел 1:(строго): Разные.

Ангел 3 (берет со столика ожерелье и одевает Звезде): Они счастливые, потому что могут творить: писать стихи, создавать красивые вещи – у них это называется произведения искусства. Вот это ожерелье изготовил, по моей просьбе, один мастер из Дамаска, он почти ослеп, ему нужно беречь глаза, а он все равно не оставляет работы.

Ангел 2: Да, просто… им нужно помогать, чтобы они не теряли надежду: ободрять, вразумлять.

Ангел 1: Хватит болтать. Пора к Пастухам. Уже скоро. Слава Грядущему!

Ангелы и Звезда(хором): Слава!

Ангелы уходят. На дальнем плане Ангелы подходят к сидящим пастухам, показывают им свиток, затем указывают рукой в сторону. Пастухи слушают, затем поднимаются, кланяются, уходят.


Картина третья.

Черт: Как мне плохо, с каждым днем все хуже и хуже, а в последнее время с каждым часом. Эй, Ведьма – это к чему?

Ведьма: Ты что, забыл?! Если бы не я, ты проспал бы все на свете, погляди, кто это с ними такая яркая?

Черт: Какой отвратительный свет у этой, глаза режет!

Ведьма: А! Так это же она!

Черт: О! Пора мне браться за дело. Эй, Увалень, просыпайся, придется немного поработать.

Увалень: Э?

Трольчиха: Мам, смотри, какое у нее ожерелье и плащ, я тоже такие хочу (подражает походке Звезды).

Ведьма (смотрит на Звезду с завистью): Красивая, яркая. (Черту): А почему она? У меня дочь. Почему не моя Трольчиха?.. Почему не моя дочь идет по лесу в ожерелье и сверкает, как звезда?

Черт: Ты че? Твой дочери Ирод испугался…

Ведьма дает Трольчихе затрещину.

Трольчиха: Я же не виновата, что с меня парик свалился, Ирод рожек и испугался. Копыт-то он не заметил.

Ведьма: До копыт тогда не дошло, это верно. Но мы же купили тебе сапожки! А парик другого цвета оденем, Ирод тебя не узнает.

Трольчиха радостно приплясывает.

Черт: Угомонитесь вы! Тут дело важное. Эй, Увалень, шевелись, помоги мне.

Ведьма: Хорошо. (Увальню, но адресуя Черту): Мы поможем тебе, правда? (Черту): А ты потом поможешь нам: скажи Ироду, чтобы взял моего Увальня и Трольчиху.

Черт: Куда? Ты что, до сих пор их не пристроила?
Ведьма: Какое там...(кривляется, передразнивая, потрясает в сторону «их» руками): Им же образование нужно, желание работать, быть увлеченным своим делом… Так вот: скажи Ироду, чтобы сделал его продюсером, а ее (указывает на Трольчиху) певицей.

Трольчиха: И фотомоделью. Запустим супер Троль-шоу!

Ведьма(дает Трольчихе затрещину): Не перебивай. (Черту): Видишь, какая хорошая девочка, уже и название придумала.

Черт(задумывается): Это будет очень сложно, но… (смотрит на Звезду, его передергивает): Ладно! Продюсером так продюсером. Живо за мной.

Черт подбегает к Звезде. Свита Черта видит за кустами.

Черт(защищаясь от света Звезды): Здравствуй!

Звезда: Ах! Здравствуйте!(прикладывает руку к виску)

Черт: Ты что?

Звезда: Простите, но как только вы подошли, у меня заболела голова, и мне стало так тоскливо и страшно…

Черт: Это ладно. Ты кто? И почему без спросу ходишь по моей земле?

Звезда: Разве это ваша земля?

Черт: Да, здесь все мое. Отвечай!

Звезда: Я – Звезда. Я должна взойти и осветить путь…

Ведьма: Что? Почему ты так решила?

Звезда: Ангелы сказали мне об этом.

Ведьма: Ха! Да звезд знаешь, сколько? Почему ты? Не смеши меня. Уходи отсюда!

Звезда: Я не понимаю.

Ведьма: Не понимаешь?

Трольчиха: Сейчас поймешь!

Ведьма: Увалень, давай!

Увалень кидает в Звезду комья. Ведьма и Трольчиха визжат, прыгают вокруг Звезды в хороводе, толкая ее.

Песня Черта со свитой - желательно.

Черт закрывает облаками месяц и звезды. Звезда закрывается руками, опускается на землю.

Черт: Я к Ироду.

Ведьма (на миг остановившись): Про моих-то не забудь.

Черт: Когда надо – позову, чтобы раньше времени его не пугать.

Черт убегает. Трольчиха снимает со Звезды ожерелье, Увалень - плащ, устраивают потасовку, деля вещи, затем вместе с Ведьмой приплясывают на месте, крутя над головой плащом:

Трольчиха: Это настоящее Троль-пати-шоу!

Ведьма(умилительно): Доча моя.

Звезда лежит на земле.

Появляется Ангел, смотрит на Звезду, Ведьму, Увальня и Трольчиху.

Ангел (задумчиво констатирует): Не так страшен Черт, как его продюсер.

Ангел подходит к Ведьме, Трольчихе и Увальню, осеняет их крестом, те пугаются, молча отдают плащ и ожерелье, затем оседают.

Ангел: Исчезните.

Ведьма, Увалень и Трольчиха ложатся на землю, застывают.
Ангел подходит к Звезде, склоняется над ней.


Картина четвертая.

Царь Ирод сидит на троне, рядом жена Ирода. Чуть неподалеку – Казначей. По другую сторону от трона стражники. По стене в ряд установлены различные скульптурные изображения Ирода.

Черт: А вот царь Ирод на троне в золотой короне. Здравствуй, друг мой.

Ирод: А, Черт. Привет. Как оно?

Черт: Нормально. У тя-то как?(по-хозяйски наливает из кувшина в кубки, протягивает Ироду)

Ирод(смеясь): Эй, Казначей, как у меня дела?

Казначей вздрагивает, униженно улыбается, развертывает длиннющий свиток. Жена Ирода тоже вздрагивает.

Ирод (пренебрежительно и нетерпеливо машет на него рукой): Уйди. (Черту): Я тут на досуге подсчитал: ближайшие 500 лет мои активы будут только расти. Золото течет рекой. А дальше!

Черт: 500… Даже так.

Ирод (прохаживается вдоль своих идолов, отпивает из кубка): Да. Смотри. Как, похож?

Черт: Да. А что ты сделал с остальными скульпторами, которые отказались?

Ирод: А, я их изолировал, они у меня сидят в нищете и безвестности, но, представь, надежды не теряют. Мрамора у них, конечно, нет – ха-ха-ха, так они из песка ваяют, из дерева вырезают – а, что, ничего, я видел.

Черт: Молодец.

Входит придворный композитор Ирода, в руках держит ноты.

Ирод (Композитору): А, привет! Ну, как, получилось?

Придворный композитор Ирода кланяется, передает ноты.

Ирод (Казначею): Расплатись.

Ирод забирает ноты, вертит их в руках.

Ирод распахивает дверь – за ней музыканты и огромный хор. Ирод передает Дирижеру ноты, тот быстро передает музыкантам и хору.

Ирод(Черту): О, мне тут гимн сложили, еще один. Слушай!

Дирижер готовится взмахнуть рукой, музыканты и хор собираются грянуть, но доносится красивое негромкое пение – мимо дворца Ирода проходят пастухи с Ангелом и поют:

Идем поклониться.
Пред Царем явиться.

Где Христос родится,
Там звезда явится.

Ангел нам являет
На путь наставляет.

Ирод (удивленно выглядывая в окно, довольно): О! Слышишь. Хорошо поют! (Дирижеру и хору машет рукой, чтобы не начинали). Дирижер, музыканты и хор переводят взгляды с нот, смотрят в сторону окна, тихо и радостно слушаю пение, чуть улыбаются.

Черт: Хорошо. Ты думаешь, это они тебе поют?

Ирод (от неожиданности расплескивает вино, поворачиваясь к Черту): А кому?

Черт: Видишь, тут такое дело. Иди сюда.

Ирод подходит к Черту, тот что-то говорит ему вполголоса, Ирод взвивается на месте.

Ирод: Так. Быстро. Начальник охраны.

Подходит Начальник охраны.

Ирод: Сию минуту уничтожить всех младенцев от двух лет и младше.

Черт давится вином, кашляет, отряхивает одежду. Начальник уходит с частью стражи.

Ирод:(поднимает руку, сжимает кулак): Да у меня все вот здесь. Без моего ведома?! А волхвы – а, так и не вернулись!

Черт: Так значит – всех?

Начинает звучать горестная песня-плач – до слов начальника стражи о Рахили.

Ирод: Всех, подчистую. Конкуренты мне не нужны.

Черт: Да-да. Ты всегда отличался основательностью и масштабом. За тебя (пьет, аккуратно ставит кубок на место).

Ирод: Да они там совсем рехнулись, страх потеряли.Не, ну,ты слышал – Царь Царей?! А я тогда кто?

Черт: Да.

Приходит Начальник стражи.

Ирод: И?

Начальник стражи (от ужаса еле произносит): Плач стоит по всей земле.

Ирод: А они как хотели? Совсем распустились.

Начальник стражи: Плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Ирод собирается продолжать говорить, но Черт его останавливает. Появляется Смерть.

Черт: О, здравствуй, сестрица.

Смерть: Здравствуй, братец. Зачем звал?

Черт(показывает на Ирода): Да вот.

Ирод: Это кто?

Смерть: Ирод проклятый, безумный, довольно тебе в этом мире жить, пора тебе Ирод в ад отходить.

Ирод: Куда?

Черт: Ну, что же, Ирод, пойдем, друг мой.

Черт смотрит на Ирода, Ирод понимает, отступает.

Ирод: Подожди!

Черт: Ха, Ирод, проклятая душа, да я тебя жду уже 37 лет и три года!

Ирод: Нет, погоди. Хотя… я возьму с собой (считает по пальцам): Эй, казначей, ладно, отстань! Пятнадцать подвод с золотом, алмазами…

Черт: Не-а.

Ирод (торгуется): Хорошо, четырнадцать, а тебе 10 процентов.

Черт: Не, там смола горячая, а золото оно, прилипнет… Да ну! А алмазы… положить-то некуда: у меня карманов нет, да,  там их ни у кого нет.

Ирод: Ой, тринадцать, а тебе 11, 8 процентов!

Черт (строго): Зачем мою сестру обижаешь, ждать заставляешь?

Ирод визжит. Смерть дотрагивается до Ирода косой, уводит с собой. Когда Смерть и Черт уводят Ирода, Ирод извивается, Черт, подавляя хохот, старается быть серьезным.

Ирод: А кому достанутся все мои активы, мое золото!?

Черт: Жене.

Ирод: Этой дуре!?(стремительно оборачивается на жену) Зачем ей такие деньги?!

Черт: Ну, как, она сама решит…

Черт уходит с ними хохочет, утешает Ирода.

Черт: Не переживай, тебе там понравится: темень, гарь и смрад.

Жена Ирода сперва испуганно, затем, не веря своему счастью (Ирода больше нет), улыбается Казначею, который, оставив свою папку, подходит к ней. Жена Ирода и Казначей начинают танцевать. Начальник стражи углем подрисовывает идолу Ирода усы (сперва примеривается, склонив голову набок, отступает на шаг назад, смотрит на свою работу – как художник). Остальные стражники, смеясь над идолами Ирода, тоже берут угли.


Картина пятая.

Звезда лежит на земле. Ангел 2 склонился над ней.

Ангел 3: Вставай.

Звезда: Нет.

Ангел 1 (строго Ангелу 3): Ты научил ее физике, астрономии, литературе, даже петь и танцевать…

Ангел 3(оправдываясь): Учить ее драться – да мне просто это в голову не пришло.

Ангел 1: Защищаться…

Ангел 3 разводит руками (в смысле, нет уж, увольте).

Ангел 2(ласково, утешительно - Звезде): Вставай!

Звезда несмело поднимается, отряхивает испачканное платье. Ангелы одевают ей ожерелье и плащ.

Звезда: Как темно. Мне страшно.

Ангел 3: Тебе страшно, а ты иди. Не бойся, их больше нет. Мы же с тобой.

Ангел 2 спокойно убирает облака с неба и месяца.

Выходят волхвы.

Волхв 3: Смотрите, вот, это она.

Волхв 1: Да, самая яркая и прекрасная. Путеводная.

Волхв 2: Скорее.

Пастухи: Чуду подивитесь, Богу поклонитесь!

Волхвы, Пастухи идут за Звездой, рядом Ангелы.

Черт (ползая по земле – Звезде): Подожди, не всходи!

Звезда (строго): Замолчи.

Черт: Не всходи, упади.

Звезда: Отойди.

Черт: Не всходи – пропади!

Ангел 1 чуть отстает от группы, подходит к Черту, совершает крестное знамение.

Ангел 1: Исчезни.

Черт извивается, уползает.

Волхвы:
Слава Грядущему, слава!
Над вертепом звезда воссияла.
Царю Царей идем, поклонимся,
Новой жизни удивимся.

Пастухи:
Радость стала,
Звезда воссияла.
Младенцу Христу слава!

Звучит торжественная музыка. Звезда улыбается своим спутникам и зрителям, смотрит вверх, подпрыгивает, взлетает на небо – на небе зажигается яркая звезда, освещается вертеп: Мария с Младенцем, Иосиф, рядом овцы, вол и ослик, в углу украшенная елочка. Волхвы кланяются, подносят дары (золото, ладан и смирну), пастухи склоняются. Ангелы подходят к Младенцу, затем становятся по бокам. Мария целует Младенца, Ангелы улыбаются.

Пастух 2: Храни Господь нас, всех людей!

Волхв 2: Будь славен Он! В Звезду поверь!

Ангел 3: Пусть в светлый праздник Рождества
Мечта исполнится твоя.

Музыка.

Конец

Титры


Рецензии